Эффективность использования ИКТ в сопровождении детей с тяжёлыми нарушениями речи
Эффективность использования ИКТ
в сопровождении детей с тяжёлыми нарушениями речи
Алина САФИКАНОВА
учитель-логопед
детский сад №273 г. Казани
Ю.Б.Зеленская [2] отмечает, что в настоящее время в отечественной специальной педагогике О.И.Кукушкиной [5] и ее последователями на базе ГНУ «Институт коррекционной педагогики РАО» активно разрабатывается методологический подход к использованию компьютерных средств обучения в процессе обучения детей с тяжелыми нарушениями речи. Однако ряд апробированных, отражающих прогрессивные, научно обоснованные, высокопрофессиональные модели специального обучения, обучающих компьютерных программ не велик. В качестве наиболее известных отечественных разработок с возможным применением в сфере дефектологии и логопедии называются – «Мир за твоим окном», «Лента времени», «Моя жизнь», «Внутренний мир человека», русифицированные варианты зарубежных технологий «Видимая речь» (версия 3.0) и «Текстовый редактор» [2].
Сфера применения «SpeechViewer» («Видимой речи») охватывает все базовые компоненты работы сурдопедагога и логопеда над произносительной стороной речи. С помощью данной программы возможно обследование ритмико-интонационной стороны речи и получение объективных данных, дополняющих результаты традиционного обследования; формирование правильного речевого дыхания; развитие и коррекция голоса; развитие голосовых модуляций; формирование нормального темпа и слитности речи; выделение словесного и логического ударения; коррекция нарушений звукопроизношения; формирование навыков самоконтроля за произношением [5].
Данная компьютерная технология служить уникальным средством мотивации детей к занятиям произношением, с которым не могут конкурировать традиционные средства обучения. Ребенок получает визуальные удовольствия с момента введения в задачу. Традиционные упражнения трансформируются в интерактивные игры с понятными правилами и увлекательными сюжетами. Качественное произношение предложенного речевого материала становится условием достижения игровой цели. Ребенок самостоятельно убеждается в соответствии/несоответствии качества своего произношения заданному образцу правильной речи. Он впервые получает адекватное его возможностям средство контроля и оценки многих аспектов своей речевой деятельности, благодаря чему возникает мотивация к сотрудничеству со взрослым при возникновении затруднений в достижении поставленной цели [2].
Благодаря предусмотренной системе настроек расширяются возможности качественной индивидуализации коррекционного процесса. Используя «Видимую речь», сурдопедагог и логопед могут «балансировать» в процессе обучения между идеальным произнесением и лучшим для ребенка на данном этапе формирования произносительного навыка, последовательно наращивая требования к качеству произнесения материала в соответствии с его индивидуальными возможностями [2].
Создатели научного подхода к формированию и коррекции произносительной стороны речи детей с нарушениями в развитии — Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина, а также автор системного подхода к пониманию и коррекции речевых нарушений у детей – Р.Е.Левина придавали большое значение поиску средств, позволяющих мотивировать детей к трудным для них занятиям произношением; расширить сенсорную базу для формирования произносительных навыков; сделать доступным и предметным анализ «ускользающей» звучащей речи, развивать произвольность в усвоении произносительных навыков. Именно этими функциями обладает «SpeechViewer» («Видимая речь»). Данной компьютерной технологии не существовало и не могло, как было показано, существовать в 50–60 гг. XX века – период разработки, обоснования и экспериментальной проверки отечественных научных подходов к коррекции различных по своему генезу и степени выраженности нарушений произношения у детей. Однако то значение, которое придавали основоположники этих подходов поиску средств, обладающих возможностями «SpeechViewer» («Видимой речи»), дает основание считать, что такого рода технические средства осмысливались ими как необходимые для успешной реализации созданных подходов на практике [2].
