Встреча в семейной гостиной

№ 211

Лидия ДАУТОВА, Сирина ФАТТАХОВА,

воспитатели Высокогорского детского сада «Байгыш» 

Национальная культура народа всегда являлась важнейшим средством нравственного воспитания подрастающего поколения. Поэтому необходимо использовать ее в образовательном процессе детского сада. Представленные материалы для проведения семейной гостиной- пример такой работы.

Цель: приобщение детей и родителей к культурным ценностям и особенностям русского народа, воспитание патриотических чувств.

Задачи:

– акцентировать внимание детей и родителей на культурных особенностях и традициях русского народа;

– способствовать эмоциональной отзывчивости и заинтересованности;

– создать развивающую среду, способствующую погружению детей и родителей в атмосферу русского национального быта.

Предварительная работа: изготовление приглашений совместно с детьми, подготовка музыкальных номеров с сотрудниками и детьми, оформление зала в стиле русской избы.

Ход мероприятия

  1. I. Организационный момент

(Звучит тихая музыка, родители удобно рассаживаются.)

1-й ведущий. Человек без родины – сирота, потому что душа его глубоко корнями уходит в родную почву. С той поры, как люди стали осознавать себя, они всегда уделяли внимание моральным устоям и прививали их детям, что подтверждают русские пословицы: «И худу и добру приучают смолоду», «Чему Ваня не научился, того Иван не выучит».

Мы, взрослые, стоим у истоков каждой человеческой жизни и ответственны за то, куда потечет этот ручеек, какие родники будут подпитывать его на жизненном пути. А родники эти: обычаи, традиции, заветы, духовные заповеди, одним словом — русская культура.

Овладевая языком своего народа, ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре. Программа народной культуры включает в себя тысячелетнюю историю народа, возрождающую этические и нравственные законы, народная мудрость:

– устное народное творчество;

– музыкальный фольклор;

– народные игры;

– праздники, обряды;

– ознакомление с русскими национальными костюмами, народными ремеслами, с живописью, декоративно — прикладным искусством.

Нравственный источник в народной культуре не отделял народное сознание от космического начала.

Культура речи немыслима без овладения богатством языка, воплощенном в пословицах и поговорках, загадках — подлинной сокровищнице народной мудрости.

  1. II. Знатоки пословиц

2-й ведущий. Дети знают много пословиц, загадок, поговорок, а вы? (Родители отвечают.) Вот этот приз выиграет тот, кто больше всех назовет пословиц, поговорок, считалок с цифрой 7.

*Семь бед – один ответ.

*Семеро одного не ждут.

*Вятские хватские, семеро одного не боятся.

*Семь пятниц на неделе.

*Одним мазом семерых убивал.

*У семи нянек дитя без глаза.

*Семь раз отмерь, один раз отрежь.

1-й ведущий.

Вам подарок первый сорт –

Мясляничный вкусный торт.

Этот приз Вам можно съесть,

Можно дома, можно здесь.

Можно даже съесть с друзьями,

Словом, вы решайте сами. (Победитель получает приз.)

III. Знатоки загадок

2-й ведущий. Папы, мамы и ребятки, отгадайте здесь загадки. (Новые загадки о старом.)

*Белый медведь на яйцах сидит. (Поля, покрытые снегом.)

*Заря-заряница, красная девица

Травку выпускает, росу расстилает,

Едет стороной с сохой, бороной,

С ключевою водой. (Весна)

*Выросло – сповыросло,

Из бороды повылезло.

Солнышко стало,

Ничего не стало. (Сосулька)

*Раскололи лёд –

Возьмешь серебро,

Разрежь серебро-

Возьмёшь золото. (Яйцо)

*Старый дед, ему 100 лет,

Намостил во всю реку,

А пришла молода-

Весь мост размела. (Мороз и весна)

(Победителю вручается подарок.)

  1. IV. Знатоки сказок

1-й ведущий. Произведения народного творчества — это школа развития чувств. Когда и кто сложил первую сказку – неизвестно! Сказка! Как она хороша, весела, добра и остроумна! Три года детский сад одной из главных задач ставил воспитание у детей нравственных качеств через русскую народню сказку. Через нее мы знакомим детей с борьбой добра и зла, вечной борьбой, которая актуальна и сегодня. Например, понятие дружной семьей на примере сказок «Репка», «Теремок» мы даем уже с первой младшей группы.

Знаете ли вы русские народные сказки? Давайте вместе вспомним. (Родители называют русские народные сказки.)

2-й ведущий. Через всю работу нашего детского сада красной нитью прошло воспитание в детях лучших нравственных начал: уважение к старшим, милосердие, совесть, трудолюбие, честь и достоинство.

