Вода в природе и в жизни человека

№45

(Экологический проект)

Елена МИХАЙЛОВА,

 воспитатель  Варкледодьинского детского сада Агрызского района

Тип проекта: информационно-познавательный.

Продолжительность: ноябрь–март.

Участники: дети 4–7 лет.

Цель. Дать детям знание о круговороте воды в природе, о роле воды в жизни человека, развивать в детях способности к исследовательской деятельности; прививать навыки правильного поведения на водоемах; воспитывать навыки бережного отношения к воде, как источнику жизни.

Задачи. Показать роль воды в жизни человека и в природе, как положительную, так и отрицательную.   Дать знания о том, кому нужна вода (где в природе есть вода, вода в природных явлениях).  Дать информацию о том, как человек использует воду. Дать навыки правильного поведения во время пребывания на водоемах. Дать информацию о причинах возникновения наводнения.

Актуальность. Наблюдая за детьми, я вижу, как они тянутся к играм с водой, так как реже сталкиваются с ней. Мы, воспитатели, часто не удовлетворяем естественный интерес детей к воде, ограничиваем своих воспитанников в их желаниях поиграть с водой во время умывания или когда они тянутся к ручейку, луже на прогулке. Вода – обычный природный материал.

Действительно, в детских садах играм и занятиям с водой не уделяют достаточного внимания. Это происходит оттого что, во-первых, пугают сложности организационного характера: нужны специальные игрушки, пособия, оборудование; во-вторых, воспитатели не всегда представляют себе содержание и методику ознакомления детей со свойствами воды.

Неоднозначна роль воды в жизни человека. Вода, подобно солнцу и воздуху, абсолютно необходима для всего живого: растениям, животным и людям.

Если мы взглянем на миниатюрную модель земного шара (глобус или географическую карту) увидим, что три четверти поверхности окрашены в голубой цвет – это океаны, моря, озера и реки. Человеку нужна чистая пресная вода. Такая вода есть в реках, озерах, родниках под землей, это составляет 3%.

Гипотеза. Если в воспитательно-образовательный процесс ввести систему мероприятий по расширению знаний детей о круговороте воды в природе, в природных явлениях, то это позволит значительно повысит их осведомленность в этой области о бережном отношении к водным ресурсам, будет способствовать формированию навыков личной безопасности во время чрезвычайных ситуаций.

Аннотация проекта. Осуществляется в регламентированной деятельности: занятия по экологии, ознакомление с окружающим миром, ИЗО, развитие речи; частично регламентированной деятельности: прогулки, экскурсии, опыты, игры, в свободной деятельности: самостоятельное детское творчество.

В ходе работы над проектом у детей формируются навыки личной безопасности, развиваются познавательная активность, творческие способности, мышление, воображение, формируется чувство коллективизма.

Этапы проведения проекта.

I. Подготовительный этап

Ноябрь.

Методы и формы: подбор литературы; анкетирование родителей; диагностика.

Содержание деятельности: изучение методической литературы по теме проекта; беседа с родителями о содержании проекта; составление плана по реализации проекта.

II. Основной этап

Ноябрь, 2-я неделя.

НОД по экологии. «Какой бывает вода?»

Цели.  Познакомить детей с некоторыми свойствами воды: прозрачная, без цвета, запаха и вкуса, растворяет некоторые вещества. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект как вода таит в себе много неизвестного. Формировать представление детей о роли воды в жизни всего живого. Познакомить со способами экономного использования воды в быту.

Прогулка. «Лужи».

Цель. Выявлять и расширять представления детей о свойствах воды; развивать речь, мышление, воображение.

 Чтение стихов о дожде //Дошкольное воспитание. – 1998. – №2.

 4-я неделя.

 НОД. «Я и река».

 Цель. Формировать навыки экологически правильного и безопасного поведения во время пребывания на водоёмах. Способствовать умению любоваться красотой рек; понимать необходимость бережного отношения к ним.

Наблюдение.

Цель. Формировать представления об агрегатном состоянии воды в осенний период.

 Опытно-экспериментальная работа. «Иней».  Выносим на мороз очень горячую воду и держим над ней ветку. Она покроется снегом, а снег не идет. Ветка все больше и больше в снегу. Что это? Это иней.

Дидактические игры. «Вода – наша помощница!»

 Цель. Закреплять знания детей о явлениях неживой природы – воде и её свойствах.

«Наши помощники».

 Декабрь. 1 неделя.

