Взаимодействие учителя и семьи как важнейшее условие успешного обучения младших школьников

№ 183

Альбина ГАЙНУЛЛИНА, Резеда ХАБИБУЛЛИНА,

учителя начальных классов высшей квалификационной категории средней школы №80 г. Казани

Инклюзивное образование, несколько лет назад казавшееся таким необычным, сложным и недосягаемым, получило распространение на территории всей нашей республики. Коснулось это и нашей школы. Практически в каждом классе есть дети, к которым нужен «особенный» подход. Должны отметить, что это не только дети-инвалиды. Мы бы разделили «особенных» детей на несколько групп.

К первой группе мы отнесли детей с особенностями физического развития. К детям со слабым зрением мы уже привыкли. Часто можно видеть первоклассника в очках со зрением даже -3. Еще совсем недавно этих детей можно было увидеть только на первой парте, даже если у него высокий рост. Возникали трудности и конфликты между детьми, но современные технологии помогают им воспринимать полноценно информацию и не мешать другим. В каждом кабинете есть медиапроекторы, а так же техника, которая помогает изготовить раздаточные материалы для каждого. предоставлять информацию каждому индивидуально (распечатки, раздаточное материалы.

В нашей школе учатся дети с диагнозом ДЦП. К счастью, они заболевают не в столь сложных формах. Часто у таких детей бывают проблемы не только с опорно-двигательным аппаратом, но так же со зрением и слухом. Стоит отметить, что эти дети в начальной школе часто становятся «звёздочками». Они очень нежные, общительные, дружелюбные, многие из них талантливые – пишут стихи, хорошо рисуют. Важно заметить их способности и создать условия для их развития. С этой целью в нашей школе создано множество кружков, работает музыкальная школа.

Родители этих детей уделяют большое внимание не только их лечению, но так же и их развитию. Часто приходится от них слышать: «Подгоняйте ее, ругайте, если медленно выполняет что-то». Очень интересно, что к этим детям родители не стараются относиться, как к хрустальной вазе. Для них это –обычный ребенок, поэтому и требования такие же как ко всем.

Но мы, как педагоги, все же должны оценивать желания и возможности ребенка, останавливать его в ситуациях, когда он не рассчитав своих сил, может предпринять какие-то действия, которые опасны для его здоровья или здоровья близких.

Ко второй группе мы отнесли гиперактивных детей. Многие родители с гордостью говорят, что их ребенок гиперактивный, не понимая того, что это излишняя энергия мешает детям не только социализироваться, но так же и усваивать школьную программу. В данном вопросе важно «достучатся» до родителей. Объяснить им, что это не сколько особенность, сколько большая проблема. И она решаема. Иногда с помощью психолога, иногда с помощью врачей, а иногда просто нужно показать ребенку, куда можно направить излишнюю энергию.

Не менее важную группу составляют дети, чьи семьи в трудных жизненных обстоятельствах. Трудные жизненные обстоятельства  бывают разные – вредные привычки родителей, приоритет работы или своей личной жизни. В таких семьях родители не занимаются детьми, уделяют им мало внимания.  Если детям не уделять внимание, то найдутся те, кто его им уделит и воспользуется этим. В нашей школе таких детей берут под контроль. Классные руководители создают списки «группы риска». В начальной школе этих записывают в группы продленного дня, в кружки, во время каникул  в школьные лагеря, в старших классах в трудовые лагеря. Ежемесячно проводят профилактические беседы с родителями на «Советах профилактики».

К особой группе мы отнесли «слишком умных» детей. Кажется странным сочетание «слишком умный». Разве ума бывает много? Как показывает практика – да. Слишком умный в сравнении с одноклассниками. Наша программа часто рассчитана на среднего ученика. Много урочного времени уходит на слабых детей. А если ребенок начитанный, интересуется дополнительной литературой, то часто этому ребёнку не интересно. Он начинает привлекать внимание к себе. Соответственно, начинаются проблемы с поведением.

За частую родители таких детей не стараются в них много вкладывать, так как они и так все ловят на лету, зачем еще что-то с ними делать? Для таких детей существуют различные конференции, олимпиады. Именно на них он может реализовать свои способности. Но с классом в 30 и более детей сложно организовать работу так, чтобы способные дети получали столько внимания, сколько им требуется.

Как мы видим, с какой бы проблемой не столкнулся учитель, он не сможет справиться в одиночку. Только в содружестве с родителями можно решить любую, даже самую серьезную проблему.