Все – для фронта. Все – для Победы. Госпиталь №2872

Ирина КАМАЛЕТДИНОВА,

учитель русского языка и литературы гимназии №36 г. Казани

Ход мероприятия

Учитель. Сегодня у нас необычная встреча. Пользуясь приемом «Реквизит», мы попробуем определить тему занятия. (Входит девочка в белом халате.)

Учитель. Как вы думаете, о чем мы будем говорить? (Предположительные ответы.)

(Следом входит ученик, одетый в форму солдата Великой Отечественной войны. У него забинтована голова. Предположительные ответы.)

(Входит ученик (почтальон) с конвертом «Для госпиталя №2872». Учащиеся дают верное описание темы.)

Учитель. Да, тема сегодняшней театральной зарисовки о подвигах врачей, медсестер в годы Великой Отечественной войны: «Все – для фронта. Все – для победы. Госпиталь №2872».

Пускай назад история листает

Страницы легендарные свои.

И память, через годы пролетая,

Ведёт опять в походы и бои.

(Далее детям предлагается воспользоваться чатом GPT (https://gpt-chatbot.ru/) и спросить его об эвакогоспитале №2782.)

Учитель. Сегодня чат GPT собирает информацию из интернета и может помочь нам узнать о том времени. Какой вопрос мы зададим? (Разные ответы учащихся, ответ чата GPT https://jamboard.google.com/d/1g4QK288xT67BfSAGLJXbg0mPUKv9UDDHg0pzNozb_co/viewer?f=2. Приложение №1)

Учитель. Как видите, ребята, нужную информацию о госпитале №2782 в интернете чат не нашел.

– Попробуем создать вместе с Искусственным интеллектом короткое видео о госпитале 2782, каким он видит военное время нашей гимназии. (Создаем вместе в программе https://kaiber.ai/create. Приложение №2)

– Что вас смутило в этом видео? (https://learningapps.org/watch?v=pcm5i6mn524. Приложение №3)

Учитель. Действительно, Искусственный интеллект еще требует обучения.

– Ребята, хочу акцентировать ваше внимание на том факте, что информации о госпитале, который находился в нашей гимназии практически нет. В интернете имеются только две записи о местоположении госпиталя и о том, как мы открывали в 2015 году с вами мемориальную доску госпиталя № 2782. Об этом рассказывает фотоальбом «Здания эвакогоспиталей Татарии». Инициатором издания стала Региональная общественная организация «Отечество» Республики Татарстан при поддержке Правительства РТ. Авторами и составителями альбома являются Р.Р.Салахиев, М.Ю.Салахиева, А.А.Александров.

Издание является первым справочником по зданиям эвакуационных госпиталей в Республике Татарстан. (https://jamboard.google.com/d/1g4QK288xT67BfSAGLJXbg0mPUKv9UDDHg0pzNozb_co/viewer?f=3 Приложение №5, https://jamboard.google.com/d/1g4QK288xT67BfSAGLJXbg0mPUKv9UDDHg0pzNozb_co/viewer?f=4 Приложение № 6)

Наша встреча особенна важна, потому что каждое поколение в гимназии знакомится с историей госпиталя и находит все новые и новые материалы и воспоминания.

Давайте вспомним вместе о госпитале 2782 и вставим пропущенные данные, которые вы нашли в интернете (https://learningapps.org/watch?v=pztoqe13t24 Приложение №4, использование интерактивной доски и Learning)

Ученик (зачитывает правильный ответ). 2782 эвакуационный госпиталь на 280 человек. Расположен был в поселке имени Серго Орджоникидзе в школах № 100 и 37 в непосредственной близости к оборонным заводам. Развернул свою работу 1 октября 1941 года. Закончил в августе 1943 года. От Казани находился в 12 км. 37 школа – это наша гимназия

Учитель. Ребята, вы молодцы, вы многое знаете о госпитале. Сегодня нам необходимо открыть еще одну страницу того далекого времени. (На сцену выходит медсестра.)

Мы были медсестрами в роте…

И хоть горели в аду,

К этой страшной работе

Привыкли в боях, на ходу.

(Медсестра перевязывает бойца.)

Глаза бойца слезами налиты,

Лежит он, напружиненный и белый,

А я должна приросшие бинты

С него сорвать одним движеньем смелым.

Одним движеньем — так учили нас.

Одним движеньем — только в этом жалость…

Но встретившись со взглядом страшных глаз,

Я на движенье это не решалась.

На бинт я щедро перекись лила,

Стараясь отмочить его без боли.

А фельдшерица становилась зла

И повторяла: «Горе мне с тобою!

Так с каждым церемониться — беда.

Да и ему лишь прибавляешь муки».

Но раненые метили всегда

Попасть в мои медлительные руки.

Не надо рвать приросшие бинты,

Когда их можно снять почти без боли.

Я это поняла, поймешь и ты…

Как жалко, что науке доброты

Нельзя по книжкам научиться в школе!»

(На сцене два раненых бойца. Раненый боец спрашивает соседа.)

– О чем задумался, друг? Откуда ты?

(Второй солдат встает и читает стихотворение.)

КАЗАНЬ

На рассвете в сторону Казани

Пароход плывёт издалека,

И растёт меж нами расстоянье,

И растёт в груди моей тоска.

Снова в волны вглядываясь смело,

Я охвачен думою одной –

Чтоб скорее в песне зазвенела

Грусть моя широкою волной.

Я бегу к реке,

Надежды полный.

Речь реки певуча и вольна.

Ямб о берег отбивают волны,

И как строчка

Каждая волна.

Вот он –

Голос горестный Тукая.

За него полжизни ты отдашь!

