В гости мы идем, много нового познаем

№ 132

(Конспект мероприятия с детьми по экологии в средней группе)

Гулия ХАБИБУЛЛИНА,

воспитатель детского сада №230 г. Казани

Цель: формировать бережное отношение к природе

Задачи:

развивающие: развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивать кругозор, мышление, связанную речь;

воспитательные: воспитывать заботливое отношение к природе;

образовательные: расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать интерес к проблеме охраны природы, познакомить детей с правилами поведения в природе.

Предварительная работа:

– заучивание, чтение стихов о природе;

– рассматривание иллюстраций по теме «Лес и лесные обитатели»;

– эксперименты с воздухом, водой;

– дидактические игры «Какое время года?», «Что из чего?» и т.д.;

– чтение художественной литературы.

Материалы и оборудование: экологические знаки, аудиозаписи «Звуки леса», («Паровоз», муз. Л.Шигабетдиновой, сл. С.Ахметова), бабочки для игры, дидактическая игра «Чәчәкне җый һәм әйт», муляжи грибов, фигуры животных и птиц леса, деревья, игра «Сделай запасы», плакат «Берегите природу!».

Ход НОД:

Воспитатель. Ребята, давайте, поприветствуем друг друга.

(Проводится игра «Сәлам, дускаем!».)

Сәлам, минем дускаем! (пожимают друг другу руку)

Әйдә, бергә сикерик,

Бергәләп йөгерик.

Кулга-кул тотынышыйк,

Бергә әйләнешик.

Воспитатель. Ребята, представляете нам кто-то оставил загадку, и нужно ее отдагать:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем. (Лес)

Воспитатель. Ребята, а в каком городе мы живем? А в нашем городе есть леса? Какие деревья растут в лесу? Какие животные живут в лесу? Помните, ребята, на прошлой нашей встрече мы говорили о правилах поведения в лесу. Давайте, вспомним, что означает каждый знак.

(Воспитатель показывает знак, а дети рассказывают, что он означает.)

(Появляется сорока.)

Сорока. Внимание! Внимание! У нас в лесу может случиться большая беда! Многих животных и растений мы можем не увидеть никогда! Помогите! Помогите!

Воспитатель. Какая беда может случиться в лесу? Ребята, а чем мы с вами можем помочь лесу? Что мы можем сделать? (Ответы детей.)

Воспитатель. Давайте, отправимся в лес и возьмем с собой знаки! А на чем можно добраться до леса? (Ответы детей.)

Воспитатель. Сегодня мы отправимся в лес на поезде. Занимайте свои места! (Исполняется песня «Паровоз» (муз. Л.Шигабетдиновой, сл. С.Ахметова). Дети «едут» в лес.)

Воспитатель. Посмотрите, ребята, ну вот мы и в лесу! (Слышится пение птиц, аудиозапись «Звуки леса».)

Воспитатель. Ребята, ну вот мы и в лесу. Посмотрите, ребята, кто-то оставил свои следы. Нужно, ребята, угадать, чьи же это следы.

Дидактическая игра «Найди чей это след»

(Идут по следам приводить к елке. Вдруг из-за ёлки выглядывает заяц.)

Воспитатель. Мы – дети из средней группы пришли, чтобы помочь лесу.

Заяц. Да, как же вы можете помочь лесу, если вы еще маленькие? (Ответы детей.)

Воспитатель. Зайка-попрыгайка, наши ребята большие и умные. И они хорошо справятся с любым заданием.

Заяц. Вот посмотрите: здесь все времена года перепутались. Нужно расставить в нужной последовательности, начиная с того времени года, которое идет сейчас. А то я не знаю: какую шубку мне одет сейчас.

Игра «Времена года»

(Дети расставляют правильно картинки  и они  идут дальше.)

Заяц. Спасибо вам, ребята! Идите по этой тропинке и попадете на полянку. Счастливого пути! (Дети идут и выходят на полянку, на которой ничего не растет.)

Воспитатель. Ребята, на этой полянке росли когда-то красивые цветы. Что произошло с ней? Почему она так выглядит? Нравится вам такая полянка? Что можно сделать, чтобы она стала красивой? (Ответы детей.) Давайте, посадим на ней цветы.

