Весна в мире птиц и зверей

№ 116

Дина ХУСНУТДИНОВА,

учитель начальных классов Старочурилинской средней школы Арского района

Предмет: окружающий мир

Тема урока: весна в мире птиц и зверей

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: способствовать формированию представления о  жизни птиц и зверей весной

Задачи урока:

обучающая: познакомить с весенними изменениями в жизни птиц и зверей;

развивающая: развивать экологическое мышление учащихся, коммуниативные способности детей;

воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе родного края, к его обитателям.

Планируемые результаты:

Предметные: знать о весенних изменениях в жизни птиц и зверей,

уметь высказывать свое мнение; рассказывать о птицах и зверях, выражая свое отношение к ним.

Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные:
 уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения;

уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Ресурсы: А. А. Плешаков, М.Ю. Новицкая «Окружающий мир» 2 класс, 2 часть, стр.86-89, А. А. Плешаков, М.Ю. Новицкая «Окружающий мир» рабочая тетрадь, стр.48-49,презентация, карточки, рисунки.

Организация пространства:фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Структура урока

  1. I.                  Организационный этап.

— Доброе утро, ребята! В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, зелеными листочками, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке.

Улыбкой ясная природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея, блещут небеса.

Еще прозрачные леса,

Как будто пухом зеленеют.

  1. II.               Проверка домашнего задания.

1.Тест (индивидуальное задание на карточках).

1. Какое животное – насекомое?

а) утка в) окунь

б) комар г) крот

2. Какое животное лишнее?

а) бабочка в) паук

б) стрекоза г) комар

3. Сколько ног у насекомых?

а) 6в) 4

б) 3 г) 8

4. Какое утверждение неверно?

а) тело птиц покрыто перьями

б) у зверей две пары конечностей

в) у насекомых четыре пары ног

г) рыбы живут в воде

2. Фронтальный опрос.

-Какие изменения происходят весной у насекомых? (насекомые вышли из оцепенения, и покинули свои жилища)

-Какие насекомые можно увидеть весной? (бабочки, мухи, пчелы, шмели, муравьи, стрекозы, комары)

-Какую роль в природе выполняют насекомые? (роль санитаров, муравьи поедают опасных насекомых, стрекозы борются с комарами, личинки комаров живут в воде, ими питаются рыбы)

III. Мотивация познавательной деятельности.

(Учитель включает музыкальную заставку к передаче «В мире животных»)

Догадались ли вы, о ком мы будем говорить на уроке?

-Мы узнали, как весну встречают насекомые. Кто еще относится к животному миру? (Птицы и звери)

-Давайте сформулируем тему нашего урока? (Птицы и звери весной) (слайд 1)

-А какие цели мы поставим перед собой?

— Где нам это может пригодиться?

-Ребята, для чего нам нужно знать, что происходит с ними весной? (чтобы не навредить)

IV. Изучение нового материала.

1.Работа в парах. (звучат голоса птиц)

— Чьи голоса прозвучали только что? (птиц)

— Итак, мы отправляемся в мир птиц. (слайд 2)- Для нашего путешествия необходимо вспомнить Правила поведения на природе.

— Сейчас работаем в парах. Найдите желтые конверты на столах. В них находятся правила поведения на природе. В течение 30 секунд распределите правила на карточках на 2 группы: 1 группа- 10 правил «Нельзя», 2 группа- которые не запрещены.
Десять «нельзя»:

  1. Разорять птичьи гнезда.
  2. Рвать и бросать цветы.
  3. Ломать ветки деревьев, кустов.
  4. Давить насекомых.
  5. Шуметь в лесу.
  6. Разводить костры.
  7. Оставлять мусор в лесу и водоемах.
  8. Сбивать мухоморы и прочие поганки.
  9. Убивать лягушек и ужей.
  10. 10.  Брать лесных зверьков домой.

2 группа:

Фотографировать животных.

Разговаривать в лесу.

Питаться.

Проверка.

2. Беседа о птицах.

— Кто такие птицы? (птица – животное, тело которого покрыто перьями)

-Вспомните, каких птиц мы называем зимующими, а каких перелетными? Приведите примеры зимующих птиц. (Снегирь, воробей, голубь, синица)

— Я загадаю вам загадки, а вы отгадываете и если эта птица является перелетной, то ее изображение мы будем вывешивать на доску. (у детей фотографии птиц)

1.Всех перелетных птиц черней,

Чистит  пашню от червей,

Взад – вперед по пашне вскачь,

А зовется птица…..(Грач)

2.Во дворе стоит дворец,
Там живёт один певец.
Очень ловкий молодец
И зовут его… (Скворец)

3. Все деревья я лечу
По деревьям я стучу.
Их спасаю от врагов
Вредных,маленьких жуков.(Дятел)

4.Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины.  (Ласточка)

5. Гнездо своё он в поле вьёт,

Где тянутся растения.

Его и песни, и полёт

Вошли в стихотворения. (Жаворонок)

6. Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится-
Собирает крошки,
А потом на ветку прыг
И чирикает! Чик-чик!» ( Воробей)

-Что происходит весной с перелетными птицами? (возвращаются из теплых стран домой)

— Какие птицы, по вашим наблюдениям, прилетели в наше село первыми?

-Ответ на этот и последующие мои вопросы вы сможете найти, прочитав текст в учебнике на стр.86

3. Чтение текста на стр. 86 по цепочке.

