Внеурочная воспитательная деятельность в начальной школе

Резида РОМАНОВА,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории гимназии №52 г. Казани  

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением в том числе и через внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется для того, чтобы ребенок как личность развивался по всем  направлениям развития: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

Я хочу поделиться своими мыслями о том, как реализуется внеурочная деятельность в моем детском классном коллективе и по какому направлению я работаю со школьниками начального звена. Более подробно остановлюсь на художественном творчестве. Внеурочная художественная деятельность нацелена в первую очередь на духовно-нравственное воспитание младшего школьника. Цель данного направления – сформировать у детей в процессе создания и представления (через организацию спектаклей) художественных произведений способности управления культурным пространством своего существования.

С чего все началось? Началось с того, что мне пришлось взять  2 класс. Класс, о котором я хочу рассказать, очень разноплановый  и разносторонний. Наблюдая  за детьми, я обратила внимание на то, что декламируя какое-либо литературное произведение на уроках литературного чтения, мои дети не стеснялись, вели себя непринужденно и свободно. Очень артистично и творчески подходили к разучиванию стихов, проз о природе. У детей ярко выраженное воображение. Изображая сказочного героя, они жестикулировали, выбирали нужную интонацию, повышали или понижали тон, там, где это нужно было сделать. От  воспринимаемых поэтических образов, дети получали истинное эстетическое наслаждение. По их поведению можно было определить, что дети очень восприимчивы, эмоционально ярко могут выразить свои чувства и отношение к происходящему на уроке литературного чтения. Желающих показать свои способности было всегда много. На уроке я проводила конкурсы между командами артистов. Выбиралось независимое жюри среди одноклассников. Срок подготовки давался в одну – две недели. Ребята сами выбирали понравившееся им произведение, определяли героев и тех, кто будет играть роли. В эту деятельность были  вовлечены  те дети и взрослые (родители), чьи интересы, увлечения, склонности, потребности близки друг другу. Это далеко не всегда можно достичь на уроках, а между тем это принципиально важно для эффективного воспитания. В связи с тем, что я вела эту работу во время  уроков литературного чтения  и видела, что детям очень нравится театрализованная деятельность, решила, что буду продолжать развивать в детях творческие способности, правильную и грамотную речь, коммуникативные навыки через внеурочную деятельность. В отличие от учителей, для которых внеурочная деятельность нередко рассматривалась как средство, позволяющее им достичь тех учебных результатов, которых они не успевают добиться во время урока,  то есть, отводимое ФГОС на внеурочную деятельность, заполняется освоением учебного материала по предмету, то для меня внеурочная деятельность по художественному направлению дала возможность организовывать вместе с детьми спектакли по произведениям не только программного материала, но и тем произведениям, которых в учебнике литературного чтения нет. И нужно сказать, что, если для достижения предметных и метапредметных результатов наиболее благоприятные условия действительны на уроке, то для получения личностных, то есть собственно воспитательных результатов наиболее благоприятные условия возникают именно во внеурочной деятельности. Не нужно забывать учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, его эмоциональный настрой. Младшего школьника обязательно нужно морально поддерживать и настраивать на успех. Не все еще дети могут выразить и показать  образ героя, как бы этого хотелось. Я как учитель должна помочь ребенку прочувствовать настроение и характер героя. На наши театрализованные занятия мы приглашали заслуженную артистку Республики Татарстан, актрису Татарского государственного театра драмы и комедии им. Карима Тинчурина Гузель Хусаеновну Гайнуллину, которая проводила с детьми учебные театральные миниатюры, рассказывала о роли театра в ее творческой жизни, делилась впечатлениями о своем первом актерском дебюте в театре.

Играя в театрализованных представлениях: сказка С.Маршака «Двенадцать месяцев», «Кошкин дом» и др. мои ребята более ярко и эмоционально ощущают свою значимость, свою идентичность. «Именно из игры рождается потребность в настоящей общественно-значимой оцениваемой деятельности», – сказал великий русский психолог Л.С.Выготский. Вместе с детьми должен играть и педагог. Развитие учителем в себе и использование во внеурочной деятельности артистических умений, педагогической техники и исполнительского мастерства всегда помогает в работе с детьми младшего возраста. Воспитывайте в себе детское,  игровое начало. Вспоминайте, на что это похоже – быть ребенком…

Ребята посещали различные театры г.Казани, наблюдали за работой актеров, разбирали сценические образы, а потом анализировали игру актеров.

Тема театра всегда была интересна детям. Поэтому для участия в городской  научно-практической конференции «Джалиловские чтения» была представлена исследовательская работа: «Образ Мусы Джалиля на сцене татарских театров», ученицы Ясмин Бакировой, которая завоевала I место среди учащихся начальной школы. Актуальность выбранной темы заключается в том, чтобы  люди  знали не только татарского поэта,  Героя Советского Союза  М.Джалиля, но и тех артистов, которые смогли раскрыть и показать истинный образ легендарного поэта на сценах татарских театров. Сверстники моих учеников должны гордиться тем, что живут в одно время, в одном городе с такими выдающимися личностями. Чувство национальной гордости – это чувство гордости  за  «малую» родину, за любимый город Казань.

Для исследования образа Мусы Джалиля на сцене татарских театров Ясмин пользовалась следующими методами: изучение научно-популярной и справочной литературы по выбранной теме в библиотеке, архивных материалов в музее, посредством интернета, а также  встречи и беседы с артистами  казанских театров, сбор материала, анализ результата работы. Из исследовательской работы ученицы IIД класса Ясмин Бакировой: « Я услышала и немного начала понимать значение таких страшных слов как «фашизм», «концлагерь», «Моабит», «палач», «патриот»… Узнала, что Муса Джалиль –единственный человек, кому присуждена посмертно Ленинская премия и звание Героя Советского Союза! Таких людей больше нет…».