Волшебное письмо от Акбая и Мияу. Акбай белән Мияудан серле хат

№ 178

Илсояр ШАЯХМЕТОВА,

воспитатель по татарскому языку высшей квалификационной категории детского сада «Теремок» г. Заинска

Раиса ШУШАРИНА,

воспитатель по татарскому языку I квалификационной категории детского сада «Дружная семейка» г. Заинска

Возрастная группа: 6 – 7 лет.

Образовательная область: речевое развитие.

Цель: закрепление пройденного лексического материала по проекту «Без инде хәзер зурлар, мәктәпкә илтә юллар», а также ранее приобретенных детьми навыков использования грамматических конструкций в известных и новых игровых ситуациях.

Задачи: 

образовательные:

– активизация в речи слов, обозначающих предмет, его признак;

– способствовать умение составлять мини-диалоги в речевых ситуациях;

– закреплять умение детей составлять небольшие рассказы-описания по картинкам или личным наблюдениям ребёнка;

развивающие:

– продолжать развивать связную диалогическую речь, умение подбирать слова по смыслу;

– развивать и стимулировать память, внимание и мышление, мелкую моторику рук;

– самостоятельно выполнять задания, умение общаться на татарском языке со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях;

воспитательные:

– воспитывать умение внимательно слушать ответы товарищей, если нужно корректно поправлять их;

– воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельность, доброжелательность и выдержку. Воспитывать интерес к изучению татарского языка.

Предварительная работа с воспитанниками: изучение детьми лексического материала, разучивание песни «Безнең бакча» (аудиозапись №6 проект «Уйный-уйный үсәбез»).

Дидактическое обеспечение занятия:

демонстрационный: интерактивной игры «Помоги мальчику собраться в школу», плакат «Рецепт салата», волшебное письмо;

раздаточный материал: карточки с пиктограммами, карточки для дидактический игры «Что за солнышком», мозаика «Акбай», «Мияу», браслеты для детей (лента желтого и красного цвета), муляжи овощей, блюдце для игры, 2 погремушки, гелиевый шарик, краски, кисточки, баночки с водой;

музыкальное сопровождение: аудиозапись №6 проект «Уйный-уйный үсәбез».

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эсетическое развитие.

Дифференцированный подход: игра «Тәмле салат» – «Вкусный салат». Мальчики будут читать рецепт, а девочки помогут приготовить нам салат.

Выполнение заданий по подгруппам: игра «Кем тизрәк» – «Кто быстрее»: мальчики собирают изоброжение Мияу, девочки – изображение Акбай

Инновационный подход: использование аудио-приложения № 6 из учебно-методического комплекта « Уйный-уйный үсәбез» с целью снятия психоэмоционального напряжения дошкольников посредством музыки и игры

Словарная работа: ручка, альбом, пенал, карандаш, китап, чиста, пычрак, кишер, суган, кыяр.

Ход занятия

I. Вводная часть 

II. Организационный момент

Воспитатель. Исәнмесез, балалар!

Дети. Исәнмесез!

Воспитатель. Хәлләрегез ничек?

Дети. Әйбәт, рәхмәт. Сезнең хәлләр ничек?

Воспитатель. Әйбәт, рәхмәт.

Әйдәгез, хәзер үз-үзебез белән исәнләшик. Давайте поздароваемся сами с собой.

Исәнмесез, күзләр! Здравствуйте, глазки!

Исәнмесез, колаклар! Здравствуйте, ушки!

Исәнмесез, куллар! Здравствуйте, ручки!

Исәнмесез, аяклар! Здравствуйте, ноги!

Күзләр карый. Глазки смотрят.

Колаклар тыңлый. Ушки слушают.

Куллар чәбәкли. Ручки хлопают.

Аяклар тыпырдый. Ножки топают.

Воспитатель. Вот и поздоровались.

III. Основная часть

Сюрпризный момент. (Звучит волшебная музыка. Неожиданно влетает шарик. На нитке письмо, написанной воском. Воспитатель ловит шарик, удивляется.)

Воспитатель. Ух ты, что это?! Давайте посмотрим. Это какой-то чистый лист. Я ничего не вижу, письмо написано секретными чернилами: воском, лимоном или крахмалом.

Ребята, а как мы можем узнать, что в нем написано?

Дети. Закрасить красками лист.

Воспитатель. Ребята, я вас приглашаю за стол. Возьмите кисточки и закрасим лист альбома. Появляется надпись «Письмо».

Воспитатель (читает письмо). «Исәнмесез, балалар! Здравствуйте ребята! Мы знаем, что вы владеете татарским языком, и присылаем вам задания. Если вы справитесь с заданиями, то в конце занятия сможете узнать кто мы. Вы готовы?

Дети. Готовы!

Воспитатель. Ребята, нам нужно выполнить 4 задания.

А вот и первое задание (воспитатель читает задание).

Дорогие ребята, я вам раздам картинки. Каждый внимательно рассмотрите свою картинку. Мы с вами будем играть в игру «Син кем? Син нишлисең? Ты кто? Что ты делаешь?» (Дети задают друг другу вопросы по цепочке.) (Приложение 1)

Воспитатель. Молодцы, ребята. Как дружно вы играли. Давайте же посмотрим, какое еще задание нам приготовили. (Воспитатель читает второе задание.)

Игра «Тәмле салат» – «Вкусный салат»

Воспитатель. Наши таинственные гости хотят, чтобы мы им приготовили овощной салат. Ребята, но нам надо понять рецепт, давайте прочтём рецепт и сделаем тәмле салат. Мальчики будут читать рецепт, а девочки помогут приготовить нам салат.

