В.Г.Распутин. «Уроки французского»: учительница Лидия Михайловна

(Урок литературы в 6 классе)

Алсу ИБРАГИМОВА,

учитель русского языка и литературы I квалификационной категории Березинской основной школы Атнинского района

Цель урока: анализируя текст, показать душевную щедрость учительницы, отметить ее роль в жизни мальчика.

Планируемые результаты:

предметные: овладевать технологией проблемного обучения; выразительно читать художественное произведение; осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное; осознавать художественную картину жизни;

метапредметные: планировать деятельность; представлять информацию в разных формах; сравнивать; создавать устные и письменные тексты; излагать своё мнение; организовывать работу в группе;

личностные: формировать  у учащихся такие нравственные  качества, как доброта, бескорыстие, а также уверенность в себе, самостоятельность; формировать  способность к осознанному и объективному отношению к собственным поступкам;  развивать творческие способности учащихся.

Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, выставка книг, записи на доске, карточки с заданиями.

Ход урока 

  1. I. Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте те, кто каждое утро идёт в школу с радостью, потому что считает, что здесь их ждут открытия, верные друзья и мудрые наставники – учителя!

Здравствуйте и те, кто идет в школу не с очень большим желанием, потому что думает, что учителя к ним излишне строги.

Я думаю, что к концу нашего сегодняшнего урока первых из вас будет значительно больше. И поможет нам в этом мудрый писатель, наш современник Валентин Григорьевич Распутин и его рассказ «Уроки французского».

  1. II. Актуализация знаний

Учитель. Ребята, давайте вспомним с вами, о чем мы говорили на предыдущих уроках.

Ученик 6 класса, второпях выполняя домашнее задание, перепутал хронологический порядок событий в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского». Нужно расположить события в правильном порядке.

  1. «Меня снова избили».
  2. «Игра в чику».
  3. Через три дня Лидия Михайловна уехала.
  4. «Начало самостоятельной жизни».
  5. «Я стал выигрывать».
  6. «Начались для меня мучительные и неловкие дни».
  7. «Игра в пристенок».
  8. «Наказание превращалось в удовольствие».
  9. «Они били меня по очереди».

Правильный ответ: 4, 2, 5, 9, 1, 6, 8, 7, 3.

Учитель. Молодцы, правильно расположили порядок событий. О ком мы говорили на прошлом уроке?

Что мы узнали о нашем главном герое и какие черты характера нам особенно понравились? (Добросовестный, честный, ответственный, справедливый, настойчивый.)

III. Мотивационное введение

Учитель. Для того, чтобы определить тему сегодняшнего урока, я вам предлагаю посмотреть небольшой видеоролик. (Просмотр  видеоролика.) На экране стихотворение

Не за горами и лесами

Живут волшебники сейчас:

Они приходят в школу с нами,

Ну, может, чуть пораньше нас.

Мы с ними заново открыли

И звездный мир, и даль земли.

Они мечтой нас окрылили,

Сердца надеждою зажгли.

Метет ли снег, шуршит ли осень,

Срывая желтую листву,

Они всегда с собой приносят

И щедро дарят нам весну.

Учитель. Ребята, о ком мы сегодня будем говорить?

Учащиеся. Об учителе, точнее об учительнице Лидии Михайловне.

Учитель. Правильно. Сегодня наш разговор будет о Лидии Михайловне. Кому автор посвятил свой рассказ?

Учащиеся. Анастасии Прокопьевне Копыловой.

Учитель. Как говорил Валентин Распутин, глядя в лицо этой удивительной женщины, не старевшей, доброй и мудрой, вспоминал я и свою учительницу. А как звали эту учительницу?

Учащиеся. Лидия Михайловна Молокова.

Учитель. Итак, что нам необходимо выполнить на уроке, чтобы раскрыть тему?

Учащиеся. Охарактеризовать образ учительницы.

  1. IV. Изучение нового материала

Учитель. Давайте вспомним, каким необычным способом Лидия Михайловна помогает герою рассказа? (Просмотр эпизода «Игра в пристенок» из фильма Евгения Ташкова «Уроки французского».)

– Какими словами директор школы Василий Андреевич характеризует поступок Лидии Михайловны? («Преступление», «растление», «совращение».)

– Давайте, узнаем значение этих слов. (На экране значение этих слов.)

Преступле́ние – правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности.

Растление – вовлечение малолетнего (малолетней) в совершение действий сексуального характера.

Совращение – навязывание человеку обманным путем ложных и зачастую неприемлемых для него ценностей.

