В ответе за будущее

№ 89

Надежда ПАНТЕЛЕЕВА,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории средней школы №39 г. Казани

I класс – школьное начало совместной работы учителя и родителей. С чего начинается это сотрудничество у меня?

В нашей школе есть Музейно-образовательный центр имени Л.Н. Толстого. И первое родительское собрание я провожу здесь. Почему? Ответ прост. Л.Н.Толстой, как никто из писателей, большое внимание уделял вопросам воспитания и образования, открывал школы для крестьянских детей, издавая педагогический журнал «Ясная Поляна», писал книги – учебники для детей, выступая против муштры, схоластики и формализма. А такие произведения, как «Детство», «Отрочество», «Юность», должны и сегодня оставаться настольными книгами для родителей, ибо в них Л.Н.Толстой. говорит о формировании человека, о его душевной жизни. Он считал, что человек обладает громадными возможностями для нравственного и духовного роста. В повести «Детство» перед нами обычная семья. Известный постулат «все мы родом из детства» обретает на страницах повести особенное звучание. Какой помнит герой повести свою мать? Ответ незамысловат. «Когда я стараюсь вспоминать матушку такою, какою она была в это время, мне представляются только ее карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь… нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала, и которую я так часто целовал». В одном предложении – вся педагогика, всё воспитание. Доброта. Любовь. Нежность. Основа основ. Потому что они, эти азы воспитания, заставляют родителей быть внимательными и чуткими, заботливыми и бережными, бесстрашными и великодушными. А главное, считает Толстой, особенно в раннем детстве, родители должны быть соучастниками того, что происходит с их детьми. Хорошо ли спали, ели, гуляли, развлекались, учились – всё это круг родительских забот. И во всех этих заботах – искренняя заинтересованность, мудрое наставление и улыбка. Улыбка – цементирующее начало взаимоотношений с детьми. Она – красота и прелесть. Толстой глубоко убежден в этом.

Большую роль отводит Л.Н.Толстой доверительным и добрым отношениям между родителями и детьми. Так, занятия ребенка – дело серьезное. Уметь находить в этих занятиях положительное, полезное, а не принуждать покончить с чем-то ненужным резким приказанием – в этом, по мысли Толстого, и заключается родительское благодушие.

Как обращается мать к своим детям? «Мой друг», «мой дружочек», «мой ангел», «мой голубочек», «моя душа». Акцент автор делает на слово «мой», подчеркивая тем самым ту неразрывную, первородную связь, которая существует между матерью и ее чадом.

Может быть, нам надо почаще проводить ревизию собственного поведения, чтобы научиться читать по лицу ребенка о его успехах и неприятностях.

Главный же ориентир в этом – чувство меры.

Создавая образ матери, Л.Н.Толстой хорошо понимал, какова ее роль в семье, а значит в государстве. Должны ее осознать и сегодняшние матери.

Отец, изображенный в повести, человек сложный. Но детский глаз способен увидеть в нем лучшие проявления. Что же это?

«Неуловимый характер рыцарства, предприимчивости, самоуверенности, любезности».

«Он знал ту крайнюю меру гордости и самонадеянности, которая, не оскорбляя других, возвышала его во мнении света».

«Ничто на свете не могло возбудить в нем чувства удивления…».

«Он так хорошо умел скрывать от других и удалять от себя известную всем темную, наполненную мелкими досадами и обречениями сторону жизни, что нельзя было не завидовать ему».

«Он был знаток всех вещей, доставляющих удобства… и умел пользоваться ими».

«Он был чувствителен».

«Он любил музыку, певал».

«Жизнь его была полна увлечениями всякого рода».

«Он говорил очень увлекательно, и эта способность, мне кажется, усиливала гибкость его правил: он в состоянии был тот же поступок рассказать как самую милую шалость и как низкую подлость».

Дети видят и понимают всё. Какому отношению к жизни они научатся у взрослых? Трудолюбие, рыцарство, предприимчивость, самоуверенность, любезность, гордость, самообладание и выдержка, увлеченность, честность, сострадание к чужому горю, стремление не только к знанию, но и духовному совершенствованию – вот нравственные уроки, преподанные отцом.

 Как вы думаете, как проходило время в такой семье, когда они собирались вместе? Вот толстовский вывод: «И какие разные приключения случались! И как весело и скоро проходили зимние вечера!.. Ежели судить по-настоящему, то игры никакой не будет. А игры не будет, что же тогда остается?..»

И получается, что у Л.Н.Толстого педагогические поучения – это жизнь во всех ее проявлениях. И в самом главном проявлении – воспитание личности. А начинается оно в семье. С отца и матери.

И не восторг ли, когда Н.А.Некрасов напишет проникновенные слова:

«О, мать моя! Подвигнут я тобою –

Во мне спасла живую душу ты!»

Или Расул Гамзатов об отце:

«И любовь, и терпенье, и слово,

И крутая тропа в вышине

Воедино сливаются снова,

Потому что отец мой во мне».

Отец. Производным от этого слова В.И.Даль называет «Отечество» – бытность отцом, родная земля, Отчизна-мать. И «отечественный» – свой, природный, прирожденный. И словосочетание «Отечественная война» – своя война, во спасение Отчизны, вот как кровно связаны воедино неразрывными нитями слова эти дивной красоты.

И связь эта намечена у Л.Н.Толстого. И, может быть, совсем не случайно и то, что в своем творчестве гениальный писатель пройдет путь от изображения отца в первой повести «Детство» до Отечественной войны в «Войне и мире». Корни настоящего патриотизма увидел он в семье, в отце и матери. Увидел он и то, что с женщин начинается народ, и что отцы – незыблемая твердь державы. Об этом моё первое собрание в I классе. Вот такие ориентиры предлагаю я родителям, памятуя о том, что за личность Лев Николаевич, в каких условиях формировался характер будущего классика русской литературы, характер Великого Гражданина Отечества.

Ведь воспитывая детей, мы воспитываем будущую историю нашей страны и, значит, историю мира.