Эффективные формы патриотического воспитания на уроках английского языка
Эффективные формы патриотического воспитания на уроках английского языка
Гулия ГИЛЬФАНОВА
учитель английского языка
Старомензелябашской ООШ
имени А.Тимергалина
Сармановского района
Патриотизм – это не только любовь к своей Родине, но и уважение к ее истории, культуре, традициям [3]. Значимость патриотического воспитания детей особенно остро обозначилась в современный период – в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в собственной жизни. Патриотическое воспитание – это организованный процесс, направленный на формирование у детей общественно значимых ориентаций, гармоничного сочетания общественных и личных интересов, уважительного отношения к Родине и своему народу [4]. Это так же многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины [1].
Огромную роль в патриотическом воспитании человека играет школа. Именно здесь закладываются не только знания, но и формируются моральные качества. Согласно одному известному русскому публицисту и историку Михаилу Меньшикову, будущее есть только у того государства, молодое поколение которого выбирает патриотизм. Воспитать патриота – значит развить такие качества личности, как ответственность, чувство долга, уважение к старшему поколению, умение логически мыслить. Задача учителя – найти такие формы работы с учениками, которые позволили бы им самим приобщиться к истории и культуре своей родины [2].
В условиях глобализации, когда английский язык является международным средством общения, его уроки представляют уникальную возможность для формирования патриотических чувств у школьников, не ограничиваясь рамками традиционной пропаганды. Ключ к успеху – интеграция патриотического воспитания в естественный контекст изучения языка, делая его органичной и увлекательной частью учебного процесса [2]. Важно учитывать:
- возрастные особенности: методы и материалы должны соответствовать возрасту и уровню подготовки учащихся;
- индивидуальный подход: учитывать индивидуальные интересы и способности учащихся;
- позитивный контекст: избегать пропаганды и навязывания идей. Формировать патриотизм через понимание, уважение и гордость.
Самыми эффективными формами и методами реализации задач патриотического воспитания школьников на уроках английского языка являются:
- 1. Изучение истории и культуры Татарстана и России:
- обсуждение исторических событий: рассказ об исторических личностях, эпохах, событиях, которые сформировали Россию;
- анализ литературных произведений: чтение и обсуждение произведений русских классиков в английском переводе позволяет понять глубину и уникальность русской и татарской литературы и ее влияние на мировую литературу;
- изучение русской и татарской культуры: знакомство с русской и татарской музыкой, живописью, архитектурой, танцами, традициями через англоязычные источники;
- сравнительный анализ культур: сравнение российской культуры с культурами англоязычных стран позволяет учащимся оценить уникальность российской культурной идентичности и понять её вклад в мировую культуру.
- Создание проектов и презентаций:
- разработка видеороликов: создание короткометражных фильмов на английском языке о российских городах, природе, традициях. Это способствует формированию патриотических чувств через эмоциональное восприятие красоты и уникальности России;
- создание презентаций на английском языке: презентации о знаменитых российских ученых, писателях, художниках, композиторах, спортивных героях и др. Это развивает речевые навыки и глубокое понимание вклада соотечественников в мировую культуру;
- проекты о русских и татарских традициях, праздниках, обычаях;
- написание эссе на английском языке:написание эссе на темы, связанные с российской историей, культурой, современными достижениями способствует развитию письменной речи и формированию критического мышления.
- Использование интерактивных методов:
- ролевые игры: инсценировка исторических событий или знаковых диалогов на английском языке.
- дебаты на английском языке: обсуждение актуальных проблем России и её места в мире.
- игры и викторины: использование игровых методов для закрепления знаний о российской истории и культуре.
- Использование информационных технологий:
- онлайн-ресурсы: использование образовательных платформ и веб-сайтов на английском языке, посвященных российской истории и культуре;
• виртуальные экскурсии: использование виртуальной реальности для знакомства с российскими городами и достопримечательностями.
- Посещение музеев и выставок, кинотеатров:
- организация поездок в музеи, связанные с русской и татарской историей и культурой (например, Государственный исторический музей, Третьяковская галерея);
• подготовка к посещению музеев и выставок на английском языке (изучение информации, составление вопросов);
- Использование аудио и видеоматериалов:
- просмотр документальных фильмов о русской и татарской истории, культуре, природе;
- прослушивание русской и татарской музыки с английскими субтитрами;
- просмотр интервью с известными россиянами на английском языке.
- Привлечение английских языковых ресурсов:
- использование английских книг, статей, веб-сайтов, посвященных России;
- чтение английских стихов о России;
- общение с носителями английского языка о России.
Различные методы, приемы и современные технологии помогут сделать уроки интересными и познавательными, но главная цель – привить учащимся уважение и любовь к своей родине, чтобы им захотелось, если возникнет такая необходимость рассказать о ней и «защитить» средствами иноязычной коммуникации. Изучение английского языка – это не только возможность общаться с иностранцами, но и способ лучше понять свою страну и ее роль в мире.
Важно помнить, что эффективность патриотического воспитания зависит от компетентности учителя, его способности создать атмосферу уважения и доверия, и от индивидуального подхода к каждому ученику. Данные методы не являются исчерпывающими, но представляют собой наиболее перспективные направления для реализации патриотического воспитания на уроках английского языка. Ключ к успеху – органичное вплетение патриотических элементов в учебный процесс, делая его интересным, увлекательным и познавательным для учащихся.
Таким образом, патриотизм – это не статичное чувство, а динамический процесс, требующий осмысленного подхода и использования инновационных методов обучения. Патриотическое воспитание – это инвестиции в будущее, стремление к формированию осознанной и активной гражданской позиции у подрастающего поколения.
ЛИТЕРАТУРА:
- Абдулаева М.А. Патриотическое воспитание как основа формирования личности / М.А.Абдулаева. – Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). – Казань: Бук, 2014. – С. 22-24. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6197/
- Белова Е. С. Патриотическое воспитание на уроках иностранного языка / Е.С.Белова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – – № 12 (459). – С. 148-150. – URL: https://moluch.ru/archive/459/100999
- https://old.bigenc.ru/philosophy/text/2324213
- https://spravochnick.ru/pedagogika/principy_i_metody_vospitaniya/principy_patrioticheskogo_vospitaniya/