-Какие птицы прилетают следом за грачами? (за ними прилетают скворцы, жаворонки, зяблики, утки, гуси)

-Какие птицы прилетают последними? И почему? (последними прилетают ласточки и стрижи.Им необходимо, чтобы было много насекомых в воздухе)

–На первый взгляд – жизнь птиц беззаботна. Но это не так.

– Все перелетные птицы, когда возвращаются  домой, что делают в первую очередь? (Гнезда)

– Нелегко без рук, без топоренка, построить избенку. А вот птицы мастерят  свои гнёзда так, что диву даешься.

– Расскажите, где гнездится птица грач? (высоко на дереве)

– А какая птица не строит гнезда? (Кукушка)

– А какие птицы селятся в гнездах, которые для них делает человек? (Скворцы)

– Как называются их домики? (Скворечники )

4. Работа в группах.

Проблема

— Составить небольшой рассказ по опорным словам.

Ребята, скворечник, сделали, прибили, дерево погибло, птицы улетели, что случилось?

– Какую ошибку допустили ребята?

— Как правильно нужно было поступить?

-Как вы думаете, как скворечник укрепить на дереве? (Нельзя прибивать гвоздями, а привязать проволокой как можно дальше от земли) (слайд 3)

– Весна – радостное время года, так как у птиц появляются птенцы.

– А чем кормят птицы своих птенцов? (Насекомыми, личинками, червяками).

— Ребята, птицы поедают огромное количество разных насекомых, гусениц, личинок.. Как вы думаете, это хорошо или плохо?

5. Чтение текста «Какие бывают птенцы» на страничках «Умного Совенка» стр. 125

6) Физминутка (экологическая минутка)

– А задумались ли вы о том, как мы должны относиться к птицам?

– Что может сделать человек для птиц и чего он не должен делать?

– Я буду читать вам высказывания, если это нужно делать для птиц, хлопаете, а если нет, то топаете.

1. Вывешивать скворечники весной.

2. Стрелять из рогатки по птицам.

3. Помогать больной или раненой птице.

4. Разорять птичьи гнезда.

5. Подкармливать птиц ранней весной.

6. Уносить домой здоровых птенцов.

7. Подходить близко к гнездам птиц.

8. Изучать птиц.

7. Сообщение учащегося. Доклад «Птицы — наши друзья».

— Если у человека поднялась температура до 38′, его укладывают в постель. Человек не может работать. А соловей с температурой 41-42′ дает концерты, дрозд, насвистывая, укрепляет гнездо. Мы перевариваем обед часами, в птичьем горячем теле это происходит за несколько минут. И опять птица хочет есть. Отсюда и птичья прожорливость. Корм, который за день съедает синица, больше весит, чем она сама. Если бы у человека был аппетит птенца мухоловки – пеструшки, он бы 30 раз в день завтракал, 50 — обедал да еще ужинал бы 20 раз!

— Но нас, людей, птичий аппетит только радует: меньше будет всяких вредных личинок, гусениц, мух и комаров. (По Н. Надеждиной)

8. Беседа о зверях(слайд 4)

-Кто такие звери? (животные, тело которых покрыто шерстью)

— Как же звери весну встречают?

-Сейчас назовите: какое из изображенных на доске животных лишнее? (Медведь, лиса, барсук, еж — лишнее лиса) (слайд 5)

— Почему? ( Все остальные впадают в спячку)

-Что происходит с ними весной? ( Просыпаются)

-Встречали ли вы весной каких-нибудь зверей? (Лесные звери не любят попадаться на глаза человеку, тем более весной, когда у них рождаются детеныши)

— Рассмотрите рисунок на странице 88 учебника. Кто на нем изображен? (медведица с медвежатами, белка с бельчатами, лиса несет в зубах лисенка)

-А вот, что еще изменяется в жизни животных, вы узнаете, послушав текст.

9. Чтение текста на странице 88 учителем. (вопросы по прочитанному)

— Чем после зимней спячки начинают заниматься животные весной? (начинают разыскивать корм)

-Чем питается еж? (насекомыми)

-На кого охотится медведь? (на крупных животных, например, на лося или оленя)

— Какие звери линяют весной? (белка, заяц, ласка)

— Какие еще изменения происходят в жизни зверей весной? (рождаются детеныши)

— У какого животного детеныши появляются зимой в берлоге? (у медведя)

10. Закрепление изученного материала. (работа в тетради на печатной основе) стр. 48-49 №1-3

V. Подведение итогов. Рефлексия.

1. Подведем итог о том, что нового вы узнали на уроке. Вам необходимо закончить предложения на слайде. (слайд 6)

  • Весной из теплых стран возвращаются….( перелетные птицы)
  • Они строят …….(гнезда) и выводят……(птенцов)
  • После зимнего сна ………(пробуждаются звери)
  • У них появляется…….(потомство)

2. Вывод на странице 89.

— Я хочу узнать ваше настроение в конце нашего путешествия.

  • Желтый — отличное настроение. Вам понравился урок, и вы для себя открыли, что-то новое.
  • Зеленый — много понравилось, но не всегда мог отвечать.
  • Красный — вы недовольны собой.

А наш урок я хочу закончить стихотворением.

Берегите Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях земляники,
На тропинках солнечные блики…
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!

Сигнализируют с помощью сигнальных карточек.

VI. Домашнее задание.

  1. Прочитать текст на стр.86-89, ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя»
  2. Выполнить задание № 4 на стр. 49 в рабочей тетради.