Воспитание у детей нравстенности средствами татарской народной педагогики

 

Гузель ХИСАМИЕВА, Наталья ЩЕКОЛДИНА, Екатерина СПИРИДОНОВА,

воспитатели детского сада №298 г. Казани

Гармоничное развитие ребенка – это основа формирования будущей личности человека. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимает вопросы нравственного воспитания: дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формирование умений договариваться, помогать друг другу, воспитание уважительного отношения к окружающим людям; заботливого отношения к малышам, пожилым людям; умения помогать им.

Веками образование и воспитание основывались на народных традициях и философских взглядах. И на сегодняшний день в интеграции духовного развития личности становится очевидным роль национальной культуры. Национальные ценности воспринимаются как уникальное явление, ведущее к истокам культуры народа, к истокам духовности.

Этнокультурные традиции унаследовали из поколения к поколению, социально-культурный опыт и знания, нормы нравственности и поведения. В традициях заключался и огромный социально-воспитательный потенциал. Их существование определялось выполнением различных функций, в том числе и нравственно-воспитательных.

Народная педагогика – это комплексность педагогических сведений и воспитательного опыта,сохранившихся в устном народном  творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и игрушках и т.д.

Народная педагогика содействует всестороннему развитию личности и включает  в себя элементы умственного, трудового, физического воспитания. Тем не менее, несмотря на столь  широкий  спектр выполняемых задач, народная традиция воспитания была в первую очередь   ориентирована на нравственное воспитание.

Причины  народного воспитания: игра, слово, общение, традиции, труд, пример, идеал. Каждый из которых, помогает нравственному воспитанию. Через народные игры, ребенку прививается  уважение  к национальным обычаям, формируются качества личности, значимые  для данной  общности, осуществляется приучение подрастающего  поколения  к правилам  и нормам поведения.

Татарское устное народное творчество, народные праздники, которые имеют огромный воспитательный смысл в формировании личности ребенка, заслуживают специального педагогического изучения, с целью выявления интеграции физического и духовного развития личности в татарской педагогической мысли.

В изучении татарского детского фольклора внесли свой вклад многие ученые фольклористы Г.Рахим, Н.Исанбат, К.Насыри, Р.Ягфаров. Татарский детский фольклор включает в себя огромное количество жанров, составляя обширную и оригинальную область традиционного народного творчества, и является уникальным по своей всесторонности средством формирования личности ребенка. Когда при помощи таких простейших жанров детского фольклора, как колыбельные песни, народные сказки, загадки, скороговорки, дразнилки, прибаутки открывается перспектива в воспитании в детях таких необходимых качеств, как чуткость, доброе отношение к людям, гуманность. Все это создает почву для дальнейшей охоты к искусству, призвано воспитывать в детях чувство патриотизма, закладывает основы интеграции  духовного составляющих личности, формирует уважение к языку, обычаям, традициям и культуре.

Колыбельные песни представляют собой одну из важнейших элементов народной культуры, потому что еще в колыбели начинается воспитание детей, в тоже время колыбельные песни выделяют и социальные проблемы, надежды и мечты народа. Колыбельные песни открывали ребенку мир доброты, окружающих его людей и предметов. Их народ в свободной непринужденной обстановке использовал в своей воспитательной практике, поэтому эффект от такого воспитания был огромным.

Не менее действенными средствами интеграции физического и духовного развития личности выступали татарские народные сказки. Герои  татарских народных сказок и легенд содержали в себе возвышенную нравственную программу, которую народ стремился осуществить в процессе воспитания новых поколений. Добрые, трудолюбивые персонажи сказок являлись своеобразными гуманистическими ориентирами.

В интеграции физического и духовного развития личности помогают такие сказки, как «Луна и Солнце», «Старик и ленивый джигит», «Батыр», «Камыр-батыр», «Четыре друга», «Козел и Баран», «Человек и Кошка», «Соловей» и другие, и  являются бесценными.

Нельзя недооценивать роль пословиц в интеграции духовного развития личности. Через пословицы дети получают первичные знания о здоровье, движении, природе и их взаимосвязи. В фольклоре русского народа пословица и поговорка трактуется так: «Поговорка – цветочек, а пословица – ягодка», а у татарского народа: «Әйтем– сүзнеңбизәге, мәкаль– сүзнең жиләге».

Пословицы содержат в себе хоть и маленький, но цельный рассказ. К. Насыйри в пословицах видел произведения, раскрывающие богатый опыт жизненных наблюдений, мудрость, высокие нравственные чувства народа, социальные отношения и  образную краткость его языка.

Пословицы по поэтической форме содержательны, лаконичны, кратки, остроумны. Они содержат всегда мораль, они вырабатывалась многими поколениями. Поэтому пословицы и поговорки для народа – это совет, помощник, мудрец. Воспитательное значение заключается в приобщении ребенка к человеческой мудрости.