Наблюдение. «Какая вода льется из крана?». В водопроводе, который имеется во всех домах, вода бывает разная: холодная, горячая. И та и другая вода чистая, прозрачная, льётся, принимает форму любого сосуда. В прозрачной посуде через воду все видно.

Чтение. «Мойдодыр» К.И.Чуковского, «Что случилось с водой?» Б.Заходера.

Комплекс утренней гимнастики «Явления природы»

Цель. Заинтересовать ребёнка, получая информацию, он выполнял все это в движении.

Прогулка. «Снегопад».

Цель. Познакомить с сезонным явлением – снегопадом; обратить внимание на то, что после таяния снежинок остаются капельки воды.

3-я неделя.

Рисование. «Морской пейзаж».

 Цель. Ознакомить детей с морским пейзажем. Показать, что изображение изменчивой стихии моря – труднейший мотив живописи.

Сюжетно-ролевая игра «К нам гости пришли».

Беседа. «Где вода – там жизнь».

Цель. Формировать опыт повседневного поведения в отношении водных запасов. Воспитывать у детей бережное отношение к воде.

Прослушивание музыки. «Море». МР – 3-й диск «Классическая музыка для детей».

НОД. «Каким бывает водоём, растет и водится что в нем?»

Цель. Расширять представление о водоёмах и их обитателях.

Январь. 2-я неделя.

Дидактическая игра. «Вода – это хорошо или плохо?»

Цель. Закреплять знания детей о явлениях неживой природы – воде и её свойствах. Упражнять в определении положительных и отрицательных свойств воды. Активизировать речь дошкольников. Развивать наблюдательность и слуховое внимание.

         Отгадывание загадок.

3-я неделя.

НОД. «Лёд».

Цель. Познакомить с качествами и свойствами льда, на основе полученных представлений сформировать правила безопасности.

Наблюдение на прогулке. «Снег и лёд».

Цель. Закреплять знания о разнообразных состояниях воды; формировать реалистическое понимание неживой природы.

Аппликация из бумаги с элементами рисования. «Снеговики в шапочках и шарфиках».

Цель. Вызвать интерес к зимней тематике; учить создавать выразительный образ снеговика; продолжать учить вырезать круг из квадрата путем сложения фигуры пополам и закругления парных уголков, декоративно оформлять созданный образ.

4-я неделя.

Опыт. «Если воду замораживать…». Воду можно заморозить на улице в мороз, она превращается в лёд. Он твердый, холодный, прозрачный, имеет форму сосуда; он хрупкий, как стекло, легко раскалывается от удара. Замораживая воду разной окраски в песочных формочках + бусинки, можно сделать красивые цветные льдинки.

Труд. Полить комнатные растения в группе.

Цель. Закрепить, что растениям, как и людям, нужна вода для роста и жизни.

Малоподвижная игра. «Море волнуется раз…»

Февраль. 1-я неделя.

 Экскурсия. «Зимняя река».

 Цель. Показать красоту зимнего речного пейзажа; познакомить с правилами поведения на реке зимой; выявить, есть ли жизнь в реке зимой.

 Эксперимент. «Освобождение бусинок из ледяного плена».

 Цели. Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда – тает в тепле; развивать дивергентное мышление при выборе способа действия; стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми; развивать эмпатию, желание помочь другим; воспитывать аккуратность в работе.

Чтение. Русская народная сказка «Заюшкина избушка».

Беседа. «Можно ли детям самостоятельно играть с водой и находиться на водоемах?»

Цель. Знать правила поведения на водоемах.

Музыка. Разучивание удмуртской песенки о речке.

4-я неделя.

Рисование. «Деревья в инее».

Цель. Развивать эстетическое восприятие; закреплять умение передавать в рисунке красоту природы; упражнять в рисовании гуашью (всей кистью и её концом); вызывать эстетические чувства, развивать умение любоваться красотой природы и созданными изображениями.

Прогулка-наблюдение. «Снежинки».

Цель. Обращать внимание на то, что снежинки бывают разные, тоже состояние воды.

 НОД. «Ходит капелька по кругу».

 Цель. Дать детям знания о круговороте воды в природе, развивать в детях способности к исследовательской деятельности. Обратить внимание детей на то, что даже такой привычный объект, как вода таит в себе много неизвестного. Прививать навыки правильного поведения во время пребывания на водоёмах.

 Беседа. «Как человек использует воду?»

 Экспериментальная деятельность. «Теплая капелька, или поможем Колобку умыться».

 Цель. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды; познакомить со способом получения теплой воды, смешивая горячую с холодной; развивать умения детей планировать свою деятельность, делать выводы, закреплять культурно-гигиенические навыки; развивать чувство взаимовыручки; воспитывать аккуратность при работе с водой.

