Внеурочная деятельность в работе с детьми с ОВЗ младшего школьного возраста

Гузель ХУЗАХМЕТОВА,

учитель начальных классов средней школы № 156 г. Казани

Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной.

В особенности внеурочная деятельность для детей с ОВЗ является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы. Она обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся с ОВЗ. Основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей учащихся с ОВЗ, а конкретнее с РАС, организации их свободного времени. Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для:

– творческой самореализации учащихся с ОВЗ в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности;

– положительного отношения к окружающей действительности;

– социализации учащихся с ОВЗ в процессе общения и совместной деятельности в детском коллективе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами. Виды совместной внеурочной деятельности подбираются с учетом возможностей и интересов как учащихся с РАС, так и обычно развивающихся сверстников.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для достижения учащегося с ОВЗ необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для всестороннего развития и социализации каждого учащегося с ОВЗ, создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время.

Задачи:

– обеспечение условий для благоприятной адаптации обучающихся с ОВЗ в образовательном учреждении;

– создание условий для закрепления и практического использования знаний и умений, приобретенных  в урочной деятельности;

– создание условий для выявления и реализации интересов, склонностей и способностей обучающихся с ОВЗ;

– развитие опыта творческой деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, а также в разновозрастной детской среде;

– развитие опыта неформального общения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учетом расширения рамок взаимодействия с социумом.

Внеурочная деятельность с детьми с ОВЗ выполняет следующие функции: образовательную, воспитательную, самореализации, социализации, рекреационную.

В соответствии с ранее перечисленными требованиями мне приходится использовать различные методы и средства обучения в работе с классом, где наряду с обычными  детьми обучаются и воспитываются дети с ОВЗ, а именно с РАС. Очень часто я обращаюсь к календарю важных дат и событий.

Дети с легкостью поддерживают идею предложенных дат, стараются принимать активное участие во всех мероприятиях. Учениками моего класса были проведены следующие мероприятия, которые сыграли большую роль в сплочении детского коллектива. Это такие как:

«День эскимо» – 24 января

Какие цели и задачи я ожидала в организации данного мероприятия?

Цель: познакомить учащихся  с происхождением лакомства, развивать интерес к познанию нового.

Задачи:

– ознакомить детей с историей появления мороженого, его полезными свойствами;

– поддерживать интерес к производству отечественного производителя;

– формировать культуру этикета, компетентное отношение к своему здоровью;

– укрепить дружбу в детском коллективе.

 

«Международный день дарения книги» – 14 февраля

Цель: способствовать распространению идеи ценности детского чтения как важнейшего средства интеллектуального и духовного развития подрастающего поколения.

Задачи:

– популяризация читательского интереса книг на бумажных носителях;

– воспитание чувства ответственности и уважения к книге;

– развитие коммуникативных навыков, фантазии, творчества;

– формирование положительного опыта  и адаптации в детском коллективе учащихся с детьми с ОВЗ.

 

«День космонавтики» – 12 апреля

Цель мероприятия: расширить кругозор учащихся о космонавтах, космических аппаратах и небесных телах.

Задачи:

– познакомить с историей развития космонавтики;

– развитие любознательности, мышления, речи, памяти, внимания;

– воспитание патриотизма, гордость за свою страну.

 

 

«День Победы» – письмо солдату

Цель: воспитывать уважение к военнослужащим Российской армии.

Задачи:

– научить письмо солдату Российской армии;

– содействовать развитию опыта нравственного поведения личности через участие в социальных акциях;

– показать значимость письма в жизни людей в трудных жизненных ситуациях;

– воспитывать чувство патриотизма, уважение к прошлому, к ветеранам войны.

«День улыбок» – 4 октября

«День чая» – 15 октября

Задачи:

– развивать коммуникативные навыки детей;

– воспитывать доброжелательность, умение видеть красоту в простом и обыденном, умение дарить тепло и доброту;

– способствовать сплочению детского коллектива.

 

                                   

 

Во всех выше представленных мероприятиях принимали участие дети с ОВЗ (РАС).

Процесс социализации актуален в любой сфере жизнедеятельности человека. В данной сложившейся ситуации в обществе  особенно значима социализация для детей с ОВЗ (РАС) и значительно отличается от процесса социализации прочих ребят. Это всегда будет актуально, потому что, жизнедеятельность ребенка с ограниченными возможностями особенна и требует специального подхода со стороны педагога. Однако ни один педагог не сможет решить данную проблему, внедрять во внеурочную деятельность функции, направленную на коррекцию работу с особенными детьми без коллектива норма типичных ребят. Поэтому нужно быть в тандеме с окружающими.