Язык и его функци
№ 192
(Урок-исследование по русскому языку в 10 классе)
Светлана РАЗУМКОВА,
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории средней школы №135 г. Казани
Цель:
– пробудить старшеклассников к размышлениям о роли слова в жизни человека и общества;
– сформировать представление о многообразии функций языка и речи.
Задачи:
– познакомиться с функциями языка, познакомиться с художественными текстами и с отдельными высказываниями о языке, принадлежащими известным писателям, поэтам, мыслителям;
– проанализировать предложенные тексты, осмыслить в разных аспектах.
Планируемые результаты:
личностные: формировать ценностно-смысловую ориентацию учащихся: ценностное отношение к родному языку, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за страну;
регулятивные: формировать умение самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат;
коммуникативные: развивать умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
познавательные: расширить знания о языке, речи, функциях языка, извлекать необходимую информацию из предложенных текстов, определять художественно-выразительные средства и приёмы языка.
Ход урока
- Мотивировка
Учитель. Здравствуйте, ребята1 Сегодняшний урок я хочу начать с высказывания К.Г.Паустовского «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности». О чём заставляет задуматься писатель? Выделите ключевые слова.
Учащийся. Автор говорит об отношении человека к своему языку, о связи языка и нравственной культуры, о патриотизме.
Учитель. К.Г.Паустовский так же, как и многие писатели, поэты, мыслители, не только искусно владел языком, но и заставлял задумываться о роли языка в жизни общества, об отношении к языку как одной из главных ценностей в жизни народа. Предлагаю и вам задуматься и поговорить о роли языка в вашей жизни.
- II. Актуализация знаний
- Беседа по вопросам.
Учитель. Что такое язык?
Учащийся. Язык – это система словесного выражения мыслей, обладающая определенным звуковым и грамматическим строем и служащая средством общения в человеческом обществе.
Учитель. Что такое речь?
Учащийся. Речь – деятельность человека, использующего язык в целях общения, для выражения эмоций, оформления мысли, познания окружающего мира, для планирования своих действий и прочего.
Учитель. Как связаны между собой эти понятия?
Учащийся. Язык находит свое проявление в речи.
Учитель. Чем язык отличается от речи? Рассмотрим таблицу.
Язык | Речь |
язык – это средство общения | речь – это воплощение и реализация языка, который посредством речи выполняет свою коммуникативную функцию |
язык абстрактен, формален | речь материальна, в ней корректируется все, что есть в языке, она состоит из артикулируемых звуков, воспринимаемых слухом |
язык стабилен, статичен | речь активна и динамична, для нее характерна высокая вариативность |
для языка характерна уровневая организация, которая вносит в последовательность слов иерархические отношения | речь имеет линейную организацию, представляя собой последовательность слов, связанных в потоке |
язык независим от ситуации и обстановки общения
|
речь контекстно и ситуативно обусловлена, в речи (особенно в поэтической) единицы языка могут приобретать ситуативное значение, которое в языке отсутствует |
III. Создание проблемной ситуации
Учитель. Какую главную функцию выполняет язык в обществе?
Учащийся. Коммуникативная функция. Средство связи между людьми, средство сообщения информации.
Учитель. Но прежде чем сообщить вам информацию, я с вами поздоровалась, поприветствовала вас. Установила с вами контакт. Это фатическая функция или контактоустанавливающая.
А хотите узнать и другие функции языка?
- IV. Постановка проблемы исследования
Учитель. Я приготовила для вас высказывания великих людей, любящих свой язык, мастерски владеющих им и радеющих о сохранении его. Предлагаю проанализировать эти высказывания. О каких функциях языка они упоминают?
Обратимся к текстам
Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное поэтическое… орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего…Дивной вязью плел народ невидимую сеть русского языка: яркого, как радуга вслед весеннему дождю, меткого, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью, певучего… (А.Н.Толстой)
Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. (А.И. Куприн)
Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. (М.А.Шолохов)
Учитель. Что объединяет эти высказывания?
Учащийся. Язык – орудие социальной жизни, мысли, история народа, путь цивилизации и культуры.
Учитель. Чем является язык для писателей? Хранителем чего является язык?
Учащийся. Хранитель информации об истории народа, о его культуре.
Учитель. К чему призывает А.И.Куприн? С какой целью?
Учащийся. Изучать и сберегать. Сберечь язык – сохранить историческую память народа.
Вывод: Язык как хранитель культурно-исторической памяти. Этническая функция (язык объединяет народ).
Учитель. Обратимся к высказыванию И.С.Тургенева.
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса. (И.С. Тургенев)
Учитель. Что объединяет данное высказывание с предыдущими высказываниями?
Учащийся. Язык у Тургенева также является хранителем культурно-исторической памяти. Язык – достояние, переданное нам нашими предшественниками.
Учитель. Обратите внимание, как звучит данное высказывание?
Учащийся. Как призыв, как просьба.
Вывод. Язык как хранитель культурно-исторической памяти. Этническая функция (объединяет народ)
Регулятивная функция (управление поведением через побуждение).
