«Всё, везде и обо всём» для детей старшей группы
«Всё, везде и обо всём» для детей старшей группы
(Итоговое занятия-развлечения по развитию речи в форме игры КВН)
Диляра ЗАРИФУЛЛИНА,
Эльзара РАХМАТОВА,
воспитатели
детского сада № 14 «Родничок»
г.Азнакаево РТ
Аннотация:
КВН «Всё, везде и обо всем» – это уникальное мероприятие для развития речи дошкольников старшего возраста, организованное в игровой форме. Цель игры заключается в закреплении полученных ранее знаний, развитии фонематического слуха, артикуляции, памяти, мышления и творческих способностей.
Цель. Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Закрепить у детей знания полученные ранее.
Задачи. развитие речи, фонематического слуха, артикуляционной моторики, памяти, мышления и творческих способностей у детей старшей группы.
Участники. дети старшей группы.
Предварительная работа: дети заранее делятся на две команды, обсуждают, как они будут называться, выбирают капитанов команд; разучивание девиза; разучивание скороговорок; изготовление эмблемы.
Ход мероприятия
Воспитатель. Ребята, все мы вечерами любим, проводить время в кругу семьи за просмотром интересных телепередач, интеллектуальных игр. А сейчас я вам предлагаю стать самим участниками игры. Игра, в которую мы будем играть, называется КВН, кто знает, как расшифровать это слово?
Ответы детей:
Воспитатель. Клуб весёлых и находчивых и посвятим его самому удивительному и волшебному инструменту – нашей речи! Готовы ли вы проверить свою смекалку, находчивость и, конечно же, умение говорить красиво и правильно? Тогда объявляем КВН открытым!
Мы разделимся на две команды: одна команда «Говорушки», а другая «Скороговорки». Наша игра состоит из конкурсов, которые будут оцениваться по бальной шкале. За каждый ответ команда будет получать соответствующие значки. А раз так, нам необходимо жюри, строгое и справедливое.
– Я предлагаю пригласить в жюри нашего учителя-логопеда Ляйля Радиковну. Дополнительно жюри может выставить командам баллы за хорошее поведение, а в конце объявит победителей соревнований, и конечно вручит сюрпризы.
I часть: «Приветствие команд»: каждая команда представляет себя (название, девиз, эмблема – рисунки или самодельные атрибуты).
1 команда. «Говорушки» «Ясно четко говорим, потому что не спешим!»
2 команда. «Скороговорки» «Говори всегда красиво, быстро, четко без запинки!»
II часть:
Воспитатель. Вначале «Разминка для язычка»
Каждая команда получает по одной скороговорке разной сложности. Зачитывают по очереди, начиная с самого начала тихого голоса и постепенно увеличивая громкость. Оценивается четкость произношения и темп речи. Примеры скороговорок:
- Карл у Карла украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
- На дворе трава, на траве дрова – раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве дрова.
Воспитатель. Молодцы! Я даю вам первый конверт. Задание — игра называется «Наоборот». Скажу я слово высоко, вы отвечайте низко, скажу я слово далеко, вы отвечайте близко.
Воспитатель.
Слова для команды «Говорушки». Молодой – (старый). Быстрый – (медленный). Начало – (конец). Потолок – (пол). Мокрый – (сухой). Тихо – (громко). Белый – (черный). Широкий – (узкий). Чистый – (грязный). Темный – (светлый).
Воспитатель.
Прекрасно сыграла команда «Говорушки». Надеюсь, что их соперники так же сильны.
А теперь слова для команды «Скороговорки». Ночь – (день). Пустой – (полный). Хорошо – (плохо). Твердый – (мягкий). Трусость – (храбрость). Богатый – (бедный). Горячий – (холодный). Толстый – (тонкий). Небо – (земля). Маленький – (большой).
Воспитатель. Следующий конверт, задание — игра «Назови одним словом»
Для команды «Говорушки»
- Банан, лимон, ананас
- Валенки, кеды, сапоги
- кувшин, стакан, чашка
- вишня, клубника, слива
- утёнок, медведь, собака
Для команды «Скороговорки»
- редис, огурцы, репа
- пила, молоток, плоскогубцы
- платье, пальто, рубашка
- стол, стул, шкаф
- жук, стрекоза, пчела
Воспитатель. Молодцы! Возьмите пожалуйста, еще по одному конверту.
Воспитатель. Продолжаем нашу игру, следующее задание «Кто, где живет?»
Ведущий называет слово (жилище животного), дети должны назвать животного. Например: дом – человек.
Для команды «Говорушки»
- гнездо – птица
- будка, конура – собака
- улей – пчелы
Для команды «Скороговорки»
- берлога – медведь
- дупло – белка
- нора – лиса, барсук
Речевая пауза: «Кто что делает?»
