В страну звуков. Дифференциация звуков [п – б]

№65

(Интегрированное занятие для учащихся II – III классов с ОВЗ)

Зульфия САФИНА,
педагог-психолог Арской гимназии № 5 г. Арска

Наталья АПАЙЧЕВА,
учитель-логопед Арской гимназии № 5 г. Арска

 

Цель занятия: активизировать знания детей о звуках [п] – [б], [п’] – [б’] дифференцировать данные звуки в слогах, словах, словосочетаниях.

Задачи занятия:

– вырабатывать чёткую дифференциацию звуков [п] – [б], [п’] – [б’] по звонкости – глухости, твёрдости – мягкости;

– закреплять знания об артикуляции и характеристике звуков [п] – [б];

– развивать фонематическое восприятие и навыки звуко-буквенного анализа;

– совершенствовать грамматические формы речи;

– воспитывать умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности;

– формирование учебной мотивации;

– развитие познавательных процессов: памяти, внимания, мышления;

– повышение эмоционально-волевых качеств, самооценки учащихся.

Планируемые результаты учебной деятельности:

– соблюдать правила работы в группе:участвовать в совместной работе, используя общение (ЛУУД);

– уметь ставить перед собой учебную задачу (РУУД);

– дифференцировать согласные [п] – [б] по звонкости – глухости, твёрдости – мягкости в слогах, словах, предложениях (ПУУД);

– использовать речь для регуляции своего действия при решении коммуникативных задач (КУУД);

– развивать умение выражать свою точку зрения, уважительно относится к чужому мнению, развивать навыки совместной деятельности (КУУД).

Методы и технологии, используемые на занятии:

активные методы обучения;

– технология на основе деятельностного подхода;

– здоровьесберегающие технологии;

– информационно-коммуникативные технологии.

Оборудование: иллюстрации к сказке Братьев Гримм «Бременские музыканты», предметные картинки, лента букв, схема характеристики звука, зеркала, карточки: [п], [б].

Ход занятия

I. Организация начала занятия (проводит психолог)

Психологическое упражнение «Здороваемся необычно».

Каждый ребёнок при входе в класс выбирает себе понравившийся осенний лист. Педагог предлагаем учащимся поздороваться на разных языках: русском, татарском, английском в соответствии с цветом осеннего листа – красным, жёлтым, зелёным.

II. Формулирование темы занятия, постановка цели

Выделение звуков [п – б] (проводит логопед)

 «Исключение лишнего» по предметным картинкам:

– осёл, собака, кот, барс, петух

– Почему? В какой сказке можно встретить остальных животных? (В сказке Братьев Гримм «Бременские музыканты».)

– С какого звука начинается название этой сказки? (Со звука [б].)

– Назовите пару этого звука. (Звук [п]).

– Назовите тему нашего занятия. (Звуки [п – б].)

– Попробуйте определить цель. (Научиться слышать, различать согласные [п – б] и не путать их на письме.)

III. Основная часть

– Сегодня у нас в гостях герои сказки Братьев Гримм «Бременские музыканты». Отправимся в путь вместе с бродячими артистами. Они нас будут песнями развлекать, а мы их научим звуки различать!

1. Психологическое упражнение «Лучшие качества» (проводит психолог)

– Давайте подумаем, какие наши лучшие качества нам пригодятся в путешествии. (Дети по кругу называют свои лучшие качества, которые необходимы в коллективном путешествии.)

– Молодцы! Отправляемся в путь!

2. АМО «В поход с рюкзаками» (проводит логопед).

Цель: представление учебного материала по разделам «звуки», «слоги», «слова», «словосочетание».

Подготовка: рисунки рюкзаков по количеству разделов работы, таблички с названиями разделов, слайд с изображением дороги, чистые листы для выполнения заданий.

Проведение (предлагается отправиться в путь):

– С собой мы возьмём знания. Куда их будем складывать? В рюкзаки! Рюкзаки выставить на наборное полотно, прикрепить таблички с названиями разделов работы.

3. Уточнение нормы артикуляции изучаемых звуков.

Произнесение звуков [п – б], наблюдение артикуляции по индивидуальным зеркалам.

– Посмотрите и почувствуйте, как произносятся звуки [п – б]? (Учащиеся отвечают.)

