Экологический КВН

(Для учащихся 5 класса)

Лейсан ФАХЕРТДИНОВА,

учитель географии и биологии I квалификационной категории средней школы №7 г. Арска

Цель: формирование экологической компетентности у школьников, которое строится на базе экологического сознания.

Задачи:

– воспитание экологически- культурной личности;

– целенаправленное  воздействие на духовное развитие подрастающего поколения, формирование у него нравственного отношения к окружающей среде.

Актуальность. Загрязнение окружающей среды – глобальная проблема человечества. Данная проблема остается актуальной в течение многих лет. Для решения данной проблемы в первую очередь необходимо сформировать у подрастающего поколения знания об окружающей среде, а также дать представления о последствиях, которые могут возникнуть при ее загрязнении.

Формы проведения мероприятия: викторина-КВН.

Методы: словесно-наглядный, частично-поисковый, проблемное изложение.

Использованная аппаратура: ноутбук, проектор, интерактивная доска, презентация.

Ход мероприятия

Ведущий.

Не в театре телевизионном,

А среди школьных стен

Начнем сейчас, сегодня

Наш Эко-КВН!

Уже готово все к сражению,

Команды лишь сигнала ждут.

Одну минуточку терпенья,

Я вам представляю грозный суд. (Представляются судьи.)

1-й тур. Приветствие команд (5 баллов)

(Команды называют себя, свой девиз (эмблема команды).

2-й тур. Разминка (по 1 баллу за правильный ответ).

Ведущий. Команды представились друг другу и зрителям, а теперь мы начнем наш Эко-КВН с традиционной разминки.

Я задаю по 5 вопросов командам, по очереди, если команда не ответила, то отвечают члены следующих команд. Начинаем.

  1. Что изучает наука экология?
  2. Что такое экологические факторы?
  3. Перечислите экологические факторы и приведите примеры.
  4. Что такое биосфера?
  5. Как происходит круговорот воды в природе?
  6. Какие взаимоотношения есть между организмами?
  7. Какую сферу называют ноосферой?
  8. Что означает озоновый слой? Какую функцию он выполняет?
  9. Что вы знаете про кислотные дожди?
  10. Что такое парниковый эффект?

Ведущий: Спасибо всем командам. Жюри подводит итоги разминки.

3-й тур. Записка (по 5 баллов за правильный ответ).

Ведущий. Пока мы соревновались, поступило тревожное сообщение: в одном районе с интенсивным земледелием в почвах исчезли черви из-за постоянного внесения ядохимикатов. Что можно сделать?

Ведущий. Пока идет спасение, болельщики должны разгадать загадки.

  1. Трава от 99 болезней. (Зверобой)
  2. Самое сладкое дерево наших лесов. (Липа)
  3. Разноцветные грибы. (Сыроежки)
  4. Какая ягода бывает черной, красной, белой? (Смородина)
  5. У какого дерева ствол белый? (Берёза)
  6. У какого дерева весной дятла поит? (Берёза)
  7. Название какого растения говорит, где оно живет? (Подорожник)
  8. Какой цветок лето начинает? (Колокольчик)
  9. Дерево – символ нашей Родины. (Берёза)
  10. Кто собирает грибы спиной? (Ёж)
  11. У кого каждый день растут зубы? (У бобра, зайца)
  12. Кто бежит, выставляя вперед задние ноги? (Заяц)
  13. Когда ёж не колется? (Когда только родился.)
  14. Кто слышит ногами? (Кузнечик)
  15. Кто всегда поет на одной ноге? (Комар)
  16. Кто спит вниз головой? (Летучая мышь)

Ведущий. Ребята, молодцы! Пока мы разгадывали загадки, наши спасатели определили, что можно сделать. Судьи скажут результаты.

4-й тур. Конкурс капитанов

Ведущий. Проверим, способны ли капитаны быть во главе своей команды. (Отвечают на 4 вопроса, по одному баллу за правильный ответ.)

  1. Почему особенно весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать магнитофон, разжигать костры? (Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверюшек — искать укромное местечко.)
  2. В лесах Северной Америки можно встретить небольшого зверька с пышных хвостом. Но лучше его не трогать. Почуяв опасность, он выпускает струю отвратительно пахнущей и очень стойкой жидкости, бьющей на 6 метров. Ни звери, ни люди не способны вынести подобную «химическую атаку». Что это за зверек? (Скунс)
  3. На берегу реки греется на солнышке страшное зубастое тропическое животное с длинным хвостом. Его самка кладет яйца на суше. Но детеныши, едва вылупившись, бегут к воде. Что это за животное? (Крокодил)
  4. Вот по пустыне летит маленький зверек. Он передвигается на задних ногах. На кончике хвоста у него белая кисточка, которая вьется как знамя. Передними лапками он держит пищу и роет норы. Прыжки его достигают 1,5 метра. Это в 10-12 раз больше его тела. Что же это за чемпион по прыжкам? (Тушканчик)
  5. В тропическом лесу вьется над цветком большой шмель. Но, приглядевшись, мы видим, что это маленькая птичка. Она тоже питается нектаром. Что это за птичка? (Колибри)
  6. Яйцо этой птицы весит 1,5 – 2 килограмма. Да и сама эта птица самая большая на земле. У себя на родине, в Африке, этих птиц истребляют ради их великолепных перьев. Но у нас, в России, их разводят на фермах. Что это за птица? (Страус)
  7. Вы увидели гнездо птицы. Как сохранить его? (Не вытаптывать траву у гнезда, если оно на земле. Не трогать яйца руками. Не брать в руки птенцов.)
  8. Каковы причины лесных пожаров? (Непогашенный окурок, костер, молния.)

5-й тур. Кроссворд «Экология» (10 баллов).

Ведущий. Пока команды будут составлять кроссворд, поиграем с болельщиками в игру «Что лишнее?»

Крот, дождевой червь, многоножка, личинка майского жука, стрекоза.

Летучая мышь, голубь, страус, бабочка, летучая рыба.

Лошадь, заяц, суслик, кошка, хомяк.

Собака, рысь, коза, корова, лошадь.

Белый медведь, лев, антилопа, койот, гиена.

Кит, морж, осьминог, носорог, акула.

6-й тур. «Школа выживания для Робинзонов» (5 баллов)

Какие экологические проблемы есть на нашей планете? И что вы предложили бы?

7-й тур. Конкурс «Живая буква»

Команда за одну минуту должна вспомнить название цветка, дерева, насекомого, рыбы, птицы, зверя на букву Э.

(Ведущий объявляет победителей.)

Ведущий. И хотелось бы завершить наш ЭКОКВН с таким стихотворением.

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей!

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую:

Нас мало, а она – одна!