Взаимосвязь школы, семьи, учащегося и учителя
Взаимосвязь школы, семьи, учащегося и учителя
Айгуль НИЗАМОВА
учитель начальных классов
Зульфира СУЛЕЙМАНОВА
учитель английского языка
ООШ №108 г.Казани
Основные принципы воспитания по системе Сухомлинского – это любовь к детям и обучение родителей. Он преподавал мамам и папам теорию воспитания и педагогическую психологию, полагая, что педагогика должна стать наукой для всех, и призывал вкладывать в ребенка прежде всего силы души.
Исходя из принципа Сухомлинского успешная воспитательная работа с детьми невозможна без постоянного сотрудничества школы и семьи, целью которого является согласование, координация воспитательных воздействий.
В нашей школе в образовательном процессе используется так называемая система ценностей (value based learning). По принципу ценностно-ориентированного подхода коллективом школы определяется ценностная тема на каждый месяц. Опираясь на базовую ценность ежемесячно проводятся классные часы, общешкольные мероприятия, квесты.
В рамках ценностно-ориентированного подхода педагоги используют в том числе такие формы и методы работы с родителями, как посещение семей учащихся, приглашение их в школу, совместные мероприятия, классные родительские собрания и другие форматы.
Посещение ребёнка на дому – это крайняя мера или одна из форм взаимодействия учителя с родителями обучающегося?
Отвечая на поставленный вопрос, многие согласятся с мыслью, что это одна из форм взаимодействия учителя с родителями обучающегося. На практике же это выглядит как крайняя мера, носящая угрожающий характер, сродни посещению семьи судебными приставами. Данная форма взаимодействия не находит должного внимания и у педагогического сообщества. Достаточно посмотреть на мнения педагогов, классных руководителей, высказываемых по этому вопросу в сети Интернет. Вы найдёте множество высказываний, которые сводятся к одному или двум позициям: «Зачем мы обязаны это делать в своё свободное время?» и «Что толку от такого визита? Это вторжение в частную жизнь».
В нашей школе организация данного вида взаимодействия носит специфический характер. В работе с родителями надо сочетать коллективные и индивидуальные формы. Посещение – это одна из форм. Классный руководитель в начале года информирует родителей о том, что в течении учебного года планируется посещение семей учащихся и целях данного визита. Точная дата определяется самими родителями. В посещении семей участвуют классный руководитель, ряд преподавателей, ведущих уроки в данном классе и администрация. Во время визита педагоги знакомятся с условиями жизни своего подопечного. Из бесед с родителями и другими членами семьи получают представление о характере ученика, его интересах и склонностях, об отношениях его с родителями, старшими младшими членами семьи. Встреча проходит в неформальной и домашней обстановке, часто за чашкой чая. Во время таких встреч, помимо всего прочего, даются советы родителям по организации выполнения их детьми домашних заданий, режиму дня и правилам личной гигиены; информируют их об успеваемости и дисциплине ученика в школе, его успехах в общественно-полезном труде.
Успех посещения семьи зависит не только от добросовестной подготовки, но и от поведения учителей. С первых минут встречи с родителями необходимо создать атмосферу доверия и доброжелательности. Если классный руководитель впервые начинает работу в классе, первое посещение семьи ученика обычно проводится в течении первого полугодия.
При первом посещении ученика обращается внимание на следующие моменты:
- наличие у ученика учебного места;
- как содержатся его учебные принадлежности;
- выполняется ли режим дня;
- что читает ученик, есть ли у него список литературы для внеклассного чтения;
- какие обязанности в семье выполняет ребёнок, как помогает родителям по дому и по хозяйству;
- чем любит заниматься ученик после уроков, какие кружки и секции он посещает;
- чем и как поощряют ученика родители, какая система наказаний есть в семье;
- есть ли единство требований матери и отца к ребёнку;
- как родители проверяют дневник, тетради и выполнение учеником домашних заданий;
- какие формы совместного отдыха практикуют в семье: прогулки, рыбалки, экскурсии, туристические поездки;
- учесть социальный заказ родителей.
