Возможности интерактивных технологий при обучении английского языка

Возможности интерактивных технологий при обучении английского языка

Ирина СЕЛИВЕРСТОВА

учитель английского языка

средняя  школа № 7

имени Героя Советского Союза В.Х.Хазиева

г.Зеленодольск РТ

В последние годы практическая ориентация в изучении грамматики улучшилась, поскольку происходит точный выбор минимума грамматики, и учителя правильно используют время обучения; применяются эффективные методы объяснения грамматического материала, такие как частое обучение с помощью целенаправленных упражнений, с использованием технических инструментов обучения и руководств по программированию [1, c.260].

При обучении грамматике необходимо учитывать и возрастные особенности. На среднем этапе обучения у школьников проявляется стремление к самостоятельности, самоутверждению, негативное отношение к прямым требованиям, принуждению. Все больше формируется избирательный познавательный интерес, но вместе с тем наблюдаются также случаи спада интереса, формального отношения к учебе [2, c.416]. Говоря иначе, это возраст острых противоречий, что требует от преподавателя особенно большого педагогического такта и методического мастерства.

Для проведения анализа нами были выбраны два УМК для изучения английского языка в общеобразовательных школах – «Spotlight».

Он включает в себя следующие компоненты:

1.Учебник

2.Рабочая тетрадь

3.Книга для чтения

4.Книга для учителя

5.Языковой портфель

6.Контрольные задания

7.Аудио CD для работы в классе

8.Аудио CD для самостоятельной работы дома.

Все представленные компоненты тесно взаимосвязаны друг с другом. Большим преимуществом является наличие такого компонента, как комплект для работы с интерактивной доской. Это помогает разнообразить формы работы на уроке и многократно повышает интерес учащихся к изучению иностранного языка. Данный учебно-методический комплекс содержит в себе множество различных компонентов и является наиболее полным по сравнению с другими УМК по английскому языку.

Следует отметить, что комплект по работе с использованием интерактивной доски является дополнительным материалом, которой покупается дополнительно и используется в соответствии с некоторыми темами учебника или рабочей тетради. Однако, важно отметить, что несмотря на вышеуказанный факт, данный дополнительный комплект с интерактивными заданиями является огромным преимуществом над другими УМК по английскому языку. Следовательно, для данного исследования будут использованы данные комплекта для работы с интерактивной доской, так как в вышеуказанном УМК упражнения, содержащие интерактивные технологии представлены отдельным файлом.

Детально изучив комплект упражнений с применением интерактивных технологий, входящий в состав УМК «Spotlight» для 7 класса, мы отметили, что файл содержит задания, направленные на оттачивание навыков письма, чтения, аудирования, грамматики и говорения. Однако, в данной исследовательской работе, нам важно изучить возможности интерактивных технологий при обучении грамматике английского языка. Так, путем подсчета упражнений с применением интерактивных технологий направленных на отработку правил грамматики английского языка, мы определили 112 упражнений. Согласно полученным данным, среди упражнений, включающих грамматический аспект, мы отметили широкий спектр заданий, содержащих фразовые глаголы. Например, упражнение на подбор синонимов к каждому из приведенных в списке фразовых глаголов. Также мы отметили задание на расставление фразовых глаголов по тексту и соединение двух частей фразовых глаголов. Кроме того, были найдены тестовые задания на отработку грамматических времён, правильных и неправильных глаголов и герундия. Также стоит отметить большое количество заданий, направленных на развитие навыков применения модальных глаголов.

Данный показатель является довольно низким, так как общее количество интерактивных заданий, представленных в данном файле насчитывает 370 компонентов, которые приходятся на чтение, письмо, аудирование, говорение и оттачивание лексических навыков.

Так, тщательно изучив материалы дополнительного файла с применением интерактивных технологий, входящего в состав УМК «Spotlight» для 7 класса, мы можем сделать вывод, что количество упражнений для отработки правил грамматики, является недостаточным, что ведет к неэффективности изучения как грамматического аспекта, так и английского языка в целом.

Далее мы рассмотрели УМК «Starlight» для 7 класса под редакцией К.М. Барановой, Д.Дули, В.В.Копыловой, Р.П.Мильруд, В.Эванс. Комплекс соответствует требованиям ФГОС и используется в школах с углублённым изучением английского языка. Материал создан интернациональным авторским коллективом: российским издательством «Просвещение» и британским издательством-партнёром Express Publishing. Состав УМК:

1.Учебник;

2.Рабочая тетрадь;

3.Книга для учителя;

4.Контрольные задания;

5.Сборник грамматических упражнений;

6.Тренировочные упражнения в формате ОГЭ.

Структура учебника рассчитана на 4 часа в неделю и организована по модулям: вводный модуль и 6 основных тематических. Каждый модуль представляет собой полноценный цикл развития умений во всех видах речевой деятельности через разделы, посвященные межпредметным связям, лексике. Основные модули дополняются разделом для дополнительной углубленной отработки лексики и правил словообразования Vocabulary Bank, а также умениям в письменной речи Writing Bank. Грамматический справочник дается на русском языке.