Вот строка кипучая другая –

Это наш прославленный Такташ.

О Казань, я к ним тянусь, как к братьям,

И открою, правды не тая:

Я тоскую по твоим объятьям,

Песня колыбельная моя!

1-й боец. Ты поэт? А как зовут тебя?

2-й солдат. Фатих Карим. Я сегодня закончил поэму «Гармонь со звоночками».

Белый госпиталь средь сада,

Там с узорами крыльцо,

А Фазыл сидит и пишет –

Но дойдёт ли письмецо?

Ох, дойдёт ли, долетит ли,

Прочитает ли она?

А в письме солдатском – песни…

Нам запомнилась одна…

2-й раненый боец. Эх, как хорошо! Жаль, я не могу высказать все, что наболело. Хоть бы кто письмецо прислал…

Фатих Карим. Я о тебе, друг, стихотворение сочиню, примерно такое:

«Дорогой товарищ воин, посылаю тебе пуховые перчатки, пусть они греют твои руки…Это будет эпиграф. А стихотворение назовем «Хадича».

Люблю мечтать наедине.

Я из окопа тихо вылез…

О, если бы в тот вечер мне

Слова достойные явились!

Подарок милый я надел –

Твои пуховые перчатки.

На журавлей я поглядел,

На юг летевший без оглядки.

В моих зрачках струился свет

Звёзды, сверкавшей в небе синем.

И думы устремились вслед

Далёким журавлиным клиньям.

Твоих перчаток нежный пух,

Как сердце дружеское, жарок.

Я буду бить врага за двух:

Мне сил прибавил твой подарок.

(Заходит медсестра.)

Медсестра. Раненые, на процедуры.

(В дверях появляется фельдшер Семен Петрович.)

Семен Петрович. Ниночка, Вы очень устали, Вам нужно отдохнуть.

– Семен Петрович, мы дописали памятку для хирургического отделения. Послушайте. (На слайде памятка того времени https://jamboard.google.com/d/1g4QK288xT67BfSAGLJXbg0mPUKv9UDDHg0pzNozb_co/edit?usp=sharing Приложение №7)

– Ниночка, вы молодцы, но отдохнуть Вам точно нужно.

Семен Петрович (остается один и перечитывает памятку). Приняли ли Вы меры, чтобы заставить раненого жить?

По двое суток без сна и отдыха приходилось стоять у операционного стола. Нередко приходилось оставаться один на один с тяжелобольными. Очень часто переливал кровь, накладывал большие гипсовые повязки и делал многое другое. Каждую смерть в госпитале сотрудники очень тяжело переживали, ведь каждый боец за время пребывания в госпитале становился родным. И лишь благодаря сплоченности небольшого, но дружного обслуживающего персонала, им удалось многих людей «вытянуть из могилы». Каждый день больные ждали новостей с фронта. И, только узнав новости, шли на процедуры. В госпиталь приезжали шефы с предприятий, школьники из школ, помогали больным. Перед бойцами проводились концерты своими силами и совместно с приезжими артистами, для больных показывали кино. Школьники устраивали для раненых концерты, писали письма, читали газеты. И сегодня был такой концерт. (На слайде программка концерта https://jamboard.google.com/d/1g4QK288xT67BfSAGLJXbg0mPUKv9UDDHg0pzNozb_co/viewer?f=1 Приложение №8 )

Семен Петрович (уходит со сцены).

Учитель. Сегодня мы с вами совершили путешествие во времени, испытали разные эмоции и чувства. Напишите о них сейчас на листочке. Каждый год 19 февраля мы отмечаем день Памяти. Вспоминаем медсестер, врачей, говорим о солдатах, которые восстанавливались в нашем госпитале. Ваши письма мы поместим в альбом Памяти. (На написание работ детям отводится 15 минут.)

Учитель. Подвиг врачей, медсестер в годы Великой Отечественной войны… не только на полях брани, но и в тыловых госпиталях, как невидимые бойцы в белых халатах, они приближали Победу как могли. За годы войны госпитали приняли 334 тыс. раненых, вылечили 207 тыс. раненых, то есть, вернули в строй 22 стрелковые дивизии. 5700 доноров Казани ежедневно отправляли на фронт по 60 литров крови. Со Сталинградской битвы Казань приняла 41600 раненых, только за июль 1942 года хирурги сделали 1440 операций. Поистине, это подвиг во имя жизни.

В нашем госпитале лечился известный поэт-патриот Фатих Карим.

Михайлов Семён Петрович, прадедушка Пакиной Ани, ученицы 10 класса, работал в госпитале №2782 в качестве фельдшера. Именно Аня принесла в архив гимназии эту памятку, которая бережно хранилась в архиве семьи Пакиных.

Сегодня мы использовали в нашем мероприятии подлинные документы (памятку хирургическому отделению, программку концерта), оставшиеся с тех героических времен. Сегодня мы читали стихотворения Фатиха Карима, галерея памяти которому открыта в нашей гимназии.

Эти документы бесценны для нас. Мы продолжаем поиски документов и материалов той героической эпохи.

Война сплотила всех, кто сражался на фронте и тех, кто в тылу ковал оружие, кормил и одевал фронтовиков, спасал раненых, кто своим ударным трудом помогал приближать победу. Призыв «Всё — для фронта, всё — для победы!» был активно поддержан всем советским народом. События Великой Отечественной войны оставили в душе наших людей такой след, который вот уже многие годы не стирается. И чем дальше в историю уходят военные годы, тем ярче перед нами предстает Великий подвиг советского народа, отстоявшего честь, свободу и независимость своей Родины.

Великая Отечественная война показала сущность души русского человека, глубокое чувство патриотизма, колоссальную обдуманную жертвенность.