В гости к сказке

№165

(Занятие по развитию речи во второй младшей группе)

Лиана ИЛАЛДИНОВА,

воспитатель детского сада   №4 «Светлячок» г. Азнакаево

Цель: развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

образовательные:

– продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав;

– продолжать учить узнавать животное по описанию, подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных;

– закрепить понятие «домашние животные»;

развивающие: развивать связную речь детей, слуховое восприятие и фонематический слух, память, мышление, воображение;

воспитательные:

– воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого, повторять простые предложения; способствовать развитию разговорного общения; в ходе занятий поощрять активность, любознательность;

– воспитывать нравственные качества малышей: сострадание, желание прийти на помощь.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Чтение художественной литературы».

Оборудование: письмо в конверте, цветы, дерево, домик, кот, собака, мышь, музыкальное сопровождение, угощение для детей – пирожки.

Предварительная работа

1. Совместная деятельность: Свободное общение по сказке «Репка», беседа о героях сказки. Рассматривание картин с изображением персонажей участников сказки. Отгадывания загадок. Аппликация и лепка «репки».

2. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов: дидактические игры на развитие математических способностей. Разрезные картинки и пазлы по сказке «Репка». Подвижные игры.

3. Самостоятельная деятельность детей: рассматривание иллюстраций по сказкам, настольный театр. Рисование и лепка героев сказки. Игры-драматизации с элементами костюмов (шапочки) и атрибутами как внешними символами роли.

4. Словарная работа: обогащение словаря словами (заплатка, геометрические фигуры, витамины).

Ход занятия

I. Вводная часть

Воспитатель.

Вот и солнышко взошло, с собой сказку привело.

Что за сказочка такая ты попробуй, угадай:

Кошка, внучка,

Мышка и собака Жучка

Деду с бабой помогали,

В огороде урожай собирали? (Ответы детей.)

Воспитатель. Ой, ребята, посмотрите что это? (На столе лежит письмо.)

Дети. Письмо.

II. Основная часть

Воспитатель. Давайте прочитаем, что же там написано, и от кого пришло письмо. А письмо нам прислала бабушка из сказки «Репка». Она пишет: «Ребята, дедушка никак не может вытащить репку в огороде, помогите ему, пожалуйста».

Ребята, вы хотите помочь дедушке вытащить репку?

Дети. Да.

Воспитатель. Тогда мы с вами отправимся к ним в гости. А поедем мы на паровозе. Чтобы попасть на него необходимо слово отгадать. Кто первый назовет слово, тот и становится за мной. Начинаем:

• Слон большой, а мышка … (маленькая).

• Кубик квадратный, а мяч … (круглый).

• Лук горький, а сахар … (сладкий).

• Волк злой, а зайчик … (добрый).

• Зимой холодно, а летом … (тепло).

• Днем светло, а ночью … (темно)

(Дети по очереди становятся в паровозик.)

Воспитатель. Посмотрите, какой у нас поезд длинный получился!

Ребята, а как поезд мчит по рельсам? Давайте вместе изобразим как звучит поезд при движении. Дети изображают

Молодцы! Тогда занимайте места! Поезд ведёт машинист, он внимательно смотрит вперёд. Давайте все вместе покажем, ручками, как крутятся колёса поезда.

Воспитатель (произносит стихотворение).

Чух-чух, чух-чух,

Поезд мчится во весь дух!

Паровоз пыхтит: «Тороплюсь» – гудит.

«Тороплюсь, тороплюсь, тороплю-ю-ю-сь».

Воспитатель. Вот, ребята, мы и приехали на полянку. Сколько здесь цветов много. Давайте понюхаем их аромат.

Дыхательная гимнастика «Аромат цветов» – через нос делаем спокойный вдох, задерживаем дыхание и медленно выдыхаем «А-ах!».

Воспитатель. Ребята, кто это у нас тут? Посмотрите, кто это сидит?

Дети. Кукушка.

Воспитатель. А кукушка где сидит?

Дети. На дереве.

Воспитатель. А как кричит кукушка?

Дети. Ку-ку.

Воспитатель. Посмотрите, кукушка волнуется. Она говорит, что у бабушки и дедушки пропали животные. Они убежали из избушки и заблудились в лесу, поэтому они не могут вытащить репку. Ребята, а как мы узнаем, кто пропал? Может, отгадав загадки, мы с вами и узнаем, кто пропал:

Я, друзья, совсем не злая.

В дом чужой идет – залаю.

Задавака? Забияка? Нет! Обычная …

Дети. Собака.

Воспитатель. Назовем собаку ласково …

Дети. Собачка.

Воспитатель. Что собака делает?

Дети. Лает, сторожит дом, рычит, грызет кости, бегает, виляет хвостом.

Воспитатель. Как она лает?

Дети. Гав-гав.

Воспитатель. Загадку мы отгадали, о собачке поговорили, но ее мы не нашли. Где же она?

А я знаю, как ее найти, ее надо позвать. Скажите: мы в какой сказке с вами?

Дети. Репка.

Воспитатель. А как звали собачку в сказке «Репка»?

Дети (варианты ответов). Жучка.

(Воспитатель достает собачку (игрушку).

Воспитатель. Ой, смотрите, а чей это хвостик? (Вариант детей.)

Физкультминутка

Вот мы репку посадили (Наклониться)

И водой ее полили. (Имитация движения)

А теперь ее потянем, (Имитация движения)

И из репки кашу сварим, (Имитация движения)

И будем мы от репки, здоровые и крепкие, (Показать силу)

Воспитатель. У нас еще загадка:

Зеленые глаза – всем мышам гроза.

Дети. Кошка.

Воспитатель. А как она говорит?

Дети. Мяу-мяу.

Воспитатель. Давайте ласково назовем кошку.

Дети. Кошечка.

Воспитатель. А что любит делать кошка?

Дети. Ловить мышей, лакает молоко, мурлычет, царапается, играет.

Воспитатель. А какая кошка?

Дети. Мягкая, пушистая.

Воспитатель. Давайте позовем кошку. Как нужно позвать кошечку?

Дети. Кс-кс-кс.

Воспитатель. А вот и наша кошечка. Ребята, а какие это животные? Домашние или дикие?

Дети. Домашние.

Воспитатель. А почему?

Дети. Потому что они живут дома.

Воспитатель. Но в сказке «Репка» был еще один зверек. Кто это? Ребята, давайте вспоминать.

Дети. Мышка.

Воспитатель. А где же она? Давайте найдем ее. Вот она! Как ласково мы назовем мышь?

Дети. Мышка, мышонок.

Воспитатель. А как пищит она? Как хорошо, что мы всех нашли.

Теперь можем идти дальше.

Воспитатель. Ребята, давайте поможем животным вернуться домой к бабушке и дедушке. (Приносят и отдают животных бабушке)

Бабушка. Спасибо, ребята, за помощь. Помогли мне найти моих помощников. А я приготовила для вас угощение – вкусные пирожки. Угощайтесь! (Протягивает корзинку с угощением.)

III. Заключительная часть (2 мин.

Воспитатель. Ребята, какие вы молодцы! Помогли бабушке, ну а теперь нам пора возвращаться в детский сад. (Становятся друг за другом, едут на поезде.)

Вот мы и в детском саду. Где мы с вами были?

Дети. У дедушки и бабушки из сказки «Репка».

Воспитатель. А что мы у них делали?

Дети. Помогали домашним животным найти дорогу домой.

Воспитатель.

Вот и солнышко заходит,

С собой и сказочку уводит.

Мы сегодня молодцы, постарались от души.

Сказку вспоминали и героям помогали.