Волшебная страна чувств (Коррекционно-развивающий метод песочной терапии)

Волшебная страна чувств

(Коррекционно-развивающий метод песочной терапии)

Светлана ГАЛИАСКАРОВА,

педагог-психолог высшей квалификационной категории гимназии №36  г. Казани

Сказки… Волшебство… Вы прочитали сейчас эти слова. Попробуйте на минуту закрыть глаза и прислушаться, как откликнулась на них Ваша душа? Может быть, Вам стало теплее или вспомнились приятные минуты детства, перед глазами встал самый счастливый миг жизни, появилось удивительное ощущение надежды.

Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты парапсихологи утверждают, что он поглощает « негативную» психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Может быть, поэтому, в холлах аристократических домов нередко ставят специальные плоские вазы с песком?

Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых и это делает ее прекрасным средством для « заботы о душе» (именно так переводится термин «психотерапия» ).

Обогащение практической психологии новыми средствами эффективной работы с детьми, в частности предоставляемыми таким направлением, как песочная терапия, является отрадным фактом последнего десятилетия. Теперь для пресловутого вопроса «как?» нашелся один из красивых и эффективных ответов. Развивающий и психотерапевтический потенциал сказок при всей его очевидности использовался практической психологией образования недостаточно. А ведь песочная терапия оказывается эффективной в работе не только с дошкольниками или младшими школьниками, но и с подростками и старшеклассниками. Более того, существуют психотерапевтические сказки для учителей.

Изюминка песочной терапии – коллекция миниатюрных игрушек и предметов (высотой не более 8 см). Юнгианские аналитики делят коллекцию игрушек на группы:

  1. «Люди: домашние ,военные, придуманные, мифологические».
  2. «Здания: дома, школы, церкви. Замки».
  3. «Животные: домашние, дикие, доисторические, морские., из зоопарка»,
  4. «Машины: сухопутные, водные, космические, боевые».
  5. «Растительность: деревья, кусты, растения, овощные культуры».
  6. «Сооружения: мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота».
  7. «Естественные предметы: ракушки, сплавной лес, камни, кости, яйца».
  8. «Символические предметы: источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности».

Коррекционно-развивающие занятия на базе нашей школы проводятся вот уже  четвёртый год. База накопления фигурок, предметов, необходимых принадлежностей пополняется постоянно, это процесс творческий; дети учатся делать подарки; учатся видеть в простых игрушках необходимый инвентарь для интересной работы.

Психокоррекционную работу необходимо постоянно  структурировать, ввиду того, что каждый этап коррекции несет определенную смысловую нагрузку и это позволяет впоследствии отследить моменты ошибок для внесения поправок. В связи с этим работу удобно поделить на отдельные блоки:

  1. Блок психологической диагностики реализует функцию сбора материала о затруднениях или потребностях развития и индивидуального развития и самовыражения. Он включает: выполнение проективных тестов в форме сказок, беседу с родителями, членами семьи.
  2. 2. Блок психолого-педагогической коррекции направлен на обогащение спектра позитивных приемов взаимодействия, представленных в сказочной форме (психодинамические и статические медитации, создание сказочного контекста и путешествие по Сказочной стране).

З. Блок социально-психологической адаптации служит для закрепления новых форм позитивного поведения и взаимодействия, адаптации индивидуального стиля жизни и условиям социума В состав блока входят следующие приемы: встречи со сказочными существами, построение картин из песка (песочная терапия) и пр.(5—10 занятий).

  1. Блок творческого самовыражения реализует задачу развития творческих проявлений в повседневной жизни, усиления спонтанности и сепарации от условий тренингового процесса. В состав блока входят следующие приемы: самостоятельное составление картин из песка.
  2. 5. Блок работы с родителями, членами семьи и социальным окружением выполняет задачу позитивной ассимиляции ребенка в привычную социальную среду (обучение родителей доступным формам работы со сказкой, использование сказок как корректною способа разрещения внутри семейных проблем). Работа с родителями может производиться параллельно занятиям с детьми. Например, вы проводите 4 занятия с детьми, а каждое 5-е занятие — с родителями.

В среднем, классический процесс индивидуальной (имеется еще и групповая) песочной терапии, составляет 8-10 сеансов, продолжительностью одного занятия от 25 до 50 минут (в зависимости от возраста «художника»). За это время происходит стабилизация психоэмоционального состояния и актуализация потенциальных возможностей пациента. В сложных случаях либо увеличивается количество сеансов, либо пациент через некоторое время проходит дополнительный курс.

Аналитики выделяют 3 стадии игры с песком: хаос, борьба и разрешение конфликта. На стадии «хаоса» ребёнок хватает множество фигурок (вплоть до всего, что попало в поле его зрения ), беспорядочно расставляет их на песочном листе, часто перемешивает их с песком. Подобные действия отражают наличие тревоги, страха, смятения, недостаточно позитивной внутренней динамики. Стадия «хаоса» может занимать от одного до нескольких занятий. Причём на одном занятии ребёнок может построить до 6 – 7 картин!

Стадию «борьбы» можно наблюдать у сложных детей, подростков, взрослых. На песочный лист бессознательно переносятся внутренние конфликты: агрессия, обида, тревога, недомогание, реальные конфликтные взаимоотношения и пр.

На стадии «разрешения конфликта» можно наблюдать более благополучные картины: мир покой, возвращение к естественным занятиям.

Первый блок психологической диагностики представляет собой интересную форму в виде «географии чувств», что позволяет исследователю иметь на руках «живой», эмоциональный материал наблюдаемого. Ребенок заполняет диагностическую карту, используя восемь основных цветов.

Индивидуальная форма предполагает заполнение так называемых «песочных листов», датируемых на каждое занятие, где отмечается место наблюдаемого, вносятся особые пометки, замечания.

При групповой форме песочной терапии предполагается ведение протоколов, где отмечается тема занятия; ведется качественный и количественный анализ, а также стили ситуативной коммуникации.

Игра в песок, постановка разнонаправленных сказок на песке — естественное для человека (особенно маленького) занятие. В чрезвычайно редких случаях Вы встретитесь с отказом.

Данная методология позволяет не только стабилизировать психоэмоциональное состояние, но и значительно повысить мотивацию к дидактическим и коррекционным занятиям