Учитель. Итак, нам предстоит выяснить: поступок Лидии Михайловны – это подвиг доброты или преступление? Ответ на этот вопрос мы с вами будем искать по произведению.

– Вернемся к эпизоду после драки. Скажите, почему после драки герою было стыдно идти в школу? (Боится показаться ненадежным человеком.)

– Как его встретила Лидия Михайловна? (Сначала пошутила, потом поняла, почему ее ученик избитый.)

– Какие чувства вызывают у вас описание портрета учительницы?

-Какой казалась мальчику Лидия Михайловна? (сказочным существом)

– А как выглядел герой? Давайте найдем это место и прочитаем. (Стр. 134)

– Какой художественно-выразительный прием использовал автор, описывая внешний вид мальчика и учителя? (Противопоставление, антитеза.)

– Что пообещал герой учительнице? (Что может обойтись без игры на деньги.)

– Почему герой нарушает слово не играть на деньги? (Очень хотелось кушать.)

– Что решила сделать Лидия Михайловна, в очередной раз увидев разбитую губу мальчика? (Пригласила к себе, чтобы позаниматься французским языком.)

– Как чувствовал себя мальчик в доме учителя? Почему ему было неуютно и неловко?

– Когда мальчик отказывался есть в доме учительницы, что придумала Лидия Михайловна? (Прислала посылку.)

– Расскажите историю с макаронами… Как герой догадался, что посылку прислала не мать? Что он сделал с посылкой? Почему он не признался, что голодает? (Здесь мы видим чувство собственного достоинства мальчика, которая не позволила ему принять эту посылку.)

– Почему Лидия Михайловна старалась помочь герою? (Видела его способности.)

– Зачем Лидия Михайловна начинает играть с мальчиком на деньги? Как постепенно меняется характер их отношений? Кого находит мальчик в лице Лидии Михайловны? (Она пыталась накормить мальчика. Когда история с посылкой не удалась, она стала играть с ним в замеряшки.)

– Ребята, сейчас мы поработаем с вами в группах. У каждой группы есть свое задание:

1-я группа. Напишите качества свойственные Лидии Михайловне. Можно в форме кластера.

2-я группа. Какими качествами должен обладать настоящий учитель. Можно в форме кластера. (Каждая группа выступает своим постером.)

Учитель. Ребята, а какой вывод мы можем сделать по вашим постерам? (Лидия Михайловна – настоящая учительница.) Какими качествами должен обладать учитель?

– В чем прав и в чем не прав директор? Как бы вы поступили на месте директора?

– Давайте, прочитаем послесловие. Что нового оно открывает? (Душевная щедрость, доброта, истинная любовь к детям. Не жалея о случившемся, Лидия Михайловна старается ободрить, помочь. И у учительницы видим чувство собственного достоинства. Это и сблизило наших героев.)

– А если бы во второй посылке, кроме макарон и трёх яблок, лежало письмо, что в нем было бы написано? Давайте попробуем написать письмо от имении Лидии Михайловны. (Учащиеся пишут письмо от Лидии Михайловны.)

– Какую роль сыграла в жизни мальчика Лидия Михайловна? Только ли французскому языку учила Лидия Михайловна мальчика? (Учительница открыла «новый мир» мальчику, где люди могут доверять друг-другу, поддерживать и помогать, разделять горе.)

– Можно ли назвать поступок Лидии Михайловны преступлением? (Мнения учащихся.)

– Что является главным для Лидии Михайловны? (Душевная щедрость, доброта, истинная любовь к детям, не жалеть о случившимся (потеря работы), ободрить, помочь детям.)

  1. V. Рефлексия

– Сегодняшний урок был посвящен …

– На уроке мы …

– Автор учит нас тому, что …

– Сегодня на уроке я понял, что …

– После сегодняшнего урока я обязательно сделаю …

– Хочется закончить сегодняшний урок стихотворением Маргариты Бойко «Учительское сердце».

Как свечка, горит у учителя сердце,

А рядом, как птица, трепещет душа,

И каждый здесь может учиться и греться,

И каждому хватит любви и тепла.

Гори, огонек! Несмотря на ненастье,

Кому-то укажешь ты праведный путь,

Кому-то подаришь ты искорку счастья,

И пламя твое невозможно задуть!

  1. VI. Домашнее задание
  2. Написать небольшой рассказ о замечательном человеке (об учителе), с которым вы знакомы.
  3. Написать письмо Лидии Михайловне.
  4. Сделать иллюстрацию к рассказу.