– Теперь мы знаем артикуляцию этих звуков. Куда мы будем складывать эти знания? (В рюкзак «Звуки».)

4. Сравнительная характеристика звуков [п – б].

– Дайте характеристику звукам опорой на таблицу:

•        [п] – согласный, глухой, твёрдый; [п’] – согласный, глухой, мягкий;

•        [б] – согласный, звонкий, твёрдый., [б’] – согласный, звонкий, мягкий.

– Чем различаются эти звуки? Что у них общего?

– Какой рюкзак пополнился? («Звуки».)

5. Игра «Молекулы». Слоговая работа. с целью закрепления мотивации групповой работы (проводит психолог).

– Сейчас вы будете передвигаться по классу, а по моему сигналу каждый из вас должен выполнить то, что я скажу: собраться в пары и тройки, выполнить задания из конверта.

Конверт «2» для работы в парах: ПА, ПО, ПУ, ПЫ, ПЭ, БА, БО, БУ, БЫ, БЭ

– Составьте слоги парами по звонкости – глухости, прочитайте, почувствуйте разницу в звучании твёрдых и мягких согласных.

Конверт «3» для работы в тройках: тру-ба-дур, му-зы-кан-ты, до-ро-ги, ги-та-ра, ба-ра-бан.

– Составь из слогов слова. Устно составь с этими словами предложения.

– Какие рюкзаки пополнились? («Слоги», «Слова» (конверты вкладывается в «рюкзаки»).)

6. Упражнение в определении звуков [п] и [б] на слух (сигнальные карточки [п], [б]) (проводит психолог).

Чуткий слух кота и собаки поправит нас, если мы ошибёмся.

Пакет, букет, батон, платок, забыл, сапоги, робот, тумба, шляпа, лампа, забор, хлебный, полынь, ребус, просьба.

– Какую одежду я назвала? (Сапоги, шляпа.)

7. Составление схемы слова (проводит логопед).

– Записать только буквы П или Б. А Петушок может склевать лишние.

•        Изделие из теста, с дыркой посередине. (Бублик.) (__бб__\_____);

•        Как называются отверстия во льду, которые сделал человек (Проруби.) (__п\___\__б’__);

•        Приспособление на удочке, за которым следит рыбак (Поплавок.) (__пп__\___\___).

(Определяется желающий выполнить эту работу на листочке – пополнить «рюкзак».)

6. Упражнение в написании слов с парными согласными на конце «Много – один» (проводит логопед).

Зубы …, грибы …, карпы …, голуби …, столбы …, супы

Устно составить предложения с образованными словами.

Физкультминутка под музыку из мультфильма «Бременские музыканты» выполняются движения (проводит психолог).

Мы бродячие артисты, мы в дороге день за днём

И фургончик в поле чистом это наш родимый дом.

Невеликие таланты, но понятны и просты.

Мы певцы и музыканты, акробаты и шуты.

7. Составление словосочетаний (проводит логопед).

Почему это задание можно предложить Ослу?

грибной                        пакет

заботливый                           капли

бумажный                    суп

зубные                          брат

Записать, подчеркнуть твёрдые и мягкие звуки [п – б] цветными карандашами, устно составить предложения с образованными словосочетаниями.

IV. Итог занятия, рефлексия (проводит психолог).

– Каждый внёс свой вклад в пополнение рюкзаков – добывании знаний. Каждый чувствовал свою личную ответственность. Когда все дружно работают – учиться намного веселее. И спасибо бродячим музыкантам!

– Чему учит нас эта сказка? Почему наши герои оказались на улице? (Они стали не нужны своим хозяевам.)

– Какой выход они нашли из этой ситуации? (Объединились, нашли в себе силы, раскрыли свои способности и стали жить дальше.)

– Какие качества им помогли, что мы можем взять себе на вооружение? (Ученики по кругу высказывают своё мнение.)

1. «Дерево успеха»

Цель: оценить свою работу на уроке.

Подготовка: приготовить изображение дерева, 3 разноцветных листочка: зелёный лист – нет ошибок, жёлтый – одна ошибка, красный – 2 – 3 ошибки.

Учащиеся оценивают результат своей деятельности.

2. Игра «Встретимся опять».

Все учащиеся встают в круг, протягивают вперед руку «от сердца, от души» (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова:

«Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!»