Все профессии важны

№ 187

(Урок по окружающему миру во 2 классе)

Лиана ШАРАФУТДИНОВА,

учитель начальных классов многопрофильного лицея №187 г. Казани

Цель: расширить представления учащихся о профессиях и их важности для людей.

Задачи:

дать представление о многообразии профессий;

содействовать формированию и развитию учебно-информационных и интеллектуальных умений (сравнивать, обобщать, формулировать вопросы, объяснять); содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;

– формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, планшеты, раздаточный материал (загадки, описание профессий, звезды, одежда, соответствующая профессиям).

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая.

Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель. Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

  1. II. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока

Учитель. Ребята, занятие мы начнем с просмотра видеоролика. Внимание на экран. О какой республике идет речь? (О Республике Татарстан.)

Учитель. А чем славится наш Татарстан? (У нас много нефти, мероприятий и др.) .

Учитель. Какие ассоциации у вас возникли при просмотре видео о инновационных проектах Татарстана? Какие слова услышали? (Традиции, инновации, успех, гордость и др.)

Учитель. Что интересного заметили? (Там были Всемирные мероприятия, а именно Универсиада, чемпионат World Skills.)

Учитель. Как вы понимаете слова World Skills? Что это? Как переводится? (World – мировые, Skills – навыки, компетенции.)

Учитель. Последнее время наблюдается дефицит профессий. Для привлечения молодёжи к различным профессиям, разработали проект «WorldSkills». Это – чемпионат профессий.

А как вы думаете, какая профессия самая важная? Какая тема нашего урока? (Все профессии важны.)

Учитель. Какую цель поставим на урок? Посмотрите на доску, перед вами опорные слова. Подумайте, как будет звучать наша цель? (Узнаем о разнообразии профессий.)

Учитель. Чтобы достигнуть цель урока, необходимо определить задачи. (Узнать, что такое профессия, определим роль профессий в жизни людей.)

III. Открытие нового знания

Учитель. Ребята, как вы понимаете значение слов «профессия, компетенции»? (Это труд. работа человека.)

Учитель. Найдите в Толковом словаре эти понятия, посмотрите в Интернете. У вас на партах толковые словари, планшет. (Профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность, которой он посвящает иногда всю свою жизнь. Компетенции – это качества, необходимых работнику, если он хочет двигаться по карьерной лестнице и качественно выполнять свою работу.)

Учитель. Верно! Вы – настоящие исследователи.

У вас на партах есть текст, прочитайте информацию. О чём говорилось в тексте? Какие компетенции, качества встретились в тексте? (Трудолюбие, мастерство, ответственность, совесть.)

Учитель. Как вы считаете, все ли качества важны? Почему? (В каждой профессии необходимы эти качества.)

Учитель. А не рано ли вам думать о профессиях? (Конечно, нет.)

Учитель. Поэтому очень важно сделать правильный выбор, чтобы профессия доставляла вам и окружающим пользу и радость.

Работа в паре

1-е задание – «Узнай профессию»

Учитель. Вспомните, правила работы в парах.

– Ребята, откройте папку и возьмите карточку (задание №1). Сейчас вам необходимо соединить иллюстрации профессий с их названиями.

– Если ваша пара выполнила задание, то поднимите руки вверх. Поменяйтесь заданиями с другой парой и проверьте их работу. Молодцы! С какими профессиями вы ещё познакомились? Что вы знаете об этих профессиях? Приведите пример. (Ученики перечисляют профессии: швея, повар, учитель, матрос, врач, певец, сварщик, летчик.)

– Профессия играет в жизни человека огромную роль! От неё зависит наше будущее!

– А сейчас проведем физминутку. Встаньте все, пожалуйста.

Физкультминутка «Игра в профессии»

Если хочешь стать маляром – делай так, (красят кистью)

Если хочешь стать швеей, то делай так, (строчат на машинке)

Если будешь ты водитель – делай так, (вращают руль)

Если будешь ты сапожник – делай так, (топают ногами)

Если будешь ты спортсмен – делай так, (приседают)

Если будешь ты столяр – делай так, (хлопают руками)

Интересно в профессии играть. Пора занятие продолжать.

  1. IV. Первичная проверка понимания

Практическая работа «Профессии»

Учитель. Ребята, вспомните видеоролик. Там были мероприятия, а именно чемпионат профессий.

– А вы хотите принять участие в чемпионате профессий, здесь и сейчас? (Ответы учащихся.)

Учитель. Каждая команда сейчас представит профессию. Для этого возьмите боксы для каждой команды. Прочитайте загадку и определите профессию вашей команды. Изучите информацию о вашей профессии. В боксах есть задание, вам нужно его прочитать и выполнить.

Задания для команд

Команде «Повары»:  приготовить бутерброд.

Команде «Флористы»: собрать свой новогодний букет.

Команде «Инженеры»: сконструировать собственную модель вентилятора из набора Lego WeDo 2.0.

Команде «Врачи»: разработать для нашего класса памятку о здоровом питании.

  1. V. Закрепление изученного. Подведение итогов практической работы

Учитель. Каждой команде необходимо назвать профессию, что вы знаете о ней, перечислить качества, компетенции необходимые для вашей профессии. (Учащиеся презентуют выполненные работы.)

Команда «Повары». Повар – это специалист по приготовлению кулинарных блюд и кулинарных изделий. Трудолюбие, мастерство, любовь, ответственность.

Команда «Врачи». Врачи – это люди, которые заботятся о том, чтобы мы всегда были полны сил и здоровы. (Перечисляют качества профессии.)

Команда «Флористы». Флористы составляют букеты, украшают помещения, витрины цветами и растениями. (Перечисляют качества.)

Команда «Инженеры». Работа этих людей разделяется на множество специальностей. Есть инженеры, которые разбираются в работе станков, другие – в работе машин, третьи – самолетов и вертолетов, четвертые –кораблей, пятые – в работе медицинской аппаратуры. У них много специальностей.

Учитель. Ребята, какая интересная профессия флористы! Как вы думаете, что означает слово флористы? (Флористы составляют букеты, украшают помещения, витрины цветами и растениями.)

Учитель. Молодцы, ребята! (Каждой команде вручается диплом победителя и сладкие призы.)

  1. VI. Подведение итогов

Учитель. Скажите, как взаимосвязаны между собой профессии? Могут ли инженеры работать без поваров? Могут ли повара готовить еду без плиты? Могут ли инженеры, флористы, повара обходиться без врача? Чем полезна профессия флориста для людей?

– Какая тема нашего занятия? Какая цель была поставлена? Достигли мы её?  Какая профессия самая важная? Какой вывод вы можете сделать? Какие качества ценятся в профессии?

VII. Рефлексия

Учитель. У вас в папке есть звёздочки. Выберите одну.

Зелёный цвет – мне понравился урок, я справился со всеми заданиями.

Оранжевый цвет – все было хорошо, но я ничего нового не узнал.

Синий цвет – на уроке было скучно.

Учитель. Ребята, о какой профессии мечтаете вы? Напишите на звёздочках. Прикрепите их на карту нашей страны. Вы прикрепили здесь звездочки потому, что именно вы наше будущее, надежда и опора России.

Много в мире профессий разных,

Какую выбрать – не узнаешь сразу.

В жизни всё сгодится,

Стоит только хорошо учиться!