Игра «Чәчәкне җый һәм әйт» (тюльпан, колокольчик)

Воспитатель. Ребята, а что мы с вами можем сделать, чтобы больше не произошла такая беда в лесу? (Ответы детей.) Давайте, поставим знак. (Ребенок подходит к столу и выбирает нужный знак.)

Воспитатель. Ребята, посмотрите на нашу красивую полянку. Прилетели бабочки. Давайте, поможем нашим бабочкам найти свои цветы. (Расставит бабочек соответствующее по цвету цветка.) Как красиво они кружатся над нашей полянкой! (Дети идут дальше и выходят на грибную полянку. На пеночке сидит ежик.)

Воспитатель. Ежик, что с тобой случилось?

Ежик. Ой, беда, беда. Мне на зиму запасы нужно делать. А я не знаю: какие грибы съедобные, а какие ядовитые.

Воспитатель. Мы тебе поможем, ежик. Ребята, посмотрите, сколько грибов растет в лесу! Какие грибы можно собирать? Какие съедобные грибы вы знаете! Как следует собирать грибы? А какие грибы собирать нельзя? Почему? (Ответы детей.)

Воспитатель. Ребята, а почему нельзя топтать и ломать ядовитые грибы? (Ответы детей.) Какой знак мы можем здесь поставить? (Ребенок выбирает и ставит знак.)

Ежик. Спасибо, вы мне так помогли!

Воспитатель. Пожалуйста, а нам уже пора идти дальше. Пойдемте, ребята!

Ребята, а какие деревья растут в лесу (Ответы детей.) Как вы думаете, зачем нужны деревья?

Дети. Они очищают воздух. Под ними есть норы животных, они там живут. На деревьях строят гнезда птицы.

Воспитатель. Много разных деревьев растет в лесу. А кто из вас знает, как появляется дерево? (Ответы детей.) Сначала они, как и вы, маленькие и слабые, особенно нуждаются в защите и бережном отношении. Давайте, представим с вами, что мы маленькие семечки, которые упали в землю.

Много времени необходимо, что бы дерево выросло и стало большим. К сожалению, люди не берегут деревья и срубают их топором. Их становится все меньше и меньше.

Какой знак нужно поставить здесь? (Ребенок, по выбору воспитателя идет к столу и выбирает нужный знак, объясняя свой выбор.

Дети идут дальше и проходят на полянку, на которой видят дерево с гнездом, дупло, пенек с муравейником, ягоды, птиц и животных.)

Воспитатель. Ребята, посмотрите внимательно на дерево, что вы видите. (Гнездо) Каких птиц вы знаете? (Ответы детей.) Сейчас я вам буду называть разные слова, а вы как только услышите название птиц – хлопайте в ладоши, а если я буду называть другие слова – топайте.

Игра на внимание «Птицы»

Воспитатель. Зачем птицы строят гнезда? (Ответы детей.) Какое правило мы знаем про птиц? (Ребенок выбирает знак, объясняя, что он означает.)

Воспитатель. Ребята, а что это на дереве? (Обращает внимание на дупло.) Кто его построил? Как вы думаете, кто живет в дупле? Чем белочка питается? Какие еще животные живут в лесу? Чем они питаются? (Ответы детей.) Давайте, для зверей приготовим сюрприз, собираем для них запасы и угостим их.

Игра «Сделай запасы»

(На полянке лежат шишки, грибы, ягоды. Дети собирают в разные корзинки запасы для ежа, белочки и медвежонка, проговаривая «Я угощу белочку орешками!» и т. д.)

Воспитатель. Как следует вести себя в лесу? (Не шуметь.) Почему? Давайте, поставим знак. (Ребенок выбирает и ставит знак.)

Воспитатель (обращаясь к ребенку). Расскажи почему ты выбрала этот знак. Что он означает? (Ребенок поясняет свой выбор.)

Воспитатель. Молодцы! Как вы думаете, ребята, мы помогли лесу? (Ответы детей.) Что мы сделали? Как хорошо в лесу, но нам пора возвращаться в группу!

Ребята, встаньте в круг и закройте глаза. Раз, два, три –повернись и в группе окажись. (Дети возвращаются в группу.)

Воспитатель. Вот мы и в группе.

Ребята, вам понравилось путешествие? Какие правила поведения в лесу вы знаете? Давайте об этом расскажем.

А теперь мы улыбнёмся, крепко за руки возьмёмся и друг другу на прощанье мы подарим обещание:

Все (вместе). Будем с лесом мы дружить, охранять, его любить!