Также нам важно выделить те упражнения, которые сопровождаются работой с интерактивными технологиями. Они могут быть представлены в виде аудио и видеозаписей, вырезок из печатных изданий и фотографий, ведении дискуссий на различные темы с одноклассниками и учителем, проектной деятельности. Учебник данного методического комплекса хорошо проиллюстрирован и наполнен аутентичными материалами, представленными в виде аудиозаписей к разделу аудирования и текстов в разделах чтения и грамматики. В разделе говорения ученикам предлагаются задания для имитации различных ситуаций, проведения дискуссий и высказывания своей позиции.

В разделе Grammar ученикам 7 класса предлагается изучение правил на такие следующие темы:

1) условные предложения реального и нереального характера (Conditional 1, 2 и 3);

2) временные формы глаголов действительного (Past Continuous, Past Perfect, Present Perfect Continuous, Future-in-the-Past) и страдательного (Present, Past, Future Simple in Passive Voice) залогов;

3) определенный, неопределенный и нулевой артикли;

4) косвенная речь в утвердительных и вопросительных предложениях в настоящем и прошедшем времени;

5) модальные глаголы should, could, would, need, might и многие другие.

Отработка полученной информации производится путем выполнения однотипных несложных упражнений, например, раскрыть скобки, закончить предложения, заполнить пропуски. Сборник грамматических упражнений также представляет собой тетрадь, разделенную на 6 модулей в соответствии с учебником. Задания в сборнике типизированы и повторяются из модуля в модуль. По нашему мнению, данные виды заданий не позволяют отработать грамматические навыки в полном объеме.

Дополнительно к основному набору с 2015 года издательство Express Publishing выпускает серию электронных приложений Prime Time. Приложение представляет собой интерактивный учебник с удобным меню. Все задания можно выполнять на компьютере или на интерактивной доске.

Диск содержит:

– все упражнения учебника с системой проверки;

– аудиокурс;

– видеометериалы к каждому модулю;

– правила и упражнения по грамматике;

– дополнительные задания для отработки лексики, составления лексических диктантов;

– игры, викторины;

– дополнительные тексты для чтения с видеосопровождением.

Внешний вид основного меню приложения Prime Time 2 представлен на Рисунке 1.

Рис. 1 Приложение Prime Time 2. Основное меню

Удобство использования данного приложения заключается в том, что огромная база материалов находится в одном месте и доступна по клику мыши. В электронном учебнике содержится как и основной материал бумажного учебника «Starlight 7», включающий в себя правила и упражнения к ним, так и дополнительные модификации в виде подсказок, пояснений, изображений, возможности устного воспроизведения материала, видеоконтент и так далее. На Рисунке 2 представлен пример подачи теоретического материала.

Рис. 2 Приложение Prime Time 2. Раздел с правилами

При использовании интерактивных технологий в образовательном процессе учитель способен добиться плавного перехода от теории к практике. После изучения грамматических правил ученику предлагается выполнить упражнения для закрепления полученных знаний. Одним из явных преимуществ использования электронного ресурса является возможность автоматической проверки заданий, что облегчает работу учителя, а также приемлемо для самостоятельной работы ученика. На Рисунке 3 дан пример работы программы по исправлению ошибок в задании на грамматику.

Рис. 3 Приложение Prime Time 2. Пример выполнения упражнения

Итак, мы можем сказать, что представленный учебно-методический комплекс в полной мере реализует коммуникативный подход к обучению. Учебно-методический комплекс «Starlight» отражает наше видение учебного процесса и соответствует представлениям о хорошем учебнике, как инструменте обучения, позволяющем ученикам добиться хороших результатов в освоении иностранного языка. Однако, выбранный для анализа УМК имеет не только ярко-выраженные преимущества, но и некоторые недостатки. Расположение и содержание заданий на отработку грамматических навыков не является совершенным и гармоничным. Следует отметить, что анализируемый УМК предусматривает возможность использования дополнительных материалов с интерактивными технологиями на уроках и при выполнении домашнего задания, однако это редко практикуется самими школами, поскольку находится на платных ресурсах.

Таким образом, несмотря на то, что в данном УМК предлагается большое количество упражнений с использованием аутентичных материалов, прагматических текстов, игр, достаточной работы по использованию интерактивных технологий для развития грамматических навыков на уроках не ведется. Требуется обратить внимание на внедрение интерактивных технологий в образовательный процесс. Однако, мы убеждены, что только в тандеме правильно подобранный учебник и навыки и способности учителя к анализу материала и адаптации учебника к реальной ситуации могут обеспечить успешное и эффективное изучение иностранного языка.

Подводя итог, следует сказать, что для наиболее тщательного овладения грамматическими основами английского языка на средней ступени образования, необходима разработка дополнительных методических рекомендаций и материалов по обучению иностранному языку посредством внедрения интерактивных технологий.

 

Список использованной литературы

 

  • Штанько Е.В. Современные технические средства обучения на уроке английского языка / Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г.Чита, декабрь 2011 г.). – Чита: Молодой ученый, 2011 – C.258– 261.
  • Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: учеб. пособие – 2-е изд. – М. : Филоматис, 2010. – 186 с.