Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в комплексно-тематическом планировании и интегрированном подходе к развитию навыков речевого общения у дошкольников

№ 104

Эльмира ШАЙДУЛЛИНА,

учитель-логопед I квалификационной категории детского сада № 314 г. Казани

Развитие связной речи оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников, которые учатся овладевать родным строем, приобщаются к художественной речи. В процессе овладения связной речью  активизируется образное мышление  дошкольников, стимулируется их творческое воображение. Дети учатся находить образные слова и словосочетания правильно  строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звукопроизношения. Таким образом, совершенствуются все стороны речи дошкольников: лексическая, грамматическая, фонетическая, углубляются нравственные представления и чувства ребенка, его эмоциональные и эстетические переживания.

Обучение связной речи начинается с  формирования у детей навыков составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям и картинкам. Впоследствии совершенствуется навык ведения диалога, проводится обучение пересказу, составлению описательных рассказов, рассказов по опорным, предметным картинкам, сериям сюжетных картин и отдельным сюжетным картинам.

На занятиях по развитию речи мы раскрываем следующие задачи:

  • Расширение, уточнение и активизация предметного, глагольного словаря и словаря признаков;
  • Развитие произвольного внимания, зрительной и словесно-логической памяти, логического мышления детей;
  • Обучение составлению предложений по опорным словам;
  • Преобразование деформированные фразы;
  • Распространение предложений с помощью наводящих, подсказывающих вопросов педагога и самостоятельно;

Значительная роль в развитии речи отводится и воспитателям логогрупп. Ими систематически проводятся предварительная работа по определенной лексической теме, а также разнообразные формы закрепления пройденного материала.

Предварительная работа:

  1. Чтение и обсуждение произведений И.С.Никитина «Встреча зимы», Е.Трутневой «Первый снег», Г.Скребицкого «Зима» и др.
  2. Рассматривание картины о зиме, обсуждение.
  3. Прослушивание музыкальных композиций о данном времени года, анализ. «Метель» Свиридова, «Щелкунчик» П.И.Чайковского.
  4. Раскрытие смысла пословиц и поговорок о зиме.
  5. Обогащение словарного запаса детей: крепление, полозья, трамплин, лом, прорубь, слалом, карнавал; сгребать, приземляться, скрипеть (о полозьях), хрустеть (о снеге); искристый, липкий, новогодний, рождественский, крещенские (морозы).

Закрепление знаний по теме в других образовательных областях

 «Художественное творчество»: 1) Рисование и анализ детских работ к рассказу. Анализ работ самими детьми уже несет в себе задатки монологической речи (впечатление от работ, причины положительных и отрицательных высказываний);

2) Лепка (изготовление снеговиков и елочек. Акцентирование внимания детей на геометр.фигуры из которых состоят их поделки, цвет, размер каждой части –ФЭМП)

3) Аппликация (Вырезание снежинок)

4) Конструирование («снежных фигур», «хоккейной коробки».

«Познание»       Опытно – экспериментальная деятельность:

1)                                                                            Воспитатель предлагает детям провести эксперимент со снегом, льдом. Превращение из жидкого состояния в твердое и наоборот.

2)                                                                            Тема для беседы: «Почему мы с вами заливаем снежные горки и хоккейные площадки только в морозные дни.

«Безопасность»

1)Раскрытие понятия «гололед». Беседа о мерах осторожности при гололедах.

Музыка:

1)                Танец «Снеговиков» — представляет из себя элементы логоритмического занятия.

2)                Вальс «Снежинки»

3)                Прослушивание композиции из «детского альбома»  П.И.Чайковского «Времена года»

Физическая культура:

– метание мешочков – «снежков»;

– прыжки через «сугробы»;

– катание на «санях»;

– «Скатываемся с горы».

Коммуникативно-речевая деятельность на татарском языке:

– знакомство с новыми «зимними» словами и фразами;

– заучивание стишков о зиме;

– разучивание песен;

– разгадывание загадок.

Прогулка:

– изготовление снежных фигур на участке (горки, снеговики, лабиринты и т.д.);

– изображение зимних видов спорта: конькобежный, лыжи, слалом, биатлон, бобслей.

В своей работе на закрепление пройденного материала воспитатели логопедических групп нашего детского сада успешно  используют следующие дидактические, словесные и подвижные игры:

– «Наведи порядок» Установление по картинкам порядка следования времен года, начиная с зимы и называние их основных примет.

– «Четвертый лишний» (три картинки одного года, одна – другого).

– «Что за чем, что перед чем». Игра с мячом. «За осенью – зима, за зимой – весна, перед летом – весна».

– «Объяснялка» (объяснить смысл пословиц и поговорок о зиме).

– «Скажи в одно слово» с мячом. (Снег падает – снегопад, голый лёд – гололед, машина убирает снег – снегоуборочная машина (снегоход, снегокат.)

– «Чего не хватает» Мальчик без клюшки, собака без поводка и т.п. (Отработка грамматических категорий, согласование существительных в родительном падеже.)

– «Назови ласково» Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами (беленький, тепленький), относительными прилагательными (серебряный, хрустальный, пластмассовый), словами-антонимами (холодный-горячий, гладкий-шершавый, мягкий-твердый).

– Подбери маленькое слово» Обогащение речи простыми и некоторыми сложными предлогами (из-за, из-под, между, через, около, возле).

– «Что без чего?» Закрепление умения согласовывать существительные в родительном падеже (мальчик без клюшки, девочка без варежки, собака без ошейника).

– «Составь зимнюю картину» Работа с фланелеграфом.

– «Снежки». Одновременное выполнение обеими руками заданий. (сжатие бумаги-снежков.)

Работа с родителями:

– книжки-ширмы для родителей;

– наглядность в раздевальной комнате;

– выполнение домашних заданий вместе с детьми. Закрепление знаний, полученных на занятиях;

– просмотр детских мультфильмов и фильмов о зиме: «Зима в Простоквашино», «Рукавичка», «Морозко», «Щелкунчик», «Снежная королева».