Язык всем знаниям и всей природе ключ. (Г.Р.Державин)
О, как хорош родной язык, отца и матери язык,
Я в мире множество вещей через тебя навек постиг! (Габдулла Тукай)
Учитель. О какой роли языка говорят Г.Р.Державин и Г.Тукай?
Учащийся. Язык – важнейшее средство получения новых знаний о действительности. Язык связан с мыслительной деятельностью человека)
Вывод. Познавательная (когнитивная) функция.
Учитель..Проспер Мериме, французский писатель и переводчик, говорил: «Русский язык – язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков».
Почитаем стихи.
Зимнее утро. А.С.Пушкин
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запрячь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Стихи – это область чувств и эмоций.
Учитель. О чём сообщает лирический герой? Что хотел передать своей возлюбленной?
Учащийся. Лирический герой повествует не только о внешнем мире, а о своём внутреннем состоянии, чувствах, эмоциях.
Учитель. Каким настроением проникнуто это стихотворение? Какие слова и приёмы передают состояние лирического героя?
Учащийся. Лирический герой испытывает чувство радости. Его приводит в восторг зимний пейзаж. Автор использует эпитеты: «день чудесный», «друг прелестный», «друг милый», «голубые небеса», «великолепные ковры», «янтарный блеск», «веселый треск». Вспоминая вечер, лирический герой испытывает противоположные чувства, чувства тревоги, печали. Эти эмоции нам помогают понять эпитеты: «мутное небо», «тучи мрачные», сравнение «как бледное пятно», олицетворения: «мгла носилась», «вьюга злилась»)
Вывод. Эмоционально-экспрессивная функция. Передача чувств и эмоций, говорящий повествует о своём внутреннем состоянии.
Учитель. Сегодня на уроке мы, работая с художественными текстами, познакомились с функцией эстетического воздействия. Эстетическая функция языка, будучи основной для художественного текста, присутствует и в повседневной речи, проявляясь в ее ритмичности, образности.
- V. Вывод
Учитель. Подведём итоги. Учащимся предлагается таблица, где заполнен только второй столбик (определения).
Определите и впишите в 1 столбик функции языка по определению
Функции | Определение |
Коммуникативная | Язык является важнейшим средством человеческого общения, т.е. передачи от одного лица другому какого-либо сообщения с той или иной целью. Общаясь друг с другом, люди передают свои мысль, чувства и душевные переживания, воздействуют друг на друга, добиваются взаимопонимания. |
Когнитивная (познавательная, гносеологическая) | Язык – важнейшее средство получения новых знаний о действительности. Функция связывает язык с мыслительной деятельностью человека. |
Эмоционально-экспрессивная (эмотивная) | Выражение субъективно-психологического отношения автора речи, к ее содержанию. Выражение эмоций. Она реализуется в средствах оценки, интонации, восклицании, междометиях |
Этническая | Язык объединяет народ (этнос) |
Регулятивная | Управление поведением человека через побуждение к действию или его запрет. |
Эстетическая | Основная функция для художественного текста, но можно услышать и в повседневной речи, она проявляется в том, что говорящие начинают замечать сам текст, его звуковую и словесную фактуру. |
Фатическая (контактоустанавливающая) | Функция создания и поддержания контакта между собеседниками (формулы приветствия при встрече и прощании, пожеланиях, обмен репликами). Общение направлено на установление и поддержание контакта. |
- VI. Применение знаний в учебной деятельности
Учитель. Проанализируйте самостоятельно предложенные тексты
Когда я на татарском говорю,
я пульса его чувствую биенье,
и поступь жеребца, и крыл скольженье –
как будто сам я соколом парю. (Ренат ХАРИС)
Вслушаюсь в родные звуки –
На душе теплеет вмиг.
Ты язык не бед, не муки –
Радости моей язык.
Лишь через твое посредство,
Лишь через твои слова
Оживают мысли сердца,
Как весенняя листва.
Птицы чувств, срываясь с веток,
От мороза не дрожат
И в твоих просторах светлых
Вольной песнею кружат. (Хасан Туфан)
Любя родной язык, я стал мудрей,
сильней, богаче, краше и вольней,
и никому сей говор не отнять,
татарский слог мне подарила мать. (Ильдар Файзуллин)
Учитель. Выполните упр. 4 по учебнику Рыбченковой Л.М. Русский язык 10 – 11.кл. – М.: Просвещение, 2019.
Учитель. Урок хочу закончить словами К.Г.Паустовского «Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли». Константин Паустовский говорил о русском языке, но, я думаю, эти слова в полной мере раскрывают понятие «родной язык».
VII. Домашняя работа
Подберите самостоятельно тексты, указав функции языка, реализуемые в них. Или проанализируйте стихотворение Сабира Абдуллы «Выучи русский язык»
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!
Он твой наставник – великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познания кручи,
Выучи русский язык!
Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово – свободы зарница,
Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово –
Выучи русский язык!
Мир разобщенных безрадостно тесен,
Спаянных мир необъятно велик.
Сын мой, работай, будь людям полезен,
Выучи русский язык!