Внеурочная деятельность классного руководителя по ФГОС
№ 141
Людмила ФАДЕЕВА,
учитель начальных классов гимназии №36 г. Казани
Ещё вчера молоденькой учительницей начальных классов я вошла в новую, только построенную школу. Каждый день, счастливая и удовлетворённая своим общением с детьми, возвращалась домой. Выходных дней не любила — они разлучали меня со школой. Это «вчера» было в 1985 году. Школа тогда была советской. Воспитательная работа распланирована чётко – на пятилетку вперед. Класс — отряд, маленькие группы ребят — звездочки, а затем — звенья – традиции, правила. Законы принимались и выполнялись неукоснительно. Эта школа научила детей многому — любить и беречь свою Родину, природу, быть честными, дружными и трудолюбивым, ставить цель и добиваться её. Спокойное было время…
Беспокойные 90-е лишили школу воспитания. Какие ценности надо прививать детям девяностых? Для себя я решила, что самые лучшие ценности – это вечные ценности: любовь, порядочность, скромность, уважение, трудолюбие, бескорыстие – вот основа любого достойного воспитания. Где почерпнуть материал? Книги — вот моя находка! А литературный клуб был моим помощником. Мы много читали, размышляли, проводили литературные вечера и викторины, приглашали на них родителей. Это было время поиска…
Волею судьбы двухтысячные годы для меня стали годами познания и переосмысления. Я работаю в системе дополнительного образования. Каждый день я вижу любознательные глаза ребят — интересующиеся, творческие, смелые. Почему в дополнительном образовании дети раскрепощены и инициативны? Наверное, потому что детям предоставлена свобода выбора. Ведь только свободный человек, хоть и маленький, может себя искать, находить и самосовершенствоваться в творчестве. Педагог творит вместе с детьми, иначе нельзя – не получится! Выстраиваешь программу, корректируешь её, без перерыва совершенствуешь. Время творчества…
Как часто я слышала тогда от детей и их родителей слова сожаления, что не являюсь их школьным учителем. Все чаще и чаще встречала своих бывших учеников, некоторые из которых ныне учителя, с просьбами вернуться в школу учить их детей. Размышляла долго.
Я снова в школе. Я опять учительница начальных классов. Я опять, как 29 лет назад, возвращаюсь домой счастливая и гордая – свою профессию выбрала правильно!
Изучая новые ФГОСы, я особенно внимательной была в части внеурочной деятельности, что за рамками образовательной программы. Модель дополнительного образования оказалась мне близкой и понятной.
Как важно для меня сейчас видеть любопытный детский взгляд и искреннее желание познания, открытия, творчества. Своей задачей вижу умение поддержать огонь в ребячьих сердцах. Когда интересно — не трудно! Чтобы быть с детьми дольше во внеурочное время я с удовольствием веду занятия по программе «Юные следопыты».
Представляю Вашему вниманию краткую аннотацию программы, которая помогает мне реализовать внеурочную деятельность по ФГОС.
Аннотация программы
Период детства и юности – это тот самый период, когда происходит формирование личности, а яркая и неповторимая личность может проявиться только в процессе самоутверждения и реализации в коллективе сверстников, единомышленников. Воспитание личности исключает возможность хаотичного и бессистемного подхода. Организованный и разнообразный творческий процесс, в ходе которого каждому из участников предоставляется право выбора своей роли, способствует определению природных задатков ребенка. В дальнейшем, делая упор на развитие уникальных, свойственных каждому конкретному ребенку способностей и интересов, мы даем ему возможность увидеть свою индивидуальную неповторимость и значимость не только для самого себя, но и для окружающих. Процесс воспитания активности строится на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия. Данная программа призвана сформировать добровольное объединение участников, способных увлечься интересным и полезным делом. Содержание тем, входящих в программу, таково, что способствует формированию активной гражданской позиции и создает мотивацию на познание окружающего мира и красоту человеческого труда.
Девиз программы: “Каждому найти свою собственную вдохновляющую и мотивирующую дорогу школьной жизни!”
