Военно-патриотическое воспитание в начальной школе
Юлия ШЛЯХТИНА,
учитель начальных классов Камскополянской средней школы №1 Нижнекамского района
Путь в будущее лежит через прошлое. Исследование, вживание в прошлое нужно для того, чтобы найти и укрепить свои корни, свою великую культуру и историю, свою главную ценность – дух народа, проверенный в самых суровых испытаниях. Для этого нам надо знать и помнить о своих дедах, прадедах: как они жили, воевали, трудились, о чем думали, мечтали. Учиться у них мужеству, любви к нашей Родине, чувства священного долга перед своим народом. В настоящее время остро ощущается необходимость поиска наиболее эффективной формы организации патриотического воспитания школьника. Сегодня перед школой стоит сложнейшая задача – воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти сове место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойны страницам прошлого. Поэтому тема и является актуальной. Большие возможности для формирования этих качеств у младших школьников имеются в начальных кассах, где закладывается фундамент личности каждого воспитанники – личности активной, деятельной.
Младший школьник только начинает свой путь приобщения к жизни нашей страны, нашего общества. У ребенка только начинается процесс формирования его гражданских чувств. Ребенок. Пришедший в 1 класс, прежде всего приобщается к жизни классного коллектива. Детский коллектив является условием и средством формирования личности ребенка. Я уделяю большое внимание формированию гражданского чувства коллективизма у детей. На первом же уроке обращаюсь к вновь пришедшим в школу детям с вопросом: «Чему буде учиться в школе?». Дети отвечают: «Читать, писать, считать, рисовать». Я дополняю: «И еще будем учиться дружить. Дружить тоже надо уметь как надо уметь читать и писать». Провожу беседу с детьми о дружбе в классе, в школе, о дружбе народов нашего города, о стремлении нашего народа жить в мире и согласии с народам всех стран, об уважительном отношении ко всем народам Российской Федерации, к их истории, традициям, языкам, культурам, национальной чести и достоинству, любви к родному языку, культуре и истории своего народа.
Серьезное дело – воспитание у сегодняшнего школьника чувства уважения, священного отношения к боевым традициям народа, чувства патриотизма, готовности, если потребуется с оружием в руках встать на защиту Отечества, своего народа. Военно-патриотическая тема находит отражение в учебных программах по изобразительному искусству, музыке, трудовому обучению. С ней связаны и урока физической культуры, на которых закладываются основы строевой подготовки учащихся. В дальнейшем дети на практике показывают её, участвуя в «Смотре строя и песни». Смотр проходит празднично и торжественно. Дети относятся к нему с заметным интересом, с желанием самоутвердиться. У учащихся формируются качества будущего воина, защитника Отечества. Представляют интерес уроки мужества, проводимые в начальных классах. В моем классе перед детьми выступила труженица тыла Ярцева Анна Яковлевна. Затаив дыхание, ребята слушали ее рассказ о героических подвигах воинов, отважно защищавших Родину, эпизоды из ее воинской жизни в тылу. Дети подготовили концерт, поздравление. Она пожелала им расти смелыми, любить свою Родину. Такие встречи помогают глубже осмыслить подвиги советских людей, понять, что каждый гражданин, в том числе и юный, должен беречь память о погибших, заботиться о ветеранах, которые живут рядом. С классом мы посетили «Пост №1». «Пост №1 – это целая жизнь. Ценен прежде всего свои воспитательным назначением». Постоянно посещаем Мемориал Славы, возлагаем цветы к Вечному огню.
С 1 класса я внушаю детям мысль, чтобы живя на земле, они оставили после себя добрый след, чтобы они не кричали о себе и не жаждали славы, а изо дня в день, из часа в час потихоньку приносили радость тем, кто живет рядом с ними.
Здесь особая роль принадлежит урокам чтения. Рассказ учителя, чтение текстов и беседы по ним, рассматривание картин, портретов героев – все это вызывает у детей чувство глубокого уважения, благодарности к тем, кто сражался и отдал свою жизнь в борьбе с фашизмом. На уроках и во внеурочной работе я использую чтение художественных произведений, посвященных юным героям.
Увидела, как некоторые дети небрежно относятся к хлебу. Я прочитала им рассказ «Хлебные крошки» В.Карасевой. Их поразило необычайно трогательное отношение к хлебу маленьких ленинградцев. Когда на уроках математики изучали «Единицы массы», я принесла весы и взвесила 125 граммов хлеба. Рассказала ребятам о том, что это была норма хлеба для жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Дети узнали о цене хлеба в осажденном городе, о «Дороге жизни», о том, с каким риском для жизни доставляли в город хлеб партизаны Ленинградских и других областей. После этого отношение детей к хлебу изменилось.
Провожу циклы бесед, посвященных символике страны: создания Государственного герба, текста музыки и гимнов Российской Федерации и Республики Татарстан, «Почему флаг нашей Родины – триколор?»
Чтобы из малыша вырос патриот, важно научить его понимать, что многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия – наша общая, большая, единственная Отчизна. Однако у каждого из нас есть еще и свой, милый сердцу уголок земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это – наш порог жизни, малая Родина.
Школа всегда развивала в детях всех народов России чувство свободы, единства, равенства и братства. Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством, общечеловеческой солидарности с народами всех стран.
Так постепенно, используя материалы уроков и дополняя его материалами жизни, я стараюсь воспитать у детей чувство патриотизма, то великое чувство, которое помогло нашему народу выстоять в жесточайшей войне, которое помогает быть нашему народу маяком для всех людей планеты.