Эффективные стратегии работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
Эффективные стратегии работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
Альфия СУЛТАНБЕКОВА,
воспитатель,
Уруссинская школа-интернат
для детей с ОВЗ
Ютазинского района РТ
Работа с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) требует особого подхода и понимания их потребностей. Основные аспекты в работе:
- Создание структурированной среды
- Распорядок дня: Установите четкий распорядок дня и придерживайтесь его. Это поможет ребенку понять, что ожидается от него в течение дня.
- Организация пространства: Обеспечьте организованное и минималистичное пространство, где меньше отвлекающих факторов.
- Использование визуальных подсказок
- Картинки и схемы: Используйте визуальные расписания, графики и картинки, чтобы помочь ребенку понять последовательность действий.
- Цветовые коды: Применяйте цветовые коды для различных задач или предметов, чтобы облегчить их восприятие.
- Разделение задач на этапы
- Малые шаги: Разделите задания на более мелкие, управляемые части. Это поможет ребенку сосредоточиться и не чувствовать себя перегруженным.
- Четкие инструкции: Давайте ясные и краткие инструкции, чтобы избежать путаницы.
- Поощрение и мотивация
- Система поощрений: Введите систему поощрений за выполнение задач или соблюдение правил. Это может быть как словесная похвала, так и небольшие награды.
- Позитивное подкрепление: Сфокусируйтесь на положительных аспектах поведения, а не на недостатках.
- Обеспечение физической активности
- Движение: Включайте в распорядок дня физические активности, такие как игры на свежем воздухе или спортивные занятия. Это помогает снять избыток энергии.
- Перерывы: Делайте регулярные перерывы для движения, чтобы ребенок мог выпустить пар и вернуться к учебе более сосредоточенным.
- Индивидуальный подход
- Понимание потребностей: Узнайте о сильных и слабых сторонах ребенка, чтобы адаптировать подход к его уникальным потребностям.
- Работа с родителями: Сотрудничайте с родителями, чтобы создать единый подход к обучению и воспитанию.
- Обучение навыкам саморегуляции
- Техники релаксации: Научите ребенка техникам глубокого дыхания или медитации для управления эмоциями и стрессом.
- Социальные навыки: Работайте над развитием социальных навыков, чтобы помочь ребенку лучше взаимодействовать с окружающими.
- Профессиональная поддержка
- Консультации специалистов: При необходимости привлекайте психологов, педагогов или логопедов, которые могут предложить дополнительные стратегии и поддержку.
- Медикаментозная терапия: В некоторых случаях может быть рекомендована медикаментозная терапия, но это решение должно приниматься специалистом.
Основная проблема с такими детьми – это невнимательность.
Невнимательность у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) может проявляться в различных аспектах их поведения и учебной деятельности.
Ребенку нужна помощь, если он:
– Не всегда реагирует с первого раза, не сразу откликается, когда его зовут.
– Сначала выполняет действия, а затем размышляет.
– Часто совершает ошибки даже в тех заданиях, которые хорошо знает.
– Спешит с ответами и часто не завершает задания полностью.
– Излишне медлителен, долго начинает выполнять задачи, быстро утомляется и теряет интерес.
– Часто забывает и теряет свои вещи.
Если вы наблюдаете такие проявления у своего ребенка, это явный сигнал для серьезного размышления и начала действий! Эти проявления не исчезают сами по себе и со временем могут лишь ухудшиться, поскольку настоящая причина связана с особенностями функционирования головного мозга.
Эти проявления могут варьироваться по степени выраженности и могут зависеть от конкретной ситуации или окружения.
Что скрывается за проблемой невнимательности?
– Слабость первого блока головного мозга, отвечающего за общую работоспособность. В этом случае ребёнку не хватает энергетического ресурса для концентрации на текущих задачах.
– Низкий уровень самоконтроля. Ребёнок ещё не способен сознательно контролировать свои действия. Он может казаться рассеянным и «несобранным», ему трудно следовать правилам. За программирование и самоконтроль отвечает третий блок мозга.
– Невнимательность часто является одним из симптомов СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности).
Как видно, причин может быть несколько. Хорошая новость заключается в том, что все они поддаются коррекции!
Если у ребёнка наблюдаются незрелости первого блока мозга, важно правильно активизировать его отделы. Для этого подойдут дыхательные упражнения, специальные игры, контрастный душ, прогулки на свежем воздухе, сбалансированное питание и другие методы.
Если проблема связана с третьим блоком, необходимо сосредоточиться на формировании процессов программирования и самоконтроля. Используя специальные упражнения, ребёнок постепенно научится контролировать свои действия, станет более собранным и снизит количество «глупых» ошибок.
Но самое главное: всё это можно (и нужно!) делать в домашних условиях.
Причина невнимательности может заключаться в незрелости третьего функционального блока мозга (лобной доли). В таком случае важно развивать волевой компонент психики, а также навыки саморегуляции, внутреннего контроля и концентрации внимания.
Помочь в этом может известная с детства игра «Съедобное-несъедобное».
По сути, это простейшая тренировка выбора, где на один стимул выполняется одно действие, а на другой – действие другого типа. Группы стимулов могут быть разнообразными: живое – неживое, любимое – нелюбимое, знакомое – незнакомое и так далее.
Кроме того, игра способствует развитию:
– крупной и мелкой моторики, что помогает детям лучше управлять своими движениями,
– координации глаз и рук, что важно для выполнения различных задач,
– кинестетических ощущений, позволяя детям лучше осознавать свое тело и его движения,
– пространственного мышления, что помогает ориентироваться в окружающем мире,
–межполушарных взаимодействий, что способствует гармоничному развитию мозга,
– произвольной регуляции деятельности, что учит детей контролировать свои действия и эмоции.
Работа с детьми с СДВГ требует терпения, понимания и гибкости. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и подходы, которые работают для одного, могут не подойти другому. Создание поддерживающей и структурированной среды поможет детям с СДВГ развивать свои таланты и достигать успехов.