Музыка. «Мой океан». МР-3 диск «Классическая музыка для детей».

Рисование. «Белый пух».

Цель. Закреплять умение передавать в рисунке природное явление – снегопад; развивать умение удачно располагать части изображения на листе, рисовать красками; развивать воображение, творчество.

Работа с родителями. Изготовление плакатов «Берегите воду!»

Март. 2-я неделя.

Беседа. «Бабушка забыла закрыть кран».

Цель. Воспитать экономное и бережное отношение к воде.

Малоподвижные игры. «Волны»; «Ручеек».

Опыт. «Что такое пар и когда его можно увидеть?»

Вода бывает не только жидкой, твердой, но и парообразной.

НОД. «Кто в реке живет?»

Цель. Рассказать о водных обитателях (рыбы, земноводные, птицы, насекомые, моллюски); показать, как разные животные приспосабливаются к жизни в воде, передвижению в ней.

Чтение. «Жила-была речка», «Волшебница вода», «Как люди обидели реку» Н.А.Рыжова.

Хороводная игра. «Как на тоненький ледок».

Экологическая акция (вместе с родителями). «Сохраним воду чистой».

Цель. Поделиться знаниями с другими детьми, привлечь их к активным действиям по охране и экономному пользованию воды.

Музыка. Танец «Вальс снежинок».

3-я неделя.

Наблюдение на прогулке. «Лепим, строим».

Цель. Углублять представления о снеге и о его свойствах; развивать любознательность.

Экспериментальная деятельность. «Поможем воде стать чистой».

Цели. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды; закреплять в речи детей слова: фильтр, водопровод, воронка, авария.

Наблюдение на прогулке. «Капель».

Цели. Закреплять знания об изменениях воды в зависимости от температуры; обучать исследовательским действиям.

Чтение. Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» (отрывок), А. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» (отрывок).

Музыка. «Ручеёк». МР-3 диск «Классическая музыка детям».

Рассматривание плакатов, иллюстраций в книгах этой тематики.

III. Заключительный этап

Март. 4-я неделя. Диагностика детей.

Праздник. «Байки от Водяного».

Цель. Закрепить и повторить все свойства воды.

Оценка усвоения дошкольников информации, предлагаемой в рамках проекта осуществлялась по представленным ниже вопросам.

I часть.

v               О состоянии воды (жидкая – вода, твердый – лёд, газообразный – пар).

v               Знание свойств воды (жидкая, прозрачная, бесцветная, безвкусная).

II часть.

v               Вода – источник существования всего живого.

v               Вода природе (море, океан, река, озеро, родник).

v               Вода в природных явлениях (иней, снег, роса, дождь, град).

III часть.

v               Уровень сформированности навыков бережного отношения к воде.

Список литературы.

  1. Гризик Т.И. Познаю мир: метод.рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга». – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 160 с.
  2. Дошкольное воспитание. – №7 – 2005; №2 – 2008; №1– 2010. – М.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника».
  3. Карпухина Н.А. Конспекты занятий в средней группе детского сада. Знакомство дошкольников с окружающим миром. Дидактические игры. Утренняя гимнастика. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С.С., 2009. – 288 с.
  4. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие. / Под ред. Г.М.Киселевой, Л.И.Пономаревой. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 208 с.
  5. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 112 с.
  6. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
  7. Лаптева Г.В. Развивающие прогулки для детей 3–4 лет. Программа для детского сада и не только. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. – 176 с.
  8.  Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6–7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 168 с.
  9.  На пороге школы: метод. рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 6 – 7 лет по программе «Радуга» / Сост. Т.Н.Доронова, Т.И.Гризик, Л.Ф.Климанова и др. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 160 с.
  10.  Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Под общ.ред. Л.Н. Прохоровой. – 2-е изд., испр.и доп. – М.: Аркти, 2004. – 64 с.
  11.  Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 80 с.
  12.  Природа и ребёнок // Программа экологического образования дошкольников /Авторы-составители: Т.М.Енакай, Г.Ш.Мазитова, В.З. Шигапова и др. /Под науч.ред. Р.К. Шаеховой – Казань: РИЦ «Школа», 2002. – 92 с.
  13.  Харисова Н.И., Лукъянова В.М., Гордиенко С.А. Организация детской деятельности в рамках основной общеобразовательной программы ДОУ (в соответствии с требованиями ФГТ): Методическое пособие. – Наб. Челны, 2011.