Время. Единицы времени

№64

(Разработка урока математики в IV классе. УМК «Перспектива»)

Халида ГИБАЕВА,

учитель начальных классов I квалификационной категории Старочурилинской средней школы Арского района

Цели урока:

образовательные: формировать представление о сутках, месяце, годе (обычном и високосном), веке, формировать конкретные представления об отношении между единицами измерения времени, учить сравнивать и преобразовывать единицы времени из мелких в крупные, из крупных в мелкие

развивающие: развивать умение рассуждать и делать выводы, опираясь на ранее полученные знания, умение анализировать и сравнивать

воспитательные: воспитывать бережное отношение к времени, научить ценить время.

Планируемые результаты:

Личностные: проявлять интерес к изучению темы, желание усваивать учебный материал, понимание практической значимости единиц времени для собственной жизни, осознание собственных достижений при освоении учебной темы, позитивное отношение к результатам обучения.

Метапредметные:

Познавательные: умение извлекать информацию из схем, текстов; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные: умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Предметные: умение пользоваться календарём, выполнять действия с числовыми значениями времени: сравнивать, преобразовывать крупные единицы времени в мелкие, выполнять арифметические действия; решать задачи; совершенствовать вычислительные навыки.

Методы обучения: словесные, наглядные, методы самостоятельной работы и работы под руководством учителя, проблемно-поисковые, частично-поисковые.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: модель часов, календари, презентация, электронное приложение к учебнику

I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся

– Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте себе хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

II. Актуализация знаний

Устный счёт. Решение веселых задач. Мультипликационно-математическая минутка.

– Начнем наш урок с мультипликационно-математической минутки, решения веселых задач. Загадки приготовили всеми нами любимые сказочные герои.

•        Кот Леопольд терпел обидные выходки мышат 3 часа 15 минут. Через сколько минут его терпение кончилось? (195)

•        Незнайка сочинял стихи о своих друзьях 5 часов 17 минут. Сколько минут он занимался этой «трудной» работой? (317)

•        Винни–Пух был приглашён в гости к ослику к 4 часам дня. Он вышел из дома в 3 часа, прихватив с собой горшочек мёда. До домика Пятачка он добирался 15 минут, 1/6 часа уплетал вкуснейший обед, 10 минут рассматривал пустой горшочек, ещё 12 минут советовался с мудрой Совой и 10 минут брёл с друзьями к жилищу Ослика. Не опоздали ли герои на праздничный обед? (57)

III. Постановка учебной задачи. Самоопределение к деятельности

Вступительная беседа.

– Предмет нашего разговора на уроке необычен. Его никто никогда не видел, не знает, где оно началось и когда закончится. Но каждый человек с ним встречается постоянно. Попробуйте догадаться, что это, послушав загадку:

Без ног и без крыльев оно, быстро летит, не догонишь его. (Отгадка: время)

– Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Чему будем учиться? (Отвечают дети)

– Сегодня на уроке речь пойдет о времени, обо всем, что с ним связано. (вспомнить единицы времени, знакомиться с новыми, решать задачи и примеры с единицами времени)

– Что мы уже знаем об этой величине? Что умеем? Какие единицы времени вы уже знаете? Почему в IV классе опять нужна нам эта тема?

IV. Работа над новым материалом.

1. Работа над пословицами и поговорками о времени.

– Из всех величин время – это самая загадочная, самая неуловимая, самая необъяснимая величина. Говорят: время – дороже денег. Потерянный рубль можно заработать снова, а вот упущенная минута исчезает навсегда. Народ всегда умел ценить время. Об этом говорят созданные им пословицы и поговорки.

2. Работа в группах. Обьяснение значений пословиц

– Будем работать в группах. Каждая группа объясняет значение своей пословицы. Обсуждаем в группах, приходим к общему мнению и отвечаем, делаем вывод:

1-я группа. Век живи, век учись. (Всегда следует чему-либо учиться, даже будучи очень опытным, человек должен оставаться открытым для новых знаний.)

2-я группа. Минута час бережёт. (Эта пословицаозначает, что не стоит тратить время на всякие пустяки, а каждая потраченная с умом минута, обязательно пригодится. Учит нас ценить жизнь, ее быстротечность использовать с умом. Как часто мы щедро тратим свое время на пустяки, думая, что впереди его много.)

– Так будем учиться беречь этот драгоценный дар – время и будем стараться не тратить его попусту.

3. Чтение сказки В.Даля «Старик-годовик».

– Кроме пословиц про время сочиняли и сказки. Послушайте сказку В.Даля «Старик-годовик». (Чтение сказки учащимися по частям.)

«Вышел старик – годовик. Стал махать руками и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик – годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод и мороз».

«Махнул старик – годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, и на полях появились цветы».

«Махнул старик – годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало душно, жарко, знойно».

«Махнул старик – годовик в четвертый раз – полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы».

«А птицы были не простые. У каждой по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев».

«Каждое перо со своим именем. Одна половинка пера белая, а другая- черная. Махнет птица крылом раз – станет светлым-светло, махнет другой – станет темным-темно».

– Что за первые три птицы вылетели из рукава старика – годовика? Назовите их. (Декабрь, январь и февраль.)

– Почему вы так думаете? (Ответы детей.)

– Какую следующую тройку птиц выпустил старик-годовик? (Март, апрель, май.)