Стержень же возрождения народной культуры – семейное воспитание. Нам всем необходимо работать над воспитанием человека в человеке (прежде всего), а, не понимая и не уважая своих предков – далёких и близких, это сделать очень сложно. В группах проводятся такие беседы, как «Нет такого дружка, как матушка», «Дружная семья, в которой ты живешь», о том, кто главный в семьях: «Без хозяина двор, а без хозяйки изба плачет».

У милого дитяти много имён – учим мы с первой младшей группы называть ласково друг друга.

1-й ведущий. Предлагаю вам дать русское имя кукле.

Вот одна кукла на виду,

Видно ее в любом ряду

Имя русское имеет,

Отгадайте на ходу.

Имя русское, простое,

Как яичко золотой. (Платонида, Неонила, Агапия, Виринея.)

  1. V. Аукцион

2-й ведущий.

А теперь аукцион,

Очень уж секретный он.

Впрочем, не такой секретный,

Но в познании заметный.

Я буду задавать вопросы, а вы давать правильные ответы.

*«Что значит выражение «накормить березовой кашей»? (Наказать, похлестать веткой.)

*«Собственную бороду оплевал». (Сильно осрамившийся человек)

*Когда в дом приходили сваты или одна сваха, ветки какого дерева давали как согласие на замужество? (Берёза) А ветки каких как отказ? (Сосна, ель, дуб)

*Центр всеобщего внимания на свадьбе кто? (Невеста) А почему на ней белое платье? (Девушка умирает для прежней жизни и рождается в новой, замужем) Белый цвет раньше считался цветом траура.

  1. VI. Просмотр слайдов

1-й ведущий. В старину запрягали в сани молодого необъезженного жеребца и, помолясь отправлялись с ним в лес. Там в сани грузили первое подходящее дерево для строительства, после чего, жеребцу позволяли идти, куда ему вздумается; где он останавливался, можно было селится (деревня), а где корова ложилась, там строили себе дом.

Почему издавна изображение именно гуся находилось на памятниках египетских фараонов (на стенах гробниц есть картины, где изображены сцены кормления гусей)? Архимед, Пифагор, Ньютон, Платон писали только гусиным пером; гуся вышивали на полотенцах, деревянных воротах крестьянских усадеб, наличниках. И теперь, провожая близкого человека, когда ему предстоит испытание, непременно говорят: «Ни пуха ни пера».

До сих пор живет легенда, что гуси спасли Рим, осажденный врагами.

Враги узнали про тайный туннель в город и решили ночью проникнуть в него. Но гуси, на которых держали как священных птиц при храме богини Юноны, загоготали и разбудили часовых.

К тому же гусаки очень верны, каждый имеет только одну подругу, с которой живет всю жизнь.

Гуся ценили за бойцовские качества. Потеха имела и практический смысл — поощрялось заведение гусей в хозяйстве. Оплывший жиром подсоленный вяленый гусь может три года храниться без холодильника.

Говорят: «Гость в дом, а гусь сходу на стол».

У всех народов издревле существуют свои обычаи, обряды и мы уважительно относимся к тому, что было и остается святым по настоящее время.

Природа, быт, обычаи нашли широкое отражение в музыке. Воспитатели совместно с музыкальным руководителем, развивая у детей любовь к произведениям народного творчества, дают слушать народную музыку, сказки в аудиозаписи. Музыкальный руководитель знакомит со звучанием оркестра, объясняет, что такое народная музыка, оркестр народных инструментов, народный хор.

Русские народные мелодии вызывают положительные эмоции у ребенка. Открытием для детей становятся хороводы. В праздничных ритуалах хотят принять участие все дети, без исключения. Мероприятия проходят весело, живо, без сомнения оставляют след в душах детей. Ежегодно проходят праздники: «Масленица», «Осенины», «Встреча весны»,или «Жаворонки», «Ярмарки», «Посиделки».

Много сил и внимания воспитатели отдают ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством.  На базе нашего детского сада работает кружок эстетического развития «Сказка на ладошке».

VII. Посиделки

(Звучит русская народная песня.)

2-й ведущий.

Дроля – гармонист, кудесник.

На вечернице в строю

Песне доброй, русской

Песне слово первое даю.

(Исполняется русская народная песня. Родители поют.)

VIII. Русская викторина

1-й ведущий. Как раньше кипятили чай в самоваре? (Разжигали угли, клали в поддон,, наливали воду, ставили трубу, сапог на трубу, сапогом раздували угли и кипятили чай.)

*Что за кушанье «драники»? (Из тертого картофеля делали лепёшки и пекли в масле.)

*Кто объясняет, что за старинная русская игра «бабки»? (Бабки-лодыжки ног животных. Их высушивали, ставили в ряд и сшивали бабкой-битой со свинцом внутри.)

