Ветер и причины его возникновения

Екатерина ИСАЕВА,

учитель географии многопрофильного лицея №18 им. М.В.Ломоносова г. Зеленодольска

Цель урока: сформировать представление о ветре как элементе погоды.

Задачи:

– сформировать понятия «ветер, роза ветров», сформировать представление о возникновении, направлении, силе и скорости ветра; видах ветров;

– научить учащихся открывать новые знания и добиваться успеха через сотрудничество и умение работать в группах;

– создать условия для развития познавательного интереса к предмету и повышения мотивации учения;

– продолжить формирование УУД на основе тематического содержания урока.

Планируемые результаты:

предметные: понимание ветра как географического процесса, а также причин его образования; представление о различных типах ветров (муссоны, бризы) и условиях их образования.

Метапредметные:

познавательные УУД: умение строить высказывания, проводить рефлексию своей деятельности, структуризацию знаний, поиск информации в различных источниках, смысловое чтение;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование результатов, контроль, коррекция и оценка своей деятельности;

коммуникативные УУД: разрешение конфликтных ситуаций, умение выражать свои мысли;

личностные: готовность и способность к самостоятельной осознанной деятельности; умение работать с различными источниками информации, находить решения поставленных проблем, четко и грамотно выполнять поставленные задачи, проводить оценку и рефлексию своей деятельности.

Тип урока: открытие нового знания.

Вид урока: интеллектуальная игра.

Ход урока

  1. I. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку.

  1. II. Этап освоения новых знаний

Учитель. Ребята, внимание на экран. (Видео «Мери Поппинс» (улетает на зонтике), работа флюгера.)

– Как вы думаете, что объединяет эти кадры? Какое явление? (Ветер.)

– О чем мы сегодня будем с вами говорить? (О ветре.)

– Итак, тема нашего урока «Ветер». Откройте тетради и запишите число и тему.

– Посмотрите, у каждого на столах есть таблицы, состоящие из 3-х столбцов.

  1. Что я знаю?

2.Что хочу узнать?

  1. Что узнал?

– Предлагаю вам заполнить два первых столбика.

– А теперь поделитесь своими ответами.

– Наш урок пройдёт в форме интеллектуальной игры «Что? Как? Зачем?»

Вы сидите по группам (4 группы), это будут ваши команды. Я предлагаю следующие названия: Тайфун, Ураган, Торнадо. 4-я группа – это команда экспертов, задача которой – оценить ответы команд. Критерии оценивания:

2 – полный  ответ;

1 – неполный ответ;

0 – неверный ответ.

Наша игра будет состоять из 3-х раундов.

1-й раунд. Что?

2-й раунд. Как?

3-й раунд. Зачем?

Итак, 1-й раунд «Что?»

Задание для команд. Что такое ветер?

– Каждая команда пишет определение ветра. Возьмите лист №1 и на нем запишите определение ветра, не пользуясь учебником (1 мин.). А эксперты  работают с учебником стр. 109, изучают понятие ветер.

– Давайте предоставим слово команде «Ураган». (Представитель команды выходит к доске и зачитывает определение. Далее отвечают другие команды.)

– Эксперты, оцените ответы команд. (Определение «ветер» выводится на экран, ученики записывают в тетрадь.)

2-й раунд – «Как?»

– Ветер – это явление, у любого явления есть свои характеристики. Какие из них вы можете назвать? (Направление, скорость и сила ветра.)

– Сейчас, каждая команда поработает с учебником.

«Тайфун» – с. 109, ваша характеристика «направление ветра» + роза ветров.

«Ураган» – с. 110 – 111, ваша характеристика «скорость ветра» + флюгер, анемометр.

«Торнадо» – с. 111 – 113, ваше направление «Разновидности ветров», вам нужно выяснить какими бывают ветры, и чем они друг от друга отличаются?

– Прочитайте заданный материал, запишите основные определения, ключевые слова на листе бумаги. (Группа экспертов получает своё задание, а также прорабатывает задания команд.)

Задание. Пользуясь рисунками 104 – 105 на с. 112 – 113, ответьте на вопросы «Как образуется бриз, муссон?»

Опрос. Команды – эксперты – оценка.

– Итак, только что на примере возникновения бризов и муссонов, мы выяснили, как образуются ветры. Узнали, что ветры всегда дуют из области высокого давления в область низкого.

3-й раунд – «Зачем?»

– Каждая команда получает поэтические зарисовки. У каждой команды на столе есть «поэтическое облако», которое поможет ответить вам, зачем нам нужен ветер. Прочитайте, подумайте и ответьте. А эксперты работают с учебником с. 113 – 114 и выписывают в тетрадь как используется ветер. (Представители команд зачитывают стихотворение, дают ответ на вопрос, вывешивают «поэтические облака» на планшет. После выступления команд, эксперты оценивают и добавляют те функции, которые не прозвучали.)

– Ребята, давайте ещё раз посмотрим какое значение имеет ветер и запишем в тетрадь.

– А сейчас блиц-опрос, назовём его «Заморочки из бочки», у вас есть возможность заработать дополнительные баллы. На столах вы видите карточки. Это понятия и определения к ним. Вы должны их соотнести правильно и быстро.

  1. Ветер.
  2. Бриз.
  3. Флюгер.
  4. Анемометр.
  5. Муссон.
  6. Штиль.

А) Ветер, дующий днём  с моря на сушу, а ночью с суши на море.

Б) Движение воздуха вдоль земной поверхности из области высокого давления в область более низкого.

В) Прибор для определения скорости ветра.

Г) Простейший прибор, определяющий направление ветра.

Д) Сезонный ветер, дующий зимой с суши на море, летом с моря на сушу.

Е) Полное безветрие или очень слабый ветер со скоростью менее 1 м/сек.

(Ответы озвучиваются устно. Выставляются оценки.)

– Итак, ребята, давайте подведем итоги. (Команда победителей получает весёлые смайлики.)

– Мы сегодня очень много узнали о ветре. Давайте вернемся к нашей таблице.

– Заполните третий столбик (Что узнал?) (Ребята озвучивают результат.)

– А что вы знаете о названии своих команд?

Ураганы и тайфуны – это сильные, разрушительные ветры, сносящие всё на своём пути. Эти природные явления, сопровождаются дождём, грозой, градом. Те ураганы, что развиваются в тропической части Тихого и Индийского океана называют тайфунами.

Торнадо – воронкообразный неистово вращающийся вихрь, образующийся в грозовых облаках и протягивающийся вниз, к земле.

– А ещё мне хочется отметить тех ребят, кто активно работал на уроке (смайлики).

III. Домашнее задание

  1. Прочитать п. 29. Ответить на вопросы с. 114.
  2. Найти пословицы и поговорки о ветре.
  3. Творческое задание: написать стихотворение о ветре.