Взаимоотношения человека с природой как фактор развития биосфер

№ 94

(Урок биологии в X классе)

Зульфия БИКЧУРОВА,  

учитель биологии высшей квалификационной категории Старошаймурзинской средней школы Дрожжановского  района   

Цель урока: показать, что человек своей хозяйственной деятельности активно вторгается в природную среду, отрицательно воздействует на  природные процессы, что, в конечном счете, приводит к экологическому кризису.

Задачи:

образовательные: сформировать представление о воздействии человека на природу;

развивающие: развить навыки работы с различными источниками знаний, развить умения работы в группах, учить учащихся публично высказывать свое мнение;

воспитательные: воспитание гуманности и гуманизма, толерантности, а также ответственности каждого за причастность к мировым проблемам в контексте угроз современному обществу.

Вид учебного занятия: индивидуальная и групповая работы.

Тип занятия: урок изучения и первичного закрепления знаний.  

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, фломастеры и бумага.

Ход урока

Эпиграф урока:  

«Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность»

М.Ганди, индийский политический деятель

I. Организационный  момент

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Проверка домашнего задания с использованием сингапурской обучающей структуры Финк-Райт-Раунд Робин – «Подумай-запиши-обсуди в команде». Во время выполнения данной структуры участники обдумывают высказывание, записывают и по очереди обсуждают свои ответы в команде. Потом один участник выступает.

Высказывания:

1. Биосфера – это наивысший структурный уровень живой материи.

2. Основными структурными компонентами биосферы являются биогеоценозы.

  1. На биосферном уровне протекают важные глобальные процессы, обеспечивающие возможность длительного существования жизни на Земле.

III. Актуализация опорных знаний

Учитель. Мы расширили знания о биосферном уровне организации живой материи. А при каких условиях может существовать биосфера? Почему человека тоже считают частью биосферы?

IV. Изучение нового материала

Учитель. Человек всегда был частью природы. По поры до времени человек, как и другие живые существа, был естественным компонентом  биосферы, жил по законам природы. Не причиняя вреда природе, человек занимался охотой, собирательством, рыболовством. Но удовлетворение потребностей стало невозможным без эксплуатации природных ресурсов.

В настоящее время активная роль человека в использовании природы нашла своё отражение в природопользовании как особой сфере хозяйственной деятельности.

Особенно сильные изменения начали происходить, когда увеличилось добыча полезных ископаемых. В итоге в круговорот веществ биосферы стали включаться запасенные вещества её былых времен, некогда выведенные из круговорота и находившиеся в осадочных породах. Появление этих веществ, не свойственных современной биосфере, привело к сокращению растений, исчезновению животных, появлению средовых заболеваний: аллергии, стрессы, отравления, уродства. По мере развития цивилизации и роста городов, человек все больше «отчуждается» от природы и стал относиться к живым существам как к вещам. Человек поставил себя над миром живого и стал бездумно и расточительно «покорять природу», т.е. потреблять ее, не считаясь с её законами. Вокруг городов, растут свалки мусора и отходов.

Какие виды загрязнения вы знаете? (Ответы учащихся.)

Учитель.

1. За год в атмосферу только углекислого газа выбрасывается 5 млрд. тонн. В результате появляются озоновые дыры – под Антарктикой, Арктикой, Европой, Москвой. В эти дыры устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых у людей возникают раковые заболевания. Кислорода становится все меньше и меньше. А выхлопных газов заводов черной металлургии и химической промышленности, котельных, транспорта все больше и больше.

2. Каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. В результате деятельности человека во многих реках нельзя купаться.

3. Почва образуется медленно за сотни и тысячи лет. А разрушать ее можно быстро, за последние 100 лет на земле уничтожена ¼ часть всех плодородных почв. Ветры-суховеи поднимают млрд. тонн плодородного слоя и уносят его.

4. Усиленно идет «облысение» планеты. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине человека. Для многих животных лес – родной дом. А лесов на земле становится все меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом, они обречены на гибель. По вине человека с лица Земли исчезают виды растений и животных.

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но в настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой  и  приняла огромные масштабы.

Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учета многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознания того, что человек – это всего лишь часть природы.  Какой будет биосфера в будущем – решать вам!