Разнообразное количество представлено в фольклоре татарского народа пословицы, которые формируют и дают установку на регулярную двигательную активность, например, «Ходячий камень заблестит, лежащий – потускнеет», «В тени и камень мохом покрывается», «Долго прожить можно, лишь много двигаясь» и тому подобные.

Народная песня является частью духовной культуры человека и человечества, отражает жизнь народа во всех ее проявлениях, входит в жизнь ребенка с колыбельной песни матери и сопровождает его в течение всей жизни: в игре, учении, труде, в сфере свободного общения,в горе , в радости, в будни и праздники. В песнях показываются вековые ожидания и сокровенные мечты народа.

Г.Тукай в одной из своих статей, посвященных народному творчеству написал: «Народные песни – это самое дорогое и ценное наследие наших предков. Пережив многие беды и напасти … сохранились в памяти людей. Ведь какую бы народную песню мы ни взяли, при тонком исследовании и изучении она, несомненно, откроет перед нами историю народа, его душу, мысли, чаяния»

Каждая народная песня несет в себе воспитательную силу. Так, в интеграции физического и духовного развития личности бесценны народные песни «Салкын чишмә», в которой восхваляется родник, «Матур булсын», в которой поется о пожелании счастливой жизни.

Песни – эффективное средство эстетического воздействия на подрастающее поколение, дело не, только в красоте поэтических форм песен, но и в красоте их содержания: они призывали к труду, к красивым поступкам, нравственному поведению и т.д.

Частушки можно назвать импровизированной поэмой, выражающей иносказательным языком значение свадьбы, настроение и мечты людей, помогающей сблизиться и породниться родственникам жениха и невесты. В частушках выделяются элементы трудовых дел в хозяйстве, успехи и обычаи народа. В них встречаются и образы, которые напоминают мифы и легенды, волшебные сказки, а также в частушках широко используются иносказания, загадки, считалки, красивые и образные обороты и выражения, диалоги и т.д. Татарские народные частушки можно еще использовать и как средство интеграции физического и духовного развития личности. К частушкам, которые побуждают к двигательной активности, можно отнести «Апипа», «Аниса», «Хочется танцевать» («Биисе килә»), «Танцуй, танцуй, Хайбулла» («Бие, бие, Хайбулла»), «Когда пляшем тыпыр-тыпыр» («Тыпыр-тыпыр биегәндә»), «Танцуй, танцуй себе, танцуй» («Бие, бие, биесәнә»), «Умение танцевать, откуда» («Оста бию нилектән?»), «Наступай, наступай на след» («Бас, бас эзенә»), «Танцуют прекрасно» («Биюләре бик чибәр») и т.д.

К частушкам, подчеркивающие значение солнца, воды и воздуха в жизни человека, относятся «Солнце, будь свидетелем» («Кояш, шаhит бул»), «Земля, земля, дай сил» («Жир, жир, көчем бир»), «Дождик лей, лей» («Яңгыркаем, яу, яу»), «Солнце, выходи, выходи» («Кояш, чык,чык») и т.д. Как отмечает И.Надиров, частушки отражают безграничное воображение татарского народа, гибкость родного языка и его поэтическое богатство.

Загадки также несут в себе нравственную идею. Они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание, кроме того, способствуют формированию не традиционного мышления, а также позволяют оценить уровень мышления, находчивости и сообразительности.

Дети и молодежь широко пользовались загадками во время игр, праздников и отдыха, в перерывах между делом. Взрослые ими в своей среде почти не пользовались, они для них были педагогическим средством, необходимым ввоспитании детей.

Воспитание и обучение живет в народе с момента существования самого народа, – с ним родились, с ним выросло, отразило в себе всю историю, все его лучшие качества. Каждый народ стремится внести в будущее, как метко сказал Г.Баширов, «свою самую яркую звезду», самое дорогое духовное богатство – веками накопленную мудрость. Родные слова, родные песни – это самые яркие звезды татарского народа, его самое дорогое духовное богатство. Красота слов, песен и игр создает интересную гармонию в татарской системе эстетического воспитания, представляющую собой вклад татарского народа в общечеловеческую эстетику и педагогику.

Нравственное  воспитание  невозможно  без  важного  фактора   народной педагогики – примера, идеала, который призван показать ребенку, каким должен быть человек. Ясно осознавал народ значение личного примера  в воспитании.

Нравственное воспитание  подрастающего поколения не может быть абстрактным, оно всегда конкретно, национально. Нравственные нормы и ценности в этнической  культуре  приобретает  свое  особое значение  и лишь исторически выработанный механизм их воспроизводства способствует эффективному воспитанию. Поэтому нравственное воспитание должно опираться  на  народные педагогические  традиции.