Времена года. Зима

№167

(Занятие образовательной деятельности (по развитию речи) в старшей группе)

Марина ЖИРНОВА,

воспитатель I квалификационной категории детского сада № 398 г. Казани

Раушания ГАРАЕВА,

старший воспитатель высшей квалификационной категории детского сада № 398 г. Казани

Задачи:

– закреплять знания детей о временах года (в особенности о зиме) и связанных с ними природных явлениях и изменениях в жизни людей;

– обогащать и активизировать речь детей.

Оборудование: календарь природы, наборы небольших карточек с изображениями разных природных явлении и сезонных особенностей жизни людей, изображение дерева (ствол, ветви без листьев) на большом листе бумаги; аудиозаписи звуков (метели, бурана).

Предварительная работа. На прогулках педагог обращает внимание детей на происходящие в природе изменения: стало холоднее, солнце светит, но не греет. Оно не поднимается высоко в небе, дни становятся короче. Появляется снег. Дошкольники продолжают подкармливать птиц и наблюдать за ними: какие чаще всего прилетают к кормушке, что едят? Педагог обсуждает с детьми почему именно зимой птицы нуждаются в нашей помощи. Обращает внимание на одежду людей: стали ли все одеваться теплее, чем осенью? Как изменилась одежда самих ребят? Остались ли на деревьях листья? Какие деревья зимой не меняют свой наряд? (Большинство хвойных: ель, сосна, пихта.) Что деревья делают зимой? (Они спят.) Детей учат определять некоторые деревья по силуэтам. Проводятся наблюдения за инеем: дети рассматривают его через лупу, трогают пальчиками, убеждаясь. Что иней – это вода, обсуждают на что похожи покрытые инеем растения.

Воспитатель предлагает дошкольникам проверить некоторые народные приметы. Например, «Если дым из трубы идет столбом, то будет сильный мороз».

Педагог обращает внимание детей на то, что зимой можно играть в игры со снегом, строить горки, снежные фигуры. Кататься на лыжах и санках. Почему этого нельзя делать летом?.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель предлагает детям посмотреть в окно и описать погоду: теплый сегодня день или холодный, солнечный или пасмурный, ветреный или безветренный? Есть ли осадки (снег, дождь, иней)? Если дует ветер, то какой он: холодный или теплый, ласковый или колючий? По каким признакам можно узнать о наличии ветра и его силе? Результаты наблюдений вносятся в календарь природы.

Воспитатель просит детей рассказать о том, какая была погода, когда дети шли в детский сад? Видел ли кто-нибудь из ребят птиц? Если да то, какие это были птицы и что они делали? В какой одежде дети сегодня пришли? Какое сейчас время года теплое или холодное? Какой начался месяц? (Декабрь)

Декабрь – это первый месяц зимы. О нем говорят: «Декабрь год кончает и зиму начинает».

В этом месяце самые короткие дни  самые длинные ночи. А какое время годы было до зимы? (Воспитатель показывает детям рисунки с изображением осени, весны, лета и просит выбрать из них ту, на которой изображена осенняя погода.)

Педагог читает детям отрывок из произведения В.Бианки «Декабрь». Обсуждает текст с детьми.

– Почему декабрь называют «студенем»?

– Почему говорят, что он «мостит», гвоздит и приколачивает?

– Что означает выражение «ночь растет»?

– Чем отличается декабрь от других месяцев года?

Физминутка. Развитие внимания и памяти.

Белый снег пушистый (изображают пушок)

В воздухе кружится (кружатся)

И на землю тихо

Падает ложится. (изображают медленное нежное падение снежинок)

Дидактическая игра. Подбери картинку к данному времени года.

Цель. Совершенствовать умение детей определять времена года по характерным признакам.

Воспитатель дает детям большой лист бумаги, на котором изображено дерево (ствол и ветви без листьев). Лист разделен на четыре части (четыре времени года) с разными фонами: белый (зима), желтый (осень), зеленый (весна), красный (лето). Дети получают маленькие карточки с изображением желтых и зеленых листьев, цветков и плодов деревьев, разных животных ( например, птиц с птенцами, птиц строящих гнездо, бабочек, сирень, бурого медведя и.т.д.) и сезонных явлений ( например, снежинок, капелек воды, ветра и.т.д.)

Задание. Разложить маленькие карточки на разные квадраты, в зависимости от того, какое время года они характеризуют.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть рисунки или репродукции картин известных художников, на которых изображены разные времена года. Затем читает загадки, а дети подбирают к описанию каждого времени года, нужную иллюстрацию.

– Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет, когда это бывает?

– Опустели поля, мокнет земля, дождь поливает, когда это бывает?

– Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает, когда это бывает?

– Скатерть бела весь свет одела.

– Тает снежок, ожил лужок. День прибывает когда это бывает?

В заключение педагог предлагает детям вспомнить и перечислить признаки зимы. (Перечисляют и природные явления, и изменения в жизни людей.)

Последующая работа. Дети могут послушать аудиозаписи и определить шум ветра, метели, бурана, вьюги.