V. Закрепление знаний

Учитель. Для определения понимания и осознания изученного материала предлагаю вам выполнить вот такую работу.

Возьмите лист бумаги, сложите лист пополам, ещё раз сложите пополам и согните внутренний угол. А теперь разверните и проведите линии фломастерами. У вас получились 4 равные части, в середине – ромб. В ромбик напишите основное понятие – «Взаимоотношения человека и природы».  В первой части напишите «Обязательные характеристики», во второй – «Необязательные характеристики», в третьей части – «Примеры», в четвертой – «Противоположные примеры».

(Работу сначала выполняет каждый ученик отдельно, за определённое время делятся своими записями, затем всей командой, заполняют один такой лист. Участник первого стола под № 2 говорит «Обязательные характеристики», участник под № 2 второго стола – «Необязательные характеристики», участник под № 2 третьего стола – «Примеры», участник под № 2  четвертого стола – «Противоположные примеры».)

Учитель. Ребята, вы поработали в группе и пришли к единому мнению о взаимоотношении человека и природы. Давайте в знак благодарности поблагодарим партнёра по лицу дружеской улыбкой, соприкоснёмся кулаками. Поприветствуем партнёра по плечу улыбкой, соприкоснёмся плечами.

Физкультминутка

VI. Обобщение и систематизация знаний

Учитель. Природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Как вы понимаете эти законы?
(Выступают участники под №3 каждого стола.)
 

          1-я группа. Первый закон экологии – «Не навреди».

2-я группа. Второй закон экологии – «Всё связано со всем».

3-я группа. Третий закон экологии – «Природа знает лучше».

4 группа. Четвертый закон – «За всё надо платить».

VII. Самоконтроль

Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.

Сейчас я хочу предложить вам тест-анкету «Природа-человек».

Цель: определить уровень вашего экологического сознания.

1. Вы – редактор журнала об охране природы. Какое название вы дали бы журналу?

А) Человек и природа. (1 балл)

Б) Природа и человек. (2 балла)

2. Что должно быть положено в основу природопользования?

А) Законы природы. (3 балла)

Б) Законы общества. (2 балла)

В) Человеческие потребности. (1 балл)

3. Почему нужно бережно относиться к природе?

А) Природа жива и её, как всё живое, надо любить и преклоняться перед ней. (2 балла)

Б) Возникающие экологические кризисы угрожают жизни человека. (1 балл)

4. Согласны ли вы с мнением, что без успешного воздействия на природу невозможно дальнейшее развитие цивилизации?

А) Да. (2 балла)

Б) Нет. (1 балл)

5. В чём, по вашему мнению, заключается основная причина экологического кризиса?

А) В несовершенстве производственных технологий. (2 балла)

Б) В слабости экономике. (3 балла)

В) В нравственно-этических факторах (хищническое, потребительское отношение к природе). (4 балла)

Г) В научно-техническом прогрессе. (1 балл)

Обработка данных:

12 – 13 баллов: человек ясно представляет своё место в системе «Природа-человек»;

от 5 до 10 баллов: у этого человека потребительское отношение к природе.

VIII. Подведение итогов.

Человечество сможет выжить, только кардинально изменив стратегию своих взаимоотношений с биосферой, т.е. перейдя от природопокорительских мировоззрения и поведения к эколого-ноосферным.

Ребята, будем же беречь нашу Землю! Повсюду на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности! Другого нам не дано. Земля с её биосферой – величайшее чудо, она у нас одна. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня.

Берегите эту Землю,

Эти воды

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей

Внутри себя

Планета наша – капля голубая –

Лежит во тьме миров сквозь бездну лет.

Люби ее. Храни, она живая.

Тебе держать пред будущим ответ.

IX. Домашнее задание

Прочитать §-14, ответить на вопросы 1– 3. Подготовить сообщение: «Охраняемые аспекты Татарстана».

X. Рефлексия

«Лист обратной связи»

  1. Выполнили ли вы цели данного урока на ваш взгляд?
  2. С какими заданиями справились успешно?
  3. Какие затруднения возникли у вас в ходе урока?
  4. Чему вы сегодня научились?
  5. Какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем?
  6. Где ты применишь полученные знания?