Выбор профессии – наше будущее

(Занятие по развитию речи в старшей группе)

Гузалия ХАКИМОВА,

учитель-логопед детского сада №4 «Светлячок» г. Азнакаево

Лилия ЗАКИРОВА,

воспитатель I  квалификационной категории детского сада №4 «Светлячок» г. Азнакаево

Подготовительная работа: знакомство с различными профессиями (просмотр видеофрагмента); чтение стихотворений: Виталий Тунников «Профессии», Елена Понкратова «Кем стать?», Надежда Савельева «Кем хочу я стать»; чтение художественной литературы: Амели Бомон «Кем быть?», Эдуард Успенский «25 профессий Маши Филипенко»; беседы о профессиях родителей. Программные задачи:

образовательные:

– познакомить детей с несколькими видами профессий, показать значение трудовой деятельности в жизни человека;

– уточнить, обобщить и расширить знания детей об особенностях профессии парикмахера, повара, врача, продавца, художника и учителя;

развивающие:

– способствовать развитию связной речи, мышления, памяти, любознательности, наблюдательности;

– активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия;

воспитательные:

– создать условия для воспитания уважительного и доброго отношения к людям разных профессий;

– способствовать воспитанию умения работать в группе; учитывать мнение партнёра;

– дать высказать собственное мнение.
Оборудование: проектор.

Ход занятия

  1. I. Организационный момент

Воспитатель. Ребята, все встаем в круг и передаем мягкую игрушку «Сердечко», при этом улыбаемся и приветствуем друг друга.

  1. II. Объявление темы занятия. Вводная беседа.

Воспитатель. «Профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность», так написано в толковом словаре. А вы, ребята, как думаете, что же такое профессия? Для чего нужна профессия? От чего зависит выбор профессии? Да, вопросов очень много. Чтобы найти ответы на все вопросы я предлагаю вам отправиться в путешествие. А назовём мы это путешествие «Моя будущая профессия».

– А путешествие у нас будет интересное и познавательное. Каждый из вас сможет показать и рассказать про какую-нибудь профессию.

III. Знакомство с профессиями

Воспитатель. А вот и наша первая остановка. Чтобы угадать о какой профессии будем говорить, смотрим на экран. На первом слайде мы видим инструменты. Люди, какой профессии используют эти инструменты в своей работе?

1-й ребёнок. Это – парикмахер. На экране мы видим ножницы, фен, расческу, бигуди и много средств по уходу за волосами. Парикмахер – творческая профессия. Люди этой профессии не только стригут волосы, но и делают укладку, различные прически, красят волосы, а также делают укрепляющие маски. Моя мама работает парикмахером. Поэтому, когда я вырасту, тоже хочу выбрать эту профессию. А сейчас хочу показать на кукле, как я умею плести волосы.

Воспитатель. Молодец! У тебя очень хорошо получается. Да, это инструменты парикмахера. У каждой профессии есть свои инструменты, т.е. специальные предметы, которые нужны для выполнения своей профессиональной деятельности.

– Пошли дальше. На следующей остановке мы видим стол, где находятся овощи, кастрюли, столовые приборы. Кто же работает здесь?

2-й ребёнок. Это– повар. Повар – очень нужная и важная профессия. Каждый человек, каждый день заходит в столовую к поварам. Они угощают нас вкусным супом, вторым блюдом и, конечно же, вкусной выпечкой. У поваров очень тяжелый труд. Они приходят на работу рано утром. В больших кастрюлях готовят много еды. Чтобы еда получилась вкусной, надо готовить с любовью.

Воспитатель. Человек должен любить свою профессию. И тогда можно творить в свое удовольствие, при этом еще и заработать денег. Если повар готовит еду с удовольствием, с любовью, конечно же, еда будет вкусной, полезной.

Люди этой профессии также обладают уникальным обонянием и могут определить на вкус тот или иной продукт даже с закрытыми глазами. А давайте мы тоже станем поварами и поиграем в игру «Угадай-ка». Сейчас закройте глаза, а я вас буду угощать фруктами и овощами. Вы, не подглядывая, на вкус определите, что за продукт вы попробовали. (На столе нарезанные фрукты, овощи.)

Воспитатель. Выбирая профессию, мы понимаем, что это наша будущая работа. А на каждой работе есть рабочее время. По-другому , говорят рабочий график. Каждый работник приходит на работу и уходит с работы в определенное время. В течение дня у всех работников бывает перерыв, где они могут поесть и отдохнуть. А давайте, мы тоже сделаем перерыв. Все дружно встаем и повторяем за мной движения.