Воспитатель. Сейчас я буду называть профессию человека, а вы что он умеет делать?
Повар что умеет…готовить, варить, жарить;
Учитель что умеет…учить читать, писать;
Врач что умеет…лечить, делать уколы, ставить градусник;
Художник что умеет…рисовать;
Пожарный что умеет…тушить пожар;
Строитель что умеет…строить дома;
Продавец что умеет…продавать товары;
Парикмахер что умеет…стрижет, делает прически;
Водитель что умеет…управлять машиной;
Летчик что умеет…управлять самолетом;
Полицейский что умеет…управляет движением машин, защищает людей;
Дворник что умеет?. убирать двор, мести метлой дорожку.
Почтальон что умеет?. разносить почту.
Воспитатель. У меня для вас игра под названьем «Он – она».
Участники команд отвечают поочередно. Попрошу вас не зевать, слово в стих мой добавлять
Он слон – она слониха.
Он лось – она лосиха.
Он кот – она …
Ну, конечно, это кошка!
Поиграем, дети еще немножко.
Так сыграем ещё раз,
Обыграть хочу я вас.
Он морж – она моржиха.
Он заяц – она зайчиха.
Он бык – она…
Ну, конечно же, корова.
Поиграем, дети, снова.
Он тигр – она тигрица.
Он осёл – она ослица.
Он козёл – она…
Ну, конечно же, коза.
За повтор игры все «за»?!
Ёж он – она ежиха.
Бобр он – она бобриха.
Конь он – она…
Ну, конечно же, лошадка.
Всё у нас пока что гладко.
Он воробей – она воробьиха.
Он комар – она комариха.
Он гусь – она…
Не гусиха, а гусыня
Знайте это все отныне.
Он бегемот – она бегемотиха.
Он кашалот – она кашалотиха.
Он баран – она…
Ну, конечно же, овца.
Доиграли до конца!
Следующее задание «Заморочки из бочки». Называется «Закончи предложение».
Команда: «Говорушки»
- Я надела куртку, чтобы…не замерзнуть.
- Зимой заяц белый, а летом …., потому что он …линяет
- Мы зажгли свет, чтобы…было светло.
- Мы полили цветы. чтобы…они не завяли.
- Мы позвонили по телефону, чтобы…поздороваться.
- Катя заболела, потому, что…простудилась
- Я взял мяч, чтобы…играть с детьми.
Команда: «Скороговорки»
- Я хочу дружить с (имя) потому что…одному скучно и неинтересно.
- Я беспокоюсь за бабушку, потому что… часто болеет.
- Мама взяла зонт, потому что …на улице дождь.
- Дети легли спать, потому что…уже поздно.
- Я взял мяч, чтобы ……играть в футбол.
- Толя взял удочку, чтобы ………..ловить рыбу.
- У Максима болит горло, потому что……ел снег.
Четвертое задание. «Поле чудес»
У белки хвост (чей?) – беличий
лапы (чьи?) – беличьи
морда (чья?) – беличья
У медведя хвост (чей?) — медвежий
лапы (чьи?) – медвежьи
морда(чья?) – медвежья
У собаки хвост (чей?) — собачий
лапы(чьи?) – собачьи
морда (чья?) – собачья
У зайца хвост (чей?) — заячий
Лапы (чьи?) – заячьи
морда (чья?) – заячья.
Как лучше сказать о зайце «хвост» или «хвостик»? Почему вы так думаете?
У волка хвост (чей?) — волчий
Лапы (чьи?) – волчьи
морда (чья?) – волчья
У кошки хвост (чей) – кошачий
лапы (чьи?) – кошачьи
морда (чья?) – кошач
А теперь игра на внимание: «Эхо», где вам нужно назвать
последний слог».
Собирайся, детвора! Дети: ра, ра.
Начинается игра! Ра, ра!
Да ладошек не жалей! Лей, лей!
Бей в ладоши веселей! Лей, лей!
Сколько времени сейчас? Час, час.
Сколько будет через час? Час, час!
И неправда будет два! Два, два!
Думай, думай голова! Ва, ва!
Как поет в селе петух? Ух, ух!
Да не филин, а петух? Ух, ух!
Вы уверены, что так? Так, так!
А на самом деле как? Как, как!
Вы хорошие всегда? Да, да!
Или только иногда? Да, да!
Не устали отвечать? Чать, чать!
Разрешаю помолчать! ТСССССССС.
III часть Подведение итогов:
Воспитатель. Ну вот, наша игра подошла к концу, нам остаётся с вами выяснить, сколько же значков набрали команды и кто стал победителем игры КВН. Предлагаю вам посчитать значки.
Жюри подводит итоги, оценивая выступления команд по каждому конкурсу. Награждение команд призами (сладости, грамоты, медали)
IV часть Заключительная песня:
Все участники вместе исполняют песню о речи и языке.