Виды функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Виды функциональной грамотности

на уроках русского языка и литературы

 

Роза ГЛЮМОВА,

учитель русского языка и литературы

средней школы № 169 г. Казани         

 

Меняются приоритеты в области школьного образования. На данный момент основная цель образования заключается не в том, чтобы позволить учащимся достичь определенного уровня тематических знаний и умений, а в формировании системы жизненно важных способностей, позволяющих учащимся применять полученные знания в практических ситуациях и успешно адаптироваться к динамично развивающемуся обществу. Компетентность – это способность применять практико-ориентированные знания в повседневной, социальной и профессиональной деятельности («знаю, как, где и когда»).

 

Выделяются следующие компетенции, относящиеся к функциональной  грамотности:

– способность выбирать и использовать различные технологии;

– умение смотреть на проблемы и находить пути их решения;

– способность учиться всю жизнь.

 

Если раньше на уроке учитель старался уделять внимание систематизации изучаемого материала, формированию базовых навыков и зоркости в правописании, то в рамках обновления содержания образования академические цели на уроке могут быть не ограничены. В современных реалиях учащимся не только необходимо обладать объемом знаний по предмету, но и необходимо успешно применять их в различных ситуациях. Он всю жизнь умел и хотел учиться. У творческого человека должны быть инструменты для самообразования, самовоспитания. Вы можете овладеть приемами анализа, синтеза, делать выводы, обосновывать причины. Функциональная грамотность может дать человеку всё это.

Какими практическими навыками и умениями должен обладать человек, умеющий функционально читать и писать?

Понятие термина «функциональная грамотность» трактуется следующим образом: «Способность грамотно функционировать во всех сферах человеческой деятельности: работе, государстве, семье, здравоохранении, юриспруденции, политике, культуре». Поэтому очень важной целью школы является не подготовка отдельных элитных учеников к жизни, а воспитание мобильных личностей, способных быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции и быть конкурентоспособными. Все эти функциональные навыки формируются в школе. И одной из главных задач современного школьного образования является подготовка учащихся к адаптации в современном мире.

Для успешного формирования функциональной грамотности у школьников, для достижения жизненных и тематических способностей на уроках, мы используем следующие виды функциональной грамотности:

 

 

Виды функциональной грамотности

 

Индикаторы-умения (эмпирические показатели)

 Общая грамотность  *Написать сочинение, реферат.

Считать без калькулятора.

*Отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, в подборе слов.

*Написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки

     Компьютерная грамотность Искать информацию в сети Интернет.

Пользоваться электронной почтой.

Создавать и распечатывать тексты.

Работать с электронными таблицами.

Использовать графические редакторы.

 Информационная грамотность *Находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов.

Читать чертежи, схемы, графики.

*Использовать информацию из СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение).

*Пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки.

Анализировать числовую информацию.

   Коммуникативная грамотность Работать в группе, команде.

Расположить к себе других людей.

Не поддаваться колебаниям своего настроения.

Приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям.

Организовать работу группы.

 

В таблице указаны показатели различных видов функциональной грамотности, многие из которых являются показателями, которые должны быть сформированы у учащихся на уроках русского языка и литературы. К ним относятся коммуникативные и речевые навыки, такие как написание эссе, рефератов, фраз, подбор слов, создание приложений, проведение опросов, заполнение формуляров, поиск и отбор необходимой информации из книг, справочников, энциклопедий и других печатных текстов. Библиотека пользуется алфавитными и систематизированными каталогами, используя информацию из СМИ, газет, журналов, радио и телевидения.

 

Учитывая общий уровень грамотности, необходимо ориентироваться на алгоритм написания резюме. Работа с резюме актуальна для всех. Дети не знают, как их писать, они скачивают их из Интернета и не задумываются о содержании. Учащимся необходимо научиться манипулировать текстом. Что такое реферат? Реферат – это первая исследовательская работа ребенка в школе. Написание реферата состоит из нескольких этапов работы:

 

1.Темы (о чём)

2.Цели и задачи

3.Идеи (основные положения)

4.Система образов (для литературных произведений)

5.Статьи

6.Доказательства

 

Тезис – это уверенное высказывание ребенка. Ученик должен показать, что он работал над текстом. На вопрос можно ответить. Краткое содержание заканчивается выводом, который показывает, почему ребенок взялся за эту тему. Навыки, которыми дети овладели при написании эссе, помогут им написать сочинение в будущем.

 

Вторым важным моментом общей грамотности является умение детей правильно составлять один из важных деловых документов. Это заявление, которое они должны уметь написать.

 

Следующий этап – манипулирование текстом. Вы можете сравнивать и оформлять информационные таблицы. Находить и выбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и т.д. Печатный текст.

 

Коммуникативная грамотность лучше всего проявляется в работе детей над групповыми проектами. Работа над проектом поможет развить коммуникативные навыки и осознать важность группового опыта. Это помогает участвовать в работе группы и управлять ею, уважает ценность правил, принятых в группе, обосновывает свое  мнение и помогает отстаивать свою позицию. Они помогают вам координировать свои действия при решении проблем; они учат вас использовать готовые знания, но полученные на основе непосредственного опыта.

 

Другие навыки, включенные в базу данных функциональной грамотности, такие как «обращаться за экстренной помощью в специализированные службы», «располагать к себе окружающих», также формируются на уроках русского языка.

Таким образом, речевые навыки являются показателем не только коммуникативной, общей и информационной грамотности, но и многих других видов функциональной грамотности человека. Все это обладает широким потенциалом в формировании способностей к функциональной грамотности у различных категорий учащихся общего, информационного, коммуникативного, юридического, социально-политического, среднего и старшего уровней. Поэтому на учителях русского языка и литературы лежит большая ответственность за подготовку поколения молодых, умеющих грамотно читать и писать.

Пришло время переходить от фронтальной формы обучения студентов к реализации индивидуальной образовательной траектории для каждого студента, включающей использование интерактивных и инновационных проектных, и исследовательских технологий, цифровой инфраструктуры. Задача учителя состоит не в том, чтобы преподнести знания школьникам, а в том, чтобы создать условия для самостоятельного приобретения знаний. Поэтому проводятся современные уроки, на которых учитель выступает в роли координатора, направляющего деятельность ученика, и выступает в качестве предмета, на котором он самостоятельно приобретает знания, то есть именно те знания, которые он может применить в повседневной жизни, и знания, на которых формируется функциональная грамотность.

Поэтому моя цель урока – вовлечь каждого ученика в активную познавательную и творческую деятельность. Этого можно достичь, используя новые технологии, необходимые для активной умственной деятельности и развития коммуникативных навыков учащихся.

Справедливо говорят, что знания не дают – знания берут, что ничему нельзя научить, можно только научиться. А помочь школьникам применять полученные знания и сформированные умения по русскому языку и литературе в практической деятельности – это одна из важнейших задач учителя-словесника.

 

Использованная литература:

 1.О.В.Лысова.Особенности формирования рефлексии российских школьников в свете функциональной грамотности и стандартов XXI века / О. В. Лысова, А. Ш. Абдуллина, Л. К. Нуримхаметова // International Journal of Medicine and Psychology. –2020.

2.Е.Ю.Игнатьева. Метапредметный потенциал учебного текста: актуализация в основной школе / Е.Ю.Игнатьева, С.В.Дмитриева // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2020.