Во время посещений учащихся на дому учитель накапливает ценный материал о взаимоотношениях детей и родителей, а затем использует его при проведении других форм работы (родительских собраний, конференций, диспутов и др.).
В рамках методического объединения нашей школы были разработаны рекомендации по подготовке к посещению семью учащегося:
«В рамках подготовки к посещению следует обратить внимание на данные пункты:
- знать концепцию школы, наши ценности и особенности, проведенные мероприятия, нашу миссию;
- необходимо уметь «выключать» в себе учителя: не учить жизни родителей, быть на равных с ними;
- не критиковать ребенка, фокусироваться на сильных качествах;
- подготовить срез академической успеваемости ученика (возможно посредством электронного журнала);
- обсудить с учителями, ведущими уроки у данного ученика, с выявлением общей картины успеваемости, возможных причин отставания по предмету и рекомендации по их устранению;
- распределить между посещающими учителями, кто и с какой темой будет вести беседу.»
Можно сюда добавить неписанное правило посещения семьи – не идти с пустыми руками. Также в рекомендациях имеются пункты отдельно по каждой параллели начального звена школы:
1класс – задачи:
- донести до родительской общественности мысль о посещении семей в рамках традиции школы;
- самая главная задача: организовать конструктивное взаимодействие с родителями;
- узнать подробнее личность ученика для развития его талантов и способностей;
- поделиться рекомендациями, лайфхаками по подготовке и выполнению домашних заданий;
- рассказать про кружки, клубы в школе, которые помогают раскрытию способностей детей;
- рассказать про особенности адаптации в 1ом классе.
2 класс – задачи:
- рассказать про кружки, клубы в школе, которые могут помочь в раскрытии и развитии талантов ребенка (вспоминаем про социальный заказ родителей, который проговаривался в втром классе;
- сформировать у родителей и детей правильное отношение к появившимся во втором классе оценкам;
- поговорить об особенностях развития второклассника.
3 класс — задачи:
Для информации 3–4 класс – формирования детского коллектива (мы и наша учительница). Здесь же резкий поворот от интересов родителей к интересам сверстников (секреты, штабы, шифры и т.д.)
- рассказать об индивидуальных учебных особенностях и успехе ребенка, чтобы у родителей сложилась «картина» в каком направлении он силен;
- рассказать о культуре поведения в социальных сетях, культуре использования гаджетов, предупредить о наличии деструктивных сообществ ВК, Телеграм и т.д.
4 класс — задачи:
- в этом классе нужно определить сильные стороны ребенка;
- напомнить, что это последний год начальной школы. Рассказать про среднее учебное звено: новые предметы, адаптация, особенности;
- напомнить о здоровом образе жизни;
- донести до родителей психологические особенности ребенка пубертатного периода, т.к. они становятся более самостоятельными, превалирует активное общение со сверстниками с переходами на грубость.
Также в нашей школе имеется хорошая традиция – совместный выезд на природу педагогического состава, учащихся и их родителей. Данная форма взаимодействия носит название «Школа и семья» и является ответным шагом на посещение семей учащихся. В рамках данного мероприятия организовываются различные игры для учащихся. Причём в данных играх участвуют не только дети, но и родители, учителя со своими семьями. Готовится общий стол. Всё это способствует дополнительной социализации детей, сплочению всего родительского сообщества и педагогического коллектива.
Совершенно иной формой взаимодействия является организация социально значимых мероприятий. Это участие педагогов и родителей в ежегодной благотворительной ярмарке. На данную ярмарку общими силами готовятся различные виды предметов ручной работы, блюд и сладостей, мастер-классы для детей. Все средства, вырученные на ярмарке, идут в качестве материальной поддержки детским организациям.
Концепция развития нашей школы предполагает, что данные формы взаимодействия семьи и школы будут благотворно влиять как на воспитательную, так и на образовательную работу с учащимися и их родителями. На наш взгляд школа в таком ракурсе способствует развитию личных качеств учащихся, а через развитие ребёнка влияет и на окружение в лице родительского сообщества.
Список использованной литературы
- Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – Москва: Педагогика, 1989. – 320с.
- Школа ценностей: методическое пособие / под ред.М.Р.Шаехова. – Казань, 2022. – 292с.