Мы в профессии играли, (ходьба на месте)

В миг мы лётчиками стали! (прямые руки в стороны)

В самолёте полетали (покружиться вокруг себя)

И шофёрами вдруг стали! (ходьба на месте)

Руль в руках у нас, (руки перед собой, «держим руль»)

Быстро едем, просто класс! (бег вокруг себя с рулём)

А теперь на стройке мы (ходьба на месте)

Кладём ровно кирпичи: (руки перед собой согнуты в локтях)

Раз кирпич и два, и три –

Строим дом мы, посмотри! (соединить прямые руки над головой)

Воспитатель. Ребята, слушайте считалку:

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем мы врачей считать.

Первый доктор – окулист,

По глазам специалист.

Доктор, сердцу дорогой –

Кардиолог, он – второй.

Третий доктор – логопед,

Он – волшебник-звуковед.

Врач четвёртый – стоматолог,

Он зубам и дёснам дорог.

Детский доктор – педиатр,

Он по счёту будет пятым.

Раз, два, три, четыре, пять –

Лучше хвори нам не знать,

Все болезни прогоняй,

Кто не болен – догоняй!

Подвижная игра «Догонялки»

Воспитатель. Вот мы немного отдохнули. Продолжаем путешествие. Смотрим на экран. Что же мы видим?

3-й ребёнок. Это – одежда людей разной профессии.

Воспитатель. Правильно, это – спецодежда. По внешнему виду мы можем определить, кем работает человек. (Слайды 2, 3)

Воспитатель. Идем дальше. Смотрите, на следующей остановке мы видим человека в спецодежде и у него есть сумка. Кто же он?

4-й ребенок. Это – врач. Чтобы стать врачом надо очень много учиться. Ведь у врача нет права на ошибку. От его знаний и умений зависит жизнь и здоровье людей. С самого рождения ребенок встречается с детским врачом. Это – педиатр. Есть врач, который лечит зубы, это – стоматолог. Проверяет наше зрение врач-офтальмолог. Хирург оперирует людей, а травматолог накладывает гипс, если сломал руку или ногу. Врач – благородная профессия. Он в любую минуту готов помочь больному.

Воспитатель. Да, ребята, врач – очень древняя профессия. Раньше их называли лекарями. Тогда еще не было таких лекарств как сейчас. Лекари лечили людей настоями различных лекарственных растений и использовали природные материалы.

Воспитатель. Мы продолжаем наше путешествие. Слушайте загадку.

Хлеб, конфеты, огурец,

Все продаст нам …

Дети. Продавец.

5-й ребёнок. Магазины бывают разные. Например, продуктовый магазин, магазин одежды, игрушек, цветов, канцелярских товаров, хозяйственных товаров, супермаркеты. В каждом магазине есть продавцы. Это могут быть продавцы-консультанты, продавцы-кассиры. Продавец – интересная, в то же время сложная работа. Он к каждому покупателю должен найти подход, показать свой товар и вежливо объяснить, если покупатель затрудняется в выборе товара.

Воспитатель. Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Продолжи фразу». Я начинаю предложение, а вы заканчиваете.

Игра «Продолжи фразу»

Воспитатель.

Если к музыке талант,

Значит это… (музыкант).

В огороде круглый год,

Все сажает… (садовод).

Коль собрались мы в полет,

Самолет ведет… (пилот).

Платье на любой манер,

Сшить поможет… (модельер).

Воспитатель. Ребята, профессий очень много. Мы сегодня рассмотрели только несколько профессий. Каждая профессия интересна по-своему. Но одна профессия тесно связана с другими профессиями. Вот врач всегда работает с медсестрой, воспитатель – с младшим воспитателем и так все профессии. Воспитатель. Теперь предлагаю вам сыграть в игру «Ровным кругом». Вам нужно будет назвать профессию, которой принадлежит инструмент.
Игра «Ровным кругом»

Дети (становятся в круг и, держась за руки, произносят).

Ровным кругом друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте, дружно, вместе

Отвечай вот так!

(Воспитатель достает из мешочка инструмент, называет ребенка, который должен ответить.)

  1. IV. Итог занятия

Воспитатель. На сегодня эта была последняя остановка. Ребята, вам понравилось занятие? Что больше всего понравилось? (Ответы детей.)

  1. V. Рефлексия

Цель. Провести анализ деятельности на занятии.

Воспитатель (предлагает встать детям в круг. Передает по кругу мяч). Мы поделимся своими впечатлениями от занятия.

Дети (передают мяч с фразой).

– Мне запомнилось…

– Мне было трудно, когда…

– Задания были для меня понятными и доступными…