Большое значение имеет не столько необходимость вложить в сознание ученика определенную сумму знаний, сколько научить его способности и привить желание приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретаемыми знаниями для решения возникающих задач.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», а именно периодическое возвращение к уже пройденным темам, но на более высоком уровне. По сложности все задания соответствуют возрасту 7-8 лет. Тематика занятий выстраивается с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В процессе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, а также умение работать в коллективе.
Направленность программы – социально — педагогическая.
Программа «Следопыты» — адаптированная.
Программа рассчитана на 2 года обучения, по 34 часа в год.
Режим работы объединения – 1 занятие в неделю по 1 часу.
Контроль знаний и умений проводится в виде практических дел по мере прохождения программы.
В соответствии с задачами обучения на занятиях используются различные формы и методы: беседы, мастер-классы,творческие мастерские, практические занятия, игры, тренинги, проектная деятельность, дискуссии, праздники, коллективные творческие дела и др.
Цель программы:
Создать условия для воспитания юного гражданина своей родины с активной жизненной позицией, способного к самореализации и проявлению лучших нравственно – этических качеств.
Ценностные ориентиры содержания курса:
Одним из результатов обучения является решение задач воспитания – осмысление и принятие младшими школьниками системы ценностей таких как: ценность жизни и человека, ценность общения, добра и истины, ценность семьи, ценность труда и творчества, ценность социальной поддержки, гражданственности и патриотизма.
Структура программы:
Программа состоит из 4- х модулей:
— Творческие мастерские (оригами, тестопластика, макраме, бисероплетение, работа с кожей, флористика, вышивание и др.)
— Учимся дружить (организация и проведение КТД, конкурсов,мастер-классов, игровых программ, ролевых игр и др.)
— Мир вокруг нас (экскурсии, походы, наблюдения и исследования)
— Моё здоровье (изучение «тропинок к здоровью» своего организма)
Ожидаемые результаты работы по программе:
Обучающийся будет знать об:
— устройстве мира природы и человека;
— многообразии прекрасного в окружении человека (музыка, искусство, народное творчество и др.);
— флоре и фауне своей малой родины, водоемов, лесов и особенностях их жизни в соответствии с сезонными изменениями;
— о детских книгах, журналах, справочниках, способах работы с ними;
— особенностях детского организма и способах сохранения здоровья;
— правилах поведения в различных сферах деятельности человека и природы;
— особенностях и многообразии профессий;
— символике, достопримечательностях, достижениях науки и культуры Республики Татарстан и России;
Обучающийся будет владеть навыками:
— ориентирования в информационном пространстве;
— самостоятельного конструирования и реализации своих знаний;
— критического, аналитического и творческого мышления, наблюдения, сравнения, анализа;
— разработки несложных композиций декоративного оформления ивыполнения несложных проектов;
— работы индивидуально и в коллективе сверстников;
Обучающийся сможет решать жизненно-практические задачи:
— применять знания и умения в практической деятельности;
— решать нестандартные задачи, ориентироваться в предложенных условиях;
— способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
— заботиться о своем здоровье;
— проектировать и контролировать свою деятельность, высказывать и обоснованно доказывать свою точку зрения, выступать публично.
Обучающийся способен проявлять следующие отношения:
— осознаниеценности культурных, нравственных, общечеловеческих ценностей;
— потребности выполнения правил и норм, утвержденных обществом в определённых социальных ролях;
— толерантности, доброжелательности и уважения во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми;
— бережного, чуткогоотношения к окружающей природе;
— чувства ответственности за окружающую мир, неравнодушия, понимания себя как части мира;
— стремления к познанию нового, самообразованию, самореализации, совершенствованию себя и окружающей действительности;
— желания проявлять свои интеллектуальные знания и творческие умения в жизни;
— ориентироваться на добро, красоту и творческий труд.
Способы проверки результатов освоения программы можно разделить на три группы:
-деловые, ролевые игры, игровые упражнения, мультимедийные викторины, задания для самостоятельной работы;
— творческие задания и проекты;
— диагностические методики.
Учащиеся после прохождения программы быстро определяются в своих желаниях, соотносят их со своими возможностями и продолжают своё образование и развитие в объединениях системы дополнительного образования на более профессиональном уровне. А это значит, что каждый мой ученик нашел себе дело по душе. Для некоторых оно станет делом всей жизни!