Воспитание детей в традициях национальной культуры

№ 112

Дания ОСИПОВА,

старший  воспитатель первой квалификационной категории детского сада № 127 г. Казани 

Гузель ЯРУЛЛИНА,

воспитатель высшей квалификационной категории по обучению детей татарскому языку детского сада № 127 г. Казани 

Туган телем – изге телем,

                                                                          Синең белән серләшәм мин.

                                                                    Барлык  назлы   сүзләремне

                                                                          Туган телдә эндәшәм мин”

         В звучании родной татарской речи как в зеркале отражается духовное и культурное наследие наших предков.

         Каждый народ в историческом процессе создает свою национальную культуру, и очень важно, чтобы эти созданные и накопленные богатства не оставались в прошлом, а постоянно питали новые подрастающие поколения.

         Вопрос о национальном воспитании детей в детском саду имеет серьезнейшее значение. Впечатления детства глубоко влияют на все дальнейшее формирование человека, на организацию его поведения. Национальное воспитание обязательно должно сочетаться с воспитанием у детей чувства национальной гордости, а также с уважением к другим народам родной страны.

         Огромный потенциал духовно-нравственного воспитания детей сосредоточен в народной культуре и языке. Национально-региональный компонент, внесенный в федеральный государственный образовательный стандарт, предполагает обучение детей в доступных формах и видах их деятельности государственным языкам Республики Татарстан, а также приобщение их к национальной культуре; ознакомление с историей, географией и экологией Татарстана; воспитание на национальных духовных традициях и ориентирует педагогов на возрождение национального самосознания личности, воспитания личности, способной стать представителем и носителем родной национальной культуры и ее продолжателем.

         Первостепенная роль в процессе формирования национальной культуры отводится формированию нравственности на основе народных традиций. Под формированием национальной культуры у дошкольников следует понимать:

         — формирование основных представлений об элементах национальной культуры;

         — формирование эмоционально-ценностного отношения детей к родному народу, языку, культуре, родному краю, природе;

         — формирование нравственных качеств личности;

         — воспитание толерантной личности;

         — развитие творческих способностей.

Что включает в себя основные представления у детей об элементах национальной культуры? Это знание и умение общаться на родном языке, знание народных сказок, потешек и загадок, знакомство с символикой народа, знание элементов народного этикета, знание народных игр и песен, а также национальных праздников.

         Воспитатели являются носителями национальной культуры, и они должны быть вооружены современной методикой и технологией ее формирования. Воспитатели и педагоги, работающие в ДОУ, ориентируются на непринужденное освоение и приобщение детей к ценностям и традициям национальной культуры.

         Весь воспитательно-образовательный процесс должен способствовать формированию детей нового поколения, способных впоследствии стать носителями и продолжателями национальных культур.

         Процесс формирования национальной культуры в ДОУ предполагает тесное взаимодействие воспитателя с родителями детей, ведь родители являются носителями национальной культуры. В нашем детском саду повысилась активность родителей как полноправных участников образовательного процесса. Они активно участвуют в мероприятиях, организованных в детском саду, таких, как «Аулак өй», «Гаилә бәйрәме», «Нәүрүз», «Г.Тукай кичәсе», «Карга боткасы», «Сабантуй», «Җөмһөрият көне», конкурсах рисунков и поделок различной тематики: «По народным сказкам», «По сказкам Тукая», «По современным татарским мультфильмам», районных конкурсах, интернет-конкурсах. Результатом являются призовые места, дипломы воспитанников.

         В перспективе нашей деятельности – возрождение и развитие положительных традиций семейного воспитания, активизация педагогического, культурного и образовательного потенциала родителей.