В гостях у сказки Г.Тукая

(Дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет)

Гульнар ТОХБАТОВА, Адиля ЗАКИРОВА,

воспитатели Высокогорского детского сада «Бэлэкэч» 

Дидактическое пособие «ЛЭПбук «В гостях у сказки» предназначена для детей старшего дошкольного возраста с целью изучения нового и закрепления ранее изученного материала. Это наглядно-практический метод образовательной деятельности, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы, одна из форм проектной деятельности. Игра знакомит с сюжетами произведений татарского поэта Г.Тукая, развивает активную речь, память, внимание, воображение, учит составлять рассказ по картинкам. Игра представлена в виде интерактивной папки из фетра с заданиями и играми. Весь материал практичен, многофункционален. В каждой папке имеется отдельные задания, как для самостоятельной работы, так и работы под руководством воспитателя. Одновременно могут играть до 4 детей, а так же предполагается индивидуальная форма работы.

Цель дидактического пособия: формирование  познавательных способностей детей посредством развивающих заданий и игр, закрепление знания детей о произведениях татарского поэта Г.Тукая; создать радостное эмоциональное настроение при общении со взрослыми и сверстниками.

Задачи:

– совершенствование умений детей узнавать сказки по иллюстрациям;

– формирование эмоциональной отзывчивости;

– развитие устную и диалогическую речь детей, память, внимание;

– активизизация  в речи детей название сказок, имён сказочных героев;

– воспитание любви и интереса к сказкам.

Методические рекомендации:

  1. В играх участвуют до 4 детей и предполагается индивидуальная форма работы.
  2. В начале игру проводит взрослый – воспитатель, потом после объяснения правил дети могут играть самостоятельно.
  3. Перед игрой познакомить детей спроизведениями Г. Тукая «Шурале», «Водяная», «Наша семья», «Веселый ученик», «Коза и баран» и др.
  4. Продолжительность игры зависит от заинтересованности ребёнка (5 – 10 мин.).

Цель игры: закрепление знаний детей о произведениях Г.Тукая.

Ход игры

(Играют 3 – 4 ребенка. (Можно использовать как в индивидуальной, так в групповой форме) Воспитатель раскладывает на столе все игровые карточки (рисунки книг Г.Тукая ) изображением вверх и просит найти картинки книг Тукая. Ребёнок находит и выкладывает эти картинки на игровом поле.)

Дидактическая игра «Мегараскраски по сказкам Г.Тукая»» по произведениям татарского поэта Габдуллы Тукая

Цель игры: обучение ребенка играть по правилам в порядке очереди; развитие логического мышления, внимательности; ознакомление с произведениями татарского  поэта Г.Тукая.

Ход игры

  1. Играют 2 – 3 ребенка.
  2. Все картинки переворачиваются «лицом» вниз.
  3. Каждый игрок берёт по 1 раскаске, не показывая их другим.
  4. Первый ребенок называет сказку, изображенную на картинке, называет героев, цвета, в которые можно их раскрасить, а так же считает сколько всего героев на картинке.
  5. Ход переходит к игрокам по часовой стрелке.
  6. Победителем состязания станет тот, кто правильно назовет название сказки и героев Г.Тукая, цвета и их количество.

 

Дидактическая игра «Найди пару»  

Цель игры: закрепление у детей знания сказок Тукая, активизировать в памяти любимых героев и персонажей из сказок, учить находить пару картинок из одной сказки. Например, Шурале-Батыр.

Ход игры. Игра организуется или в индивидуальной форме или по 3 – 4 ребенка. На интерактивной доске из фетра картинки с персонажами из сказок Г.Тукая. Дети по очереди находят 2 картинки из одного произведения, называют на русском (татарском) языке и рассказывают про этого персонажа.

Например, «Водяная – Мальчик», (Су анасы – Малай). «Мотылек – Дитя» (Бала – Күбәләк).

 

 

Дидактическая игра «Расскажи сказку» (Әкиятне сөйлә)

Цель игры: обучение ребёнка   рассказывать сюжет сказки, используя сложносочиненные предложения

Ход игры. Игра проходит или в индивидуальной или в группой форме по 4 – 5 человек). Воспитатель просит каждого  игрока рассмотреть фигуры персонажей сказок из фетра, назвать сказку, которую он будет рассказывать. Тот, кто быстрее всех подробно и правильно найдет героев сказок и расскажет ее, тот победитель.

 

 

Игра «Прочитай стихотворение «Наша семья» («Безнең гаилә») по картинкам» (Рәсем  буенча шигырьне сөйлә)

Цель игры: обучение детей запомнить стихотворение с помощью картинок.

Задачи:

образовательные: закрепление знания детей о семье. Приобщение детей к поэзии, учить рассказывать стихотворение, отвечать на вопросы полным предлоңением;

развивающие: развитие у детей умения с помощью картинок рассказывать стихотворение; развитие общих речевых навыков (голос, выразительность речи), развивать память, внимание;

воспитательные: воспитание любви к семье.

 

Пазлы «Сказкопазлы» по произведениям Г.Тукая

Цель игры: развитие логического мышления, внимательности, мелкой моторики

Задача ребенка: найти и сложить части одной картинки.

Ход игры. Воспитатель кладёт пазлы на стол и предлагает детям внимательно рассмотреть, собрать картинку из отдельных частей. На начальном этапе дети накладывают части рисунка на картинку, которая подходит к этому узору.

Ребёнок, который, первый справился с полученным заданием, поднимает руку. Воспитатель подходит к ребёнку и проверяет рисунок, который он собрал.

 

 

 

 

Игровой досуг с родителями «Послушай стихи и сказки Г.Тукая по штрих-кодам». Работа с родителями

Цель: закрепление знаний детей о сказках великого писателя Г.Тукая, вовлечение родителей в образовательный процесс по совершенствованию знаний по сказкам Г. Тукая.

Родителям демонстрируются карточки со специальным щтрих — кодом и предлагается с помощью специального приложения QR code reader просмотреть с детьми сказки Г. Тукая, обсудить их  в конце сеанса.

Необходимые условия:

  1. Скачать выше названное приложение.
  2. Приложить код, можно найти на переплете каждого выпуска детского журнала «Салават купере».