Воспитание патриотизма у дошкольников используя разные направления

Гузаль ГАБИДУЛЛИНА, Алмазия ХАЙРУЛЛИНА,

воспитатели детского сад № 39 г. Казани

В современном мире и в нынешней ситуации патриотизм людей выходит на первый план. Патриотизм – это проявление любви не только к сильной и чувства патриотизма происходит как в семье, так и в образовательных организациях. Первым этапом, где необходимо воспитывать любовь к стране и людям – это детские сады. красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты.

Рассматривая патриотизм, мы выделяем множество направлений: любовь к семье, родным, гордость за свой народ, любовь к своей земле, дому, желание сохранить и приумножить богатство своей страны. Исходя из этого одними из основных задач педагогов в детском саду является:

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

– формирование бережного отношения к природе и всему живому;

воспитание уважения к труду;

– развитие интереса к русским традициям и промыслам;

– расширение представлений о городе;

– знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн), символы на здании, патриотические уголки в группах;

– чувства ответственности и гордости за достижения страны;

– формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Такие понятия как терпимость, уважение, а так же принятие того мира в котором мы живем и его культур должно прививаться в детском саду и с раннего возраста. Толерантное воспитание является неотъемлемой частью процесса воспитания детей, где формируются такие понятия как равенства всех людей не зависимо от их происхождения и той прослойки общества, к которой они относятся.

В последние годы особо актуально воспитание детей в духе толерантности. В учебных планах можно запланировать многое, но не всегда на деле это выполняется. Роль педагога-воспитателя играет не маловажную роль. Умение сплотить детей и привить им хорошие привычки, манеры поведения, культуры общения со сверстниками и взрослыми людьми, а так же способность реализовать себя в окружающей их среде.

Для решения данных задач применяют все виды детской деятельности: образовательной, игровой, трудовой, в быту, во взаимодействии воспитателя с детьми. Не маловажную роль в достижении этих задач играет семья.

Выделяют следующие направления по патриотическому воспитанию детей в детском саду:

– методическое сопровождение;

– работа с детьми;

– работа с родителями.

Методическое сопровождение

Для реализации данного направления необходимо создать предметно-развивающую среду:

– необходимо оборудовать холлы и кабинеты стендами направленные на патриотическое воспитание;

– непосредственно в группах подготовить дидактические игры, материалы для ознакомления со страной, с выдающимися достижениями нашей страны;

– собрать материалы: художественная литература, фотографии, иллюстрации о подвигах наших сограждан в годы Великой Отечественной войны, в новейшей истории России, о Российской армии.

Для реализации данных задач необходимы воспитатели, которые владели бы нужным багажом знаний о патриотическом воспитании. Они не только должны знать об этом, но и сами быть воспитаны как патриоты. Только своим примером, своей жизненной позицией они смогут воспитать патриотов нашей страны. Для того чтобы багаж знаний воспитателей постоянно пополнялся и могли реализовывать новые программы обучения и воспитания дошкольников, необходимо на регулярной основе проводить семинары и повышения квалификации по патриотическому воспитанию.

Работа с детьми

Патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи с нравственным, умственным, экологическим, трудовым, эстетическим и физическим воспитанием.

Трудностью развития нравственно-патриотического воспитания является возраст детей. В дошкольном возрасте сложно окончательно сформировать нравственные качества, могут только их заложить. Процесс воспитания чувства патриотизма у детей дошкольного возраста сложный и длительный. Эта работа должна вестись во всех возрастных группах, и в разных видах деятельности и по разным направлениям. Подготовка воспитателя к решению поставленных задач занимает много времени. Он должен подготовить материал таким образом, чтобы дети понимали, о чем идет речь и воспринимали это как норма жизни. Также высока роль и других специалистов в детском саду при воспитании патриотического чувства. Если взять музыкального сопроводителя, то на занятиях нужно давать и обучать патриотическим песням, которые вызывают чувство патриотизма. Также постановки инсценировок на военную тематику. Специалист по физическому воспитанию во время проведения занятий, давая упражнения может приводить примеры, как влияют занятия физическими упражнениями на человека, на его воспитание и т.д.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников играет не маловажную роль в развитии чувства патриотизма. Православные праздники, где проводятся обряды – это источник познания мудрости, традиции нашего народа. Большую роль в приобщении детей к народной культуре играют народные праздники, где выражается национальный характер. В детском саду для духовно-нравственного воспитания должны проводить сезонные музыкально-игровые праздники. В старшем дошкольном возрасте можно применять экскурсионные маршруты. Где они посещают музеи военной техники, история своего региона и т.д..

При знакомстве дошкольником с историческими моментами нашей страны, нельзя забывать и современные достижения не только в военном и политическом направлении, но и спортивные достижения. При занятиях спортивными играми формируются такие качества как командный дух, взаимоотношения между товарищами, взаимовыручка.

Работа с родителями

Важным условием патриотического воспитания детей является взаимосвязь с родителями, с семьей. При реализации данной задачи требуется много терпения  и такта, так как молодые семьи не уделяют большего внимания патриотическому воспитанию. Для подключения родителей в этот процесс необходимо их совместно с детьми включать в общее дело (участие в конкурсах, играх проектах).

Поэтому предметом особого разговора с родителями должно быть обсуждение возможных путей приобщения дошкольников к труду (хозяйственно-бытовому, ручному, труду в природе, к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху. Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, малыши начинают ощущать себя членами семьи.

Родители должны играть большую роль для воспитания патриотизма. Это семейные экскурсии по достопримечательностям города, посещение музеев, составление семейного древа, гербов семьи помогает дошкольникам понять, что семья – ячейка общества.

Таким образом, патриотическое воспитание дошкольников это процесс многогранный. Этого можно достичь только в совокупности со всеми действующими лицами. Воспитатель, семья, родители, окружающий их мир, все это влияет на их чувство патриотизма. Как раньше и правильно будет построен этот процесс, тем здоровее будет наше общество. Не только перечисленные лица принимают участие в этом процессе, но и государственные структуры играют не маловажную роль.