Доктор Ренди Кульмана отмечает несколько причин для использования детьми с тяжёлыми нарушениями речи видеоигр, так как они помогают детям: развивать гибкость мышления, принимать изменения и вариации в правилах; избавляться от дискомфорта при совершении ошибок; повышать коммуникативные навыки и социализироваться; развивать моторику и координацию; узнавать о современной культуре; фокусировать внимание и концентрироваться; практиковаться в достижении совершенства [6].
Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, повышают интерес детей к обучению, активизируют их познавательную деятельность, улучшают процесс усвоения материала и способствуют развитию образного мышления. Компьютерные программы также вовлекают детей в развивающую деятельность, ставя перед ребенком и помогая ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность и ведущую для дошкольника деятельность – игру в процессе индивидуального обучения [2].
Специалистами Лаборатории компьютерных технологий Института коррекционной педагогики РАО еще в 1990-х разработана коррекционно-диагностическая среда «Мир за твоим окном». Это первая в России специализированная компьютерная программа, предназначенная для развития и обучения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями слуха, речи, задержкой психического развития. Сама программа «Мир за твоим окном» посвящена теме «Времена года» и состоит из пяти частей: Времена года, Погода, Одежда, Рассказы о временах года, Календарь. Программа включает несколько сотен заданий. Неотъемлемой частью программы является методическое руководство, для взрослых, чтобы добиться развивающих и коррекционных эффектов обучения [2].
Применение информационно-компьютерных технологий позволяет сделать занятие привлекательным, интересным и современным, вызывает у детей познавательный интерес, а также эмоциональный подъем [7].
В настоящий момент идет поиск новых современных технологий, которые дадут возможность специалиста повысить эффективность коррекционно-развивающей работы, а детям повысить их интерес к занятиям. В период информатизации, по мнению большинства ученых, могут выступать информационно-коммуникационные технологии. На сегодняшний день в дефектологии, логопедии, коррекционной педагогике, клинической психологии ведутся разработки компьютерных коррекционно-развивающих программ, Интернет-ресурсов, методических разработок по внедрению средств ИКТ в коррекционно-развивающую работу с детьми с ОВЗ. Таким образом, можно говорить о том, что данная проблема достаточно актуальна.
Список литературы:
- Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / И.Г. Захарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. –192 с.
- Зеленская Ю.Б. Эволюция вспомогательных (технических) средств формирования и коррекции произносительной стороны речи у детей [Текст] / Ю.Б. Зеленская // Дефектология. –2003. – №2. – С. 60 – 65.
- Казакова Е.И. Четыре тенденции и другие проблемы сопровождения [Текст] / Е.И. Казакова // Школьный психолог. – 1998. – № 48. – С. 2 – 3.
- Комарова Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании [Текст]: практическое пособие / Т.С. Комарова, И.И. Комарова, А.В.Туликов. – Москва: Мозаика-Синтез, 2011. – 128 с.
- Кукушкина О.И. Применение информационных технологий в специальном образовании [Текст] / О.И.Кукушкина // Тематическое приложение к журналу «Вестник образования». – 2003. – №3. – С.76 – 87.
- Ризаева Е.Ю. Использование информационно-коммуникационных технологий в психолого-педагогическом сопровождении детей с расстройством аутистического спектра [Текст] // Евсевьевские чтения. Серия: Актуальные проблемы специального и инклюзивного образования: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых «51-е Евсевьевские чтения». Саранск: Издательство: Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева. С.76 – 83.
- Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании [Текст] / И.В. Роберт. Москва: Школа-Пресс, 1994. – 140 с.
- Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования [Текст] / И.В. Роберт. – Москва: ИИО РАО, 2010. – 140 с.
- Семаго М.М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования [Текст] / М. М. Семаго, Н. Я. Семаго. — Москва: АРКТИ, 2005. – 336 с.
- Семаго М.М. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики [Текст] / М.М. Семаго. Москва: МГППУ, 2012. – 156 с.