Ребята, посмотрите на рецепт, какие овощи нам нужны? (Показ плаката «Рецепт салата».) Нәрсә кирәк?

Дети. Кишер. кәбестә, суган, кыяр кирәк.

Воспитатель. Молодцы!

Девочки, а теперь вас я приглашаю за стол. Кызлар, килегез монда. Девочки, ваша задача – принести из огорода те овощи, которые назовут мальчики. Будьте очень внимательны!

Воспитатель. Никита, ничә кишер? Сана.

Никита. Бер, ике, өч, дурт, биш. Биш кишер.

Воспитатель. Алиса, принеси нам пожалуйста биш кишер.

Алиса, кишер пычрак, кишерләрне ю. (Алиса приносит и моет в тазике.) Ю, ю, ю, кишерне ю.

Воспитатель. Кишер нинди?

Дети. Кишер чиста.

Воспитатель. Ярослав, читаем дальше рецепт. Ничә суган? Сана.

Ярослав. Бер, ике, өч.  Өч суган.

Воспитатель. Алена, принеси нам пожалуйста өч суган.

Алена, суганнар пычрак, суганны ю. (Алена приносит и моет в тазике.) Ю, ю, ю, суган ю.

Воспитатель. Суган нинди?

Дети. Суган чиста.

Воспитатель. Дмитрий, ничә кәбестә? Сана

Дмитрий. Бер, ике. Ике кәбестә.

Воспитатель. Арина, принеси нам пожалуйста ике кәбестә.

Арина, кәбестә пычрак, кәбестәне ю. (Арина приносит и моет в тазике.) Ю, ю, ю, кәбестәне ю.

Воспитатель. Кәбестә нинди?

Арина. Кәбестә чиста, яшел.

Воспитатель. Дмитрий, ничә кыяр? Сана.

Дмитрий. Бер. Бер кыяр.

Воспитатель. Арина, принеси нам пожалуйста бер кыяр.

Алиса, кыяр пычрак, кыярны ю. (Алиса приносит и моет в тазике.) Ю, ю, ю, кыярны ю.

Воспитатель. Кыяр нинди?

Алиса. Кыяр чиста, яшел.

Воспитатель. Молодцы, ребята, какой полезный салат!

Песенно-танцевальная игра «Бар матур бакча»

Воспитатель. Ребята, какие же вы молодцы, чтобы  салат был вкусный ,давайте споем песенку «Матур бакча».

(Дети ходят по кругу, показывают движения, соответствующие словам песни. Персонаж, которого позвали, выходит в центр и танцует, дети хлопают.)

Бар матур бакча,

Анда кишер (суган, кыяр) үсә. (түгәрәктә йөриләр)

Менә шундый кишер (суган, кыяр) зур, (хәрәкәт белән күрсәтәләр)

Менә шундый кечкенә.

Кушымта:

Кишер, кишер, (суган, кыяр) кил әле, (бер бала – “кишер” (суган, кыяр) уртага чыга, бии)

Биеп, биеп кит әле.

Әллә-лә,әллә-лә, (балалар кул чабалар)

Биеп, биеп кит әле.

Воспитатель. Ребята, а вот наше третье задание. (Читает задание.) «Дорогие друзья! Мы знаем, что вы – очень добрые ребята. Вам надо помочь мальчику собраться в школу».

Интерактивная игра «Помоги мальчику собраться в школу»

Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы отлично справились с третьим заданием. А впереди нас ждет четвертое задание. Я приглашаю вас за стол.

4-е задание – дидактическая игра «Что за солнышком

(Детям раздаются разрезные карточки (с изображением солнца).

Воспитатель. Ваша задача, найти пару: что же спрятано за солнышком? Ответить на вопрос «Бу нәрсә?»

Воспитатель. Ребята, у нас осталось последнее задание. Давайте же посмотрим, какое же задание нам придумали наши таинственные друзья? (Воспитатель читает задание.) «Дорогие ребята, вам надо собрать мозаику, тогда вы узнаете, кто же вам прислал задания?».

Ребята, у вас на руках есть браслетики. Вам надо разделиться на две команды и пройти за столы. Мы сейчас вами  поиграем в игру «Кем тизрәк» – «Кто быстрее». Вы будете работать на скорость, кто быстрее? Кто закончил – надо позвучать бубном. Давайте с вами досчитаем до 10 на татарском языке и начнем задание. Все вместе: бер, ике, өч, дүрт, биш, алты, җиде, сигез, тугыз, ун. Начали! (Играет веселая татарская музыка.)

Воспитатель. Молодцы, ребята. Первая команда, кто же нам прислал задание? Бу нәрсә?

Дети. Бу – песи – Мияу.

Воспитатель. Вторая команда, кто же нам прислал задание. Бу нәрсә?

Дети. Бу – эт – Акбай.

Воспитатель. Вот они – наши любимые друзья. (Показ слайда:Акбай и Мияу.)

IV. Заключительная часть

Воспитатель. Молодцы, ребята! Как хорошо мы с вами сегодня потрудились. Спасибо вам. Ребята, вам сегодня было интересно? Что особенно запомнилось, может что-то было трудным? Умницы! Мне тоже очень понравилось, я очень рада! А еще, ребята, Акбай и Мияу попросили вас сделать дружное селфи – фото на память и отправить им. Все весело улыбнемся и сделаем фото на память. А я вам приготовила памятные подарочки о нашем сегодняшнем занятии, на память о том, как мы с вами играя учили татарский язык. Давайте поблагодарим друг-друга и попрощаемся. Сау булыгыз!

Воспитатель:  Сау булыгыз!

Дети: Сау булыгыз!