Веселые приключения в лаборатории профессора Шарикова

№ 148

(Познавательное занятие в группе старшего дошкольного возраста)

Альфия НАЗИПОВА, Айгуль МУСТАФИНА,

воспитатели детского сада №18 «Улыбка» г. Азнакаево

Цели занятия:

– уточнять и расширять представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах, об истории ее возникновения, процессе производства, свойствах и разновидностях;

– развивать умение обследовать предмет и устанавливать причинноследственные связи в процессе выполнения различных действий с бумагой (мнется, рвется, впитывает воду). Заинтересовать детей работой с бумагой;

– развивать инициативу и самостоятельность на основе сотрудничества со взрослым и сверстниками в совместной образовательной деятельности;

– способствовать проявлению любознательности и познавательной мотивации;

– поддерживать интерес к познанию многообразия окружающего мира;

– воспитывать взаимопомощь и умение выслушивать товарищей;

– познакомить детей с новым способом получения изображения – граттажем;

– побуждать детей придумывать свои сюжеты, используя свои личные впечатления;

– развивать мелкую моторику рук; формировать умение получать четкий контур, сильно нажимая на изобразительный инструмент как того требует предлагаемая техника.

Оборудование:методическая презентация «Путешествие в бумажную страну»,бумажные поделки, профессор Шариков(сделан из шарика), материал для продуктивной деятельности;контейнер с образцами бумаги: картон,гофрированная,альбомная,газетная,цветная,салфетки,посудки для опытов с бумагой,картоном и салфеткой,ножницы,стаканы с водой,салфетки,специальная одежда (халаты)для опытов и головной убор(чепчики),приготовленные образцы листочков из разной бумаги,на ватмане нарисован ствол дерева.

Методические приемы:словесные: вопросы, рассказывание, беседа; демонстрационный: компьютерная презентация.

Ход занятия

(Дети заходят в группу.)

Упражнение «Подари улыбку другу»

Воспитатель.

Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг,

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Ребята, мы подарили друг другу улыбку, а с улыбки, как известно, начинается приятное общение и улучшается настроение!

Ребята, вы заметили, что к нам пришли гости? Поздоровайтесь с ними еще раз. Среди них есть один очень необычный гость – это знаменитый профессор Шариков (воздушный шарик). Он летает по миру и узнает много интересных вещей. Наверное, он не просто так появился у нас. Посмотрим, какой сюрприз он приготовил для нас. (Воспитатель берет коробку и предлагает детям угадать, что в ней лежит.Дети встряхивают ее, слушают, нюхают и т.п., пробуют угадать, что там лежит.)

– Что лежит в этой коробке нам подскажет загадка:

Я – белая, как снег,

Дружу с карандашом,

Где он пройдет –

Заметочку кладет!

Что это, догадались? (Выслушиваем предположительные ответы детей).

Дети. Бумага.

Воспитатель. Как вы догадались? Какие слова вам подсказали?

Дети. Белая, дружу с карандашом.

Воспитатель. А как вы думаете, для чего нам нужна бумага?

Дети. Чтобы рисовать, книги из нее делают, альбомы, и др.

(Раскрыть коробку,рассмотретьсодержимое – разные виды бумаги.)

Воспитатель.Профессор Шариков принес нам коробочку с разными видами бумаги. Видов у бумаги очень много! Есть гладкая/ворсистая, белая/цветная, тонкая/толстая.

Потрогайте образцы и сравните их. Покажите белую/цветную/тонкую,толстую/ворсистую.

Игра«Найди сходства и различия»

(Воспитатель называет виды бумаги,дети описывают предметы изготовленного из данного вида.)

Картон… (картонная коробка).

Газетная бумага… (газета).

Цветная бумага… (бумага для аппликаций).

Рисовальная бумага… (альбом).

Воспитатель.Вот видите, какая бумага разная, но называют ее одним словом «бумага».

Ребята, а как можно узнать какие свойства у бумаги? (Можно провести опыты.)

Воспитатель. А где их проводят?

Дети.В лаборатории.

Воспитатель. Ну что, ребята, будем рассматривать свойства бумаги?

Дети.Конечно! Пойдемте быстрее!

Воспитатель. Но прежде чем отправиться в лабораторию, нужно вспомнить правила безопасности.

Дети.В лаборатории нельзя бегать, баловаться, драться, шуметь, брать без спросу.

В лаборатории нужно слушать научного работника и выполнять задания.

Воспитатель.Молодцы! И так отправляемся в путь.

Физминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке,

До доски мы добежим.

Стоп. Немножко отдохнем,

Дальше мы пешком пойдем.

Воспитатель. Сегодня мы – как настоящие ученые будем исследовать некоторые свойства бумаги.Для начала работы надеваем халаты и головные уборы. У каждого на халате есть свой символ. Вы должны подойти к своим столам и найти свои символы.А теперь послушайте загадки:

1. Всех листов плотнее он,

Белый и цветной… (картон).

2. Разноцветные листы,

Вырезай и клей их ты.

Аппликации, картинки,

Серебристые снежинки.

Можешь сотворить и флаги

Из листов любой… (бумаги).

3. Знают взрослые и дети

Вытираем рот… (салфеткой).

Воспитатель.Сейчас мы будем проводить опыты с бумагой,картоном,салфеткой чтоб узнать ее свойства,а профессор Шариков будет за нами наблюдать!У вас на столах схемы лежат.Вы должны со своим видом бумаги провести опыты.Приступаем к работе.(Проводят опыты.)

Воспитатель.Какие молодцы!Все схемы вы решили правильно.

А сейчас, ребята, мы для профессора Шарикова сделаем красивую картину «Осеннее дерево» из разных видов бумаги.

Сюрпризный момент

Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы сегодня порадовали профессора Шарикова своими знаниями и умениями и очень красивойкартиной.И он вам хочет подарить на память предмет, сделанный из бумаги.(Вручение сюрпризов.)