Весёлые затейники

№51

(Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе)

Гузель ГАРИФУЛЛИНА,

учитель-логопед  детского сада   №18 «Улыбка» г.Азнакаево  

Цель: формировать речь как средство общения, познания и самовыражения ребенка.

Задачи:

– активизировать словарь;

         – развивать фонематическое восприятие;

– совершенствовать грамматический строй речи, навык письма и чтения;

         – развивать сообразительность, внимание, желание говорить громко и  выразительно;

–  вызывать положительные эмоции.

Оборудование: доска, магнитные буквы, таблицы с предметными картинками, схема кроссворда, предметные картинки с цифрами, слоги, карточки с изображением контуров фруктов, буквы, изображенные на кубах, гимнастические палки, стойки, картонные ступни, медальки.

Ход занятия

Организационный момент

(Звучит весёлая музыка.)

Логопед. Здравствуйте, уважаемые гости: дети и взрослые! Сегодня вы увидите и услышите, как наши ребятки научились красиво, выразительно и четко произносить слова. Давайте поприветствуем наших «весёлых затейников».

1-я игра – «Назови всё одним словом».

• Шапка, кепка, шляпа, берет, тюбетейка, платок, панама – … (головные уборы).

• Туфли, сапоги, ботинки, валенки, босоножки, тапочки – … (обувь).

• Машина, кукла, юла, солдатики, пирамидка, кубики – … (игрушки).

• Чайник, тарелка, кастрюля, ваза, кувшин, стакан, чашка – … (посуда).

• Диван, кресло, стол, стул, шкаф, тумбочка – … (мебель).

• Учитель, врач, шофёр, нефтяник, продавец, художник, строитель –  … (профессии).

• Ручка, карандаш, тетрадь, линейка, фломастеры, ластик, книга, портфель – … (школьные принадлежности).

2-я игра – «Сказочные герои». (Доскажи словечко.)

Красная  … (Шапочка).                                   Конек- … (Горбунок).

Курочка  … (Ряба).                                          Сивка  … (Бурка).

Крокодил  … (Гена).                                        Царевна  … (лягушка).

Гадкий  … (утенок).                                        Жар- … (птица).

Баба  … (Яга).                                                   Гуси- … (лебеди).

Спящая  … (царевна).                           Доктор … (Айболит).

Лиса  … (Алиса).                                    Кот … (Базилио).

3-я игра – «Угадай».

По первым буквам слов определить задуманное слово.

(Показываются таблицы, на каждой из которых несколько предметных картинок.)

• Стол – сорока, танк, обруч, лук.

• Гном – гриб, ножницы, ослик, матрешка.

• Шуба – шар, удочка, баран, ананас.

• Река – репа, ель, корова, автобус.

• Стул – слон, туфли, утка, луна.

• Флаг – фартук, ложка, апельсин, гусь.

• Ветер – вата, ежи, топор, ель, рама.

• Школа – шуба, карандаш, огурец, ласточка, арбуз.

4-я игра – «Сложные слова».

• Сам катит – … (самокат).

• Воду возит – … (водовоз).

• Листья падают – … (листопад).

• Звёзды падают – … (звездопад).

• Везде ходит – … (вездеход).

• Сам ходит – … (самоход).

• Звонит попусту – … (пустозвон).        

• Лес возит – … (лесовоз).

• Снег падает – … (снегопад).

• Вода падает – … (водопад).

• Ходит на атомной энергии – … (атомоход).

          • Лед колет – … (ледокол). [2, с. 20]

5-я игра – «Найди лишний слог».

Прочитай слова.

МА   ШИ   РУ     НА  /ру/

РА              ДУ    ГА    СО   /со/

ПА    ИГ    РУШ КА  /па/

МА   ТО    ЛИ    НА  /то/

6-я игра – «Разгадай картинки».

Карточки: контуры фруктов наложены друг на друга. Дети должны угадать нарисованные фрукты.

7-я игра – «Раз словечко, два словечко». (Проводится в виде эстафеты.)

Детям предлагаются кубики по числу участников. На кубиках буквы Р, Е, К, А; М, О, С, Т; Л, Е, Т, О. Преодолевая препятствия, дети переносят по одному кубику. Препятствия – имитация следов (пройти по камушкам, перепрыгнуть через ручеек), дуги для подлезания. Когда все кубики перенесены из них составляется слово. Одна команда составляет слово река, другие – мост, лето.

8-я игра – «На что похожа буква».

На доске силуэты нескольких букв. Дети должны определить, на что похожа каждая буква.

О       Т       В       Н       П       С       А       Ш

9-я игра – «Гонка за лидером». (Какой ряд быстрее ответит на вопросы.)

          • Куда вы ходите каждый день, кроме выходных? садик.)

          • Шоколадное яйцо? (Киндер)

          • Сок из апельсина. (Апельсиновый)

          • Где спит медведь? (В берлоге)

          • Детеныш собаки. (Щенок)

          • Много, много коров. (Стадо)

          • Кто лишний: волк, лиса, медведь, кошка? (Кошка)

          • Подосиновик, лисичка, мухомор – что это? (Грибы)

10. Кроссворд «Насекомые».

Показываются предметные картинки с номерами: 1. – стрекоза. 2. – пчела. 3. – комар. 4. – бабочка. 5. – жук. 6. – муравей. 7. – кузнечик. На доске схема кроссворда с выделенными клетками.

Дети выходят и вписывают в клетки названия насекомых. После того как кроссворд заполнен, читают выделенное слово.

  1. С Т Р Е К О З А
2. П Ч Е Л А  
3. К О М А Р  
    4. Б А Б О Ч К А  
5. Ж У К    
6. М У Р А В Е Й  
7. К У З Н Е Ч И К  

Итог. Логопед хвалит детей за отличную работу, правильные ответы и раздает им подарки – медальки.

Литература

  1. Волина В. В. Праздник Букваря. – М: АСТ-Пресс, 1996.
  2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. 2 период. – М.: ГНОМ и Д, 2000.
  3. Лапковская В.П., Володькова Н.П. Речевые развлечения в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  4. Узорова О.В., Нефедова Е.А. 1000 упражнений для подготовки к школе. – М.:  АСТ, 2007.
  5. Шашкина Г. Р., Зернова Л. П., Зимина И. А. Логопедическая работа с дошкольниками. – М., 2003.