– Какие птицы были в третьей тройке? (Июнь, июль, август.)

– Какие птицы вылетели в четвертый раз? (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)

«А птицы были не простые. У каждой по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев».

– Кто отгадает эту загадку? (Дни недели.)

– Кто отгадает последнюю загадку? «Каждое перо со своим именем. Одна половинка пера белая, а другая- черная. Махнет птица крылом раз — станет светлым-светло, махнет другой — станет темным-темно» (день, ночь – сутки).

– Почему старик волшебник назван в сказке годовиком? (Это год, а в году 12 месяцев.)

– Давайте еще раз вспомним, о чем эта сказка? (О месяцах, днях недели, сутках, годе.)

– Как они назыаются ? (Это единицы времени.)

– Сделайте вывод. (Месяцы, дни недели, сутки, год – это единицы времени.)

4. Работа с моделью часов

– Назовите самую маленькую единицу времени среди них.

– Это сутки.

– Давайте вычислим сколько часов в сутках.

– Что говорится в сказке о сутках?

– Сутки – это день и ночь.

– Перед вами модель часов. Рассмотрим циферблат часов. На сколько частей он разделен?

– На 12 равных частей.

– Сколько полных оборотов делает часовая стрелка за сутки. (Два оборота.)

– Часовая стрелка за сутки делает два оборота. (12 * 2 = 24 часам)

– Значит, сколько часов в 1 сутках? (24 часа.)

5. Работа с табелем календарем. Работа в парах (работа с календарями 2015 и 2016 гг.)

– Назовите самую большую единицу времени среди них. (Год.)

– Сколько месяцев в году? (12 месяцев.)

– Сколько дней в году? Как можно вычислить? Сколько месяцев по 30 дней, сколько месяцев по 31 день? (7 месяцев – по 31 день, 4 месяца по 30 дней и февраль 28 дней.)

– Кто может предложить более удобный способ? (31 * 7 + 30 * 4 + 28 = 365 (дней))

– Все ли годы обычные? Я вам раздам календарь 2016 года. Сравните два календаря и найдите различие.

– В 2016 году в феврале 29 дней.

– Значит и в году будет на 1 день больше.

– Если в году 365 дней – это обычный год. Если в году 366 дней – это високосный год. 2016 год високосный. Три года идущие друг за другом содержат по 365 дней, это обычные. Четвертый год – високосный – содержит 366 дней.

– Если этот 2016 год високосный, следующий високосный год будет в каком году?

Существует еще и более крупные единицы времени. Это век. 100 лет составляют век. От начала нашего летоисчисления прошло 20 полных веков. Мы живем в 21-м веке. Более подробно о веке как единице времени мы будем изучать на следующих уроках.

– А теперь посмотрим и убедимся правильно ли мы ответили? (Просмотр на экране.)

V. Закрепление нового материала

1. Самостоятельная работа.

– Давайте проведем такую работу, чтобы узнать как взаимосвязаны между собой единицы времени. У вас есть возможность показать насколько вы внимательны и дружны.

Выразите

•        В часах: 2 сут., 3 сут., 10 сут.

•        В месяцах: 2 года, 8 лет и 4 мес.

•        В секундах: 2 мин, 11мин

•        В минутах:3 ч., 4 ч., 10 ч.

Физкультминутка

– А теперь немножко отдохнем, под любимую музыку сделаем физкультминутку. (Весёлая физкультминутка под музыку «Часики. Тик-так» из мультфильма «Фиксики».)

2. Решение задачи №19 из учебника

– О чем говорится в задаче?

– Что известно в задаче?

– Что говорится о первом пешеходе?

– Что говорится о втором пешеходе?

– Что требуется найти в задаче?

– Как мы находим время?

– Для того, чтобы найти время, нужно расстояние разделить на скорость.

– А какую скорость находим?

– Скорость сближения (потому что при встречном движении они сближаются, каждый час расстояние между ними сокращается на 9 км).

– Как мы это находим?

1) 5 + 4 = 9 (км/ч) – скорость сближения

2) 27 : 9 = 3 (ч) – встретятся

Ответ: 3 ч.

– Мы нашли время. Мы ответили на вопрос задачи.

3. Работа по электронному приложению. Выполнение заданий

– А теперь поиграем. Выполним задания по электронному приложению к нашему учебнику.

1. «Переводим величины в указанные единицы».

2. «Выбираем месяцы, в которых 31 день».

3. «Распределяем года на обычные и високосные».

4. Работа с табелем календарем.

– Найдите свой день рождения. В какой день недели будете отмечать (или отметили) день рождения.

VI. Рефлексия

1. Итоги.

Время идет, наш урок подходит к концу.

– Что нового узнали на уроке?

– Чем занимались?

– Чему научились?

– Как вы думаете. Удалось ли нам решить поставленную задачу?

2. Оцените свою работу на уроке.

– А сейчас оцените свою деятельность на уроке. Перед вами «Лестница успеха». Поднимитесь на нужную вам ступеньку. На какую ступеньку вы поднялись на этом уроке?

– Кто выбрал первую ступеньку?

– Кто вторую?

– Кто на высокой ступеньке? Поднимите руки.

– Спасибо за урок. Вы все сегодня молодцы, хорошо работали на уроке!

3. Домашнее задание.

№ 2 3, рабочая тетрадь, С.44