Времена года

(Внеклассное занятие в 3 классе, для детей с интеллектуальными нарушениями

по развитию устной речи)

Ландыш КАШАПОВА,

учитель-дефектолог Уруссинской школы-интерната для детей с ОВЗ Ютазинского района

Цель: расширить и уточнить представления детей о временах года, объяснить причины смены времён года.

Задачи:

– развивать мышление, наблюдательность, речь, умение анализировать увиденное и делать выводы;

– коррекция восприятия, памяти, внимания на основе упражнений;

– воспитывать любознательность, взаимоуважение, интерес к окружающему миру.

Оборудование: познавательные материалы об окружающем мире, иллюстрации с картинами природы в разное время года. Предметные картинки, карточки к упражнению для тренировки глаз, карточки к упражнению «собрать овощи, фрукты», сюжетная картина с «нелепицами», «осколочные» картинки.

Ход занятия

Учитель. Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг радости.

Эмоциональный настрой (дети встают в круг)

Круг радости

– Настроенье, каково?

– Во!

– Все такого мнения?

–  Все без исключения!

– Может вы уже устали?

– Мы с собой таких, не брали!

– Может, ляжем, отдохнём?

– Лучше мы урок начнем!

Учитель. Я желаю вам удачи и хорошего настроения. И вперед за новыми знаниями! (Дети вытягивают большой палец руки, в центр круга.)

– Садитесь, ребята, каждый на своё место.

Определение темы урока

Учитель. Что такое настроение? (Ответы детей.) Настроение – это внутреннее душевное состояние человека. Каким оно бывает? Разобраться в том, каким бывает настроение, нам помогут наши гости – смайлики. Давайте посмотрим на них и попытаемся определить их настроение. Какими словами вы можете их обозначить? (Весёлое, грустное, печальное, бодрое.) Как вы догадались, у кого из них настроение хорошее, а у кого – плохое? (Ответы детей.) Да, правильно по выражению лица.

– Ребята, покажите ваше настроение сегодняшнего дня и выберите себе смайлик.

– Давайте, улыбнемся друг другу. Мне нравится ваш настрой на работу.

(Звучит музыкальное сопровождение Вивальди «Времена года».)

  1. Тройка. Тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы

А в санях сидит царица

Белокоса. Белолица.

Как махнула рукавом

Все покрылось серебром. (слайд зима)

  1. Пришла. Улыбнулась — утихли метели.

Позванивать стал колокольчик капели.

Река пробудилась. Растаяли льды.

Наряд белоснежный надели сады. (слайд весна)

  1. Оно за весною к нам в гости идет

С собою приносит немало забот.

Горячие долгие дарит деньки

Чтоб зрели скорей на полях колоски. (слайд лето)

  1. Прошла по лугам, по лесам, по полям.

Припасы она заготовила нам.

Упрятала их в погреба, в закрома.

Сказала: «За мною нагрянет зима». (слайд осень)

Учитель. Сейчас я прочитала строки из стихотворений о временах года. Скажите, ребята, сколько времени года вы знаете? Назовите их. Молодцы.

– Как вы думаете, какая тема нашего занятия? Правильно, ребята, времена года. (Название темы на слайде.)

Учитель. Для того, чтобы вы запомнили времена года, я предлагаю вам собрать пазлы времён года. Перед вами на столе лежат картинки времён года. Соберите и назовите, названия времён года. Что у вас получилось? Правильно, зима, осень, весна, лето. Теперь посмотрите на экран и проверьте себя. (Картинки зима, весна, лето, осень.)

– Ребята давайте с вами вспомним и перечислим основные приметы каждого времени года. Начнем с зимы: идет снег, холодно, вьюга, метель и т.д. Дальше после зимы идёт весна: светит солнце, тает снег, бегут ручьи, и т.д. После весны у нас наступает лето. Как нам нравится лето, у вас наступают долгожданные каникулы, светит жаркое солнце, можно купаться, собирать ягоды и т.д. И приходит к нам осень, где идет дождь, дует холодный ветер, лужи, сыро и т.д. (Ответы детей.)

– Сегодня на занятие мы, побываем в гостях у времен года.

И первое кого мы посетим? Это зима. (На экране картинка зимнего времени года.)

Упражнение по коррекции зрительного восприятия

Учитель. Почему зима? Назовите зимние месяцы. Какой месяц зиму начинает? Правильно: декабрь. А заканчивает? Февраль. Молодцы.

– Посмотрите. Назовите, что увидели. Выберите только те предметы, которые мы встречаем или используем зимой. (На столе перед детьми лежат карточка, для выполнения задания.) Приложение 1

– А сейчас, мы пришли в гости к весне. (На экране картинки весеннего времени.)

Упражнение в прослеживающем движении глаз

– Почему весна, что мы видим на картинке? Назовите весенние месяцы. Правильно.

– Перед вами карточки с заданием. Кого вы видите? Правильно, птицы. Кто  узнал и назовет этих птиц? Работают глаза. Проследите глазами путь каждой птицы.

– Кто летит первым? (Грач) А вторым? (Скворец) А третьим? (Ласточка) (На столе перед детьми лежат карточки для выполнения задания.) Приложение 2

Физкультминутка

Учитель. А сейчас нас встречает лето.  (На экране картинки летнего времени года.)

Упражнение по коррекции зрительного восприятия и внимания

Учитель. Почему лето? Назовите летние месяцы.

– Ребята, посмотрите на картинку. Какое время года изображено на картине? Расскажите, что вы видите? Вам нравится данная картина? А что вам не нравится на этой картине? (Ответы детей.)  

(На экране сюжетная картинка с нелепицами.) Приложение 3

– Ребята, сравните картинки и найдите отличия. (Вывешивается правильный вариант картинки.) Приложение 4

– Молодцы, вы справились с заданием.

– Ребята, а мы уже в гостях у осени. (На экране картинка осеннего времени года.)

Упражнение по коррекции зрительной памяти

Учитель. Почему осень? Перечислите осенние месяцы. (Ответы детей.) Правильно, в начале осени созревает много овощей и фруктов. На полях собирают пшеницу и рожь, из которых потом пекут хлеб. Поэтому осень называют порой урожая.

Перед вами карточки овощи и фрукты. Вам нужно правильно разложить урожай в корзинки. (На столе перед детьми лежат карточки, для выполнения задания.). Приложения 5, 6

– Получилось собрать фрукты и овощи? Давайте проверим. Молодцы, вы справились. Овощи и фрукты лежат в своих корзинках.

Ребята, помогите мне закончить эти фразы. Когда это бывает, какое время года?

Листопад, снегопад, цветет подснежник, гроза, мороз, ледоход, прилёт птиц, спячка животных. (Ответы детей.) Молодцы.

Стихотворение «Времена года»

Вереницею недель,

Как велит природа,

Кружит время-карусель

Временами года.

По листкам календаря,

Ходят друг за другом,

С января до декабря

Месяцы по кругу.

Вслед за осенью – зима,

За весною – лето.

Там уж осень, чтоб опять

Зимушка настала…

Карусель свою вращать

Время не устало.

В календарном том ряду,

Сменит братец братца.

Сколько месяцев в году?

Правильно, двенадцать.

Учитель. Мы побывали в гостях у времён года. Какое время года вы любите ребята и почему? (Ответы детей.)

– Да, любое время года прекрасно по-своему. Берегите, цените, любите природу!

– Изменилось ли у вас настроение? Покажите свои смайлики настроения.  Сегодня все вы, молодцы!