*Угадайте мелодию известных русских песен. («Коробейники», «По улице мостовой», «Улица, ты улица, широкая».)

*А на удачу вот вам русская загадка: «Бежали овечки по калиновому мосту, увидали огонь, кинулись в воду». (Пельмени)

2-й ведущий. Дорогие мамы, папы, гости наших посиделок. Решили мы вас угостить пельменями, но эти пельмени необычные, а с загадушкой (нужно угоститься только одним пельменем).

Копейка в тесте (к богатству) – кому достанется, тот будет купцом-бизнесменом.

Семечки – ожидается в скором времени пополнение в семействе.

Редька – что-то горькое может случиться, а может и пронесёт.

Грибы – вам будет всегда сопутствовать удача. (Выступление ансамбля ложкарей «Пельмешки».)

  1. IX. Чайные частушки

1-й ведущий.

Ложки, что ни говори, примечательные,

А ребята-ложкари замечательные!

И успех их, примечай, здесь не мелочный,

Значит, нужен русский чай, посиделочный.

Трава пахучая да кружка кипятка

Бурлящая, и на пару крутая

С плантаций чайных древнего Китая

Шагает по Руси через века.

Н.В.Гоголь писал: «Под шумок самовара ведется согревающий и сердце и душу разговор».

Л.Н. Толстой: «Я должен был пить много чая, ибо без него не мог работать. Чай высвобождает те возможности, которые дремлют в глубине моей души».

2-й ведущий. Кто больше назовет пословиц и поговорок о чае?

*Чай пить – приятно жить.

*Выпей чайку – позабудешь тоску.

*С чая лиха не бывает.

*Устал – пей чай, жарко – пей чай, хочешь согреться – пей ча

*Если чай не пьешь, где силы берёшь? (Исполняются частушки.)

1-й ведущий. Продолжаем мы программу для гостей, друзей, для всех. Начинаем панораму удивительных потех.

  1. X. Веселые конкурсы

1-й конкурс – «Коробейники»

2-й ведущий.

Жили русские затейники,

Их прозвали «коробейники».

Песня есть у них,

У нас, предлагаем спеть сейчас.

Родители-«коробейники» держат на подносах игрушки (7 – 10 шт). Они должны пробежать с подносом и вернуться, если уронили игрушку – остановились, подняли и побежали дальше.

2-й конкурс – «Русская баня»

1-й ведущий. А как любили раньше попариться в бане?

Выходят любители попариться, берут веники и «парят» друг друга по ногам. Кто первым веник отобьет, тот и победитель.

3-й конкурс – «Чья кожурка длиннее?»

Участники чистят картошку.

4-й конкурс

2-й ведущий.

Извиняемся заранее,

Просим жалоб не писать.

Предлагаем всем «матаню»

Нашу русскую сплясать.

Участники исполняют русскую пляску.

Мы довольны пляской вашей,

Угоститесь русской кашей. (Вручается приз.)

5-й конкурс

1-й ведущий.

Надо быстро, со всех ног

Да вокруг матрешки,

На ухвате чугунок,

В чугунке – картошку.

На слова «На ухвате чугунок» – участники берут ухват с чугунком с картошкой, приносят его с завязанными глазами и ставят на печку.

Молодцы молодушки,

Озорные мужички,

Бабы, бабоньки, старушки

Друг, веди подружку, все,

Кто хочет выйти в рост,

Знает русскую частушку,

Выходите на помост.

И широкие и узкие

Темы пусть любой берет,

Пой, девчата, русские частушки,

Весели родной народ. (Мамы исполняют частушки «Откровенные девчата».)

6-й конкурс – «Золотая рыбка»

2-й ведущий.

На концах бечевой палки,

Называются моталки,

Посреди бечевки рыбка,

Ты мотай бечевку шибко.

Тот, кто первым намотает,

Тот и рыбку получает.

Рыбку не простую,

Рыбку золотую.

7-й конкурс – «Семь раз отмерь, один отрежь»

1-й ведущий.

Отдохнуть пришла пора,

И сейчас, без подготовки

Начинается игра

«Кто сегодня самый ловкий?» (Проводится игра на ловкость.)

8-й конкурс – «Несмеяна»

2-й ведущий.

Вот Царевна-Несмеяна,

Толи Фекла, толь Татьяна,

Толи даже Марианна,

Очень грустная она.

Рассмешите Несмеяну,

Толи Феклу, толь Татьяну

Толи даже Марианну,

Засмеется- приз сполна.(Вручается приз)

  1. Заключение

Ведущие:

В небе будто от побелки

Засветился Млечный Путь,

Отшумели посиделки

В нашей праздничной светелке,

Где пришлось нам отдохнуть.

Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь,

Мы прощаемся с гостями,

Говоря: « До новых встреч!»