Увлекательный зоопарк

(Интегрированная образовательная деятельность в старшей логопедической группе)

Гузалия КАДИРОВА,

воспитатель детского сада №109 г. Казани

Ляйсан ГАЗИЗОВА,

учитель-логопед детского сада №109 г. Казани

Цель: уточнение представлений о животных жарких стран, уточнение, обогащение и активизация словаря по теме, совершенствование грамматического строя речи; развитие творческих способностей и любознательности детей.

Задачи:

образовательные: расширение, уточнение и актуализация словаря по теме «Животные жарких стран», формировать умение согласовывать числительные два, две и пять с существительными, упражнять детей в образовании множественного числа существительных, развивать умение подбирать слова-антонимы, закрепление у детей употребление существительных в В.п., существительных в Р.п. мн.ч. со словом «много», развивать умение отвечать на вопросы полным ответом; продолжать знакомить с техникой многослойной аппликации, закреплять понятия о свойствах геометрических фигур;

коррекционно-развивающие: активизация мышц артикуляционного аппарата, выработка тонких дифференцированных движений органов артикуляции нетрадиционными методами, развитие тонкой и общей моторики, координации речи с движением, развитие речевого слуха и внимания, развитие дыхания (диафрагмального), развитие продолжительного плавного выдоха, развитие чувства ритма, совершенствование навыков слогового анализа,  развитие зрительно-моторной координации, внимания, памяти, мышления, воображения;

воспитательные:

– воспитание эмоциональности, формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, формирование интереса к живой природе;

– воспитание коммуникативных навыков: доброжелательности, отзывчивости, взаимопомощи.

Оборудование: предметные картинки (животные жарких стран, их детеныши), подносы и трубочки для упражнения на дыхание, цифры «2» и «5», мяч, дидактическая игра «Веселый поезд»; картинки с изображением льва; геометрические фигуры из двусторонней цветной бумаги (круг, треугольник, прямоугольник), клей; карандаш.

Предварительная работа: работа по лексической теме «Животные жарких стран», разучивание слов и действий пальчиковой гимнастики, динамической паузы (движение с речью), рассматривание иллюстрации о диких животных жарких стран, дидактические игры о диких животных в зоопарке, чтение детской литературы по теме, экскурсия в зоопарк с родителями.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Цель: введение в тему занятия; создание положительного настроения у детей.

Логопед. Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, они улыбаются вам. И вы улыбнитесь гостям. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь и мне!

– Молодцы, присядем в кружок на ковер. Сегодня у нас необычное занятие, а чтобы узнать, почему оно необычное, вам нужно отгадать мою загадку. Слушайте:

Очень просим – заходите

В наш просторный светлый дом.

Очень просим – поглядите,

Как в нем весело живем.

Есть у нас слоны, пантеры,

Крокодилы и ежи.

Есть просторные вольеры,

В них медведи и моржи,

А недавно у зверей

Здесь обедал воробей.

– Что это за дом? Правильно – это зоопарк! Кто там живет? (Животные.)

– А как вы думаете, для чего создан зоопарк? (Чтобы люди могли увидеть животных из разных стран: из жарких и северных стран.) Кого из животных можно встретить в зоопарке? Давайте составим предложения по образцу. (На магнитной доске прикреплены картинки животных.)

«В зоопарке можно встретить много… (слонов, жирафов, обезьян, крокодилов, бегемотов, зебр).

Воспитатель. Нас приглашает веселый Язычок в путешествие по зоопарку.

  1. II. Артикуляционная гимнастика

Сказка «Про то, как язычок в зоопарк ходил».

Цель: развитие подвижности артикуляционной моторики игровыми  нетрадиционными приемами.

«Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с Язычком отправимся в зоопарк и мы будем изображать всех животных, которых Язычок встретит.

Вот пришёл Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был бегемот. Превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.

БЕГЕМОТИКИ

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,

До пяти считаю я.

А потом закроем рот —

Отдыхает бегемот.

ЛЯГУШКИ

Посмотрел Язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это были.

Правильно, лягушки. Изобразим, как лягушки улыбались

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам

Вы сейчас тяните губки-

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем, перестанем

И нисколько не устанем.

СЛОН

Идёт Язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же слон! Покажем, какой у слона хобот.

Буду подражать слону!

Губы «хоботом» тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

ЗМЕЯ

Полюбовался Язычок слоном и пошел к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это змея. Она высовывала длинный и узкий язык. Изобразим змею

Подражаем мы змее,

С ней мы будем наравне:

Высунем язык и спрячем

Только так, а не иначе.

Самой веселой в зоопарке была ОБЕЗЬЯНКА. Она любила всех смешить, поэтому все время строила рожицы: высовывала язык, надувала щеки, делала вид, что полощет рот, пыталась дотянуться языком до носа, до подбородка (имитация движений). Самым страшным казался ТИГР. Когда он сердился, то выгибал спинку. (Упражнение «Горка».)

ЛОШАДКА

Понаблюдал Язычок за тигром и пошёл дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?»А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Покажем, как Язычок катался на лошадке.

Я – весёлая лошадка,

Тёмная, как шоколадка.

Язычком пощёлкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

Пройдясь по зоопарку, наш язычок устал, проголодался и решил зайти в кафе. Выпил большую чашечку чая (упражнение чашечка), съел блинчики с вкусным-превкусным вареньем (упражнения блинчик, вкусное варенье).

Потом язычок еще много раз вспоминал этот день, удивительных животных, которых ему довелось увидеть».

Логопед. Сказка Язычка закончилась, но мы продолжим наше путешествие по «Зоопарку».

– Ребята, вы хорошо изобразили жителей сказочного «Зоопарка» своими язычками, а теперь покажите, как умеют правильно дышать бегемотики.

III. Упражнение на дыхание «Бегемотики»

Цель: формирование нижне-диафрагмального дыхания.

(Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит.)

Как бегемотики умеют дышать… (животиками).

Надуваем мы животики,

Как у бегемотиков,

Мы животики сдуваем –

Воздух тихо выпускаем.

Слушайте мою команду:

Вдохнули носиком, надули животики,

Потом животики сдуваем и воздух тихо выпускаем ртом.

Делаем упражнение  – 3 раза.

Упражнение на дыхание «Прятки»

Цель: развитие продолжительного плавного выдоха.

Логопед. Ребята, что-то никого не видать больше. Животные спрятались. Чтобы животные показались, вам надо подуть в трубочку. (Ребенок сдувает песок, открывает изображение.) Кого ты видешь?

  1. IV. Игра «Два-пять» – согласование существительных с числительными.

Логопед. Посмотрите на картинки. Представьте, что на них изображено не одно животное, а два и пять. (Показ цифр.) Составьте предложение как я.

– У меня два крокодила и пять крокодилов. (Дети составляют предложения по образцу логопеда. В качестве помощи логопед по очереди показывает цифры 2 и 5.)

  1. V. Игра с мячом «Закончи предложение»

Логопед. Следующая игра вам знакома. Давайте немного поиграем с животными жарких стран. Будем подбирать слова – «наоборот». Я начинаю предложение, а вы ловите мяч и заканчиваете его.

У слона большие уши, а у зебры… (маленькие).

Слон добрый, а крокодил… (злой).

Жираф высокий, а крокодил… (низкий).

У жирафа длинная шея, а у бегемота… (короткая).

Жираф срывает листья высоко, а носорог… (низко).

Обезьяна маленькая, а слон… (большой).

У обезьянки тонкий хвост, а у тигра… (толстый).

У бегемота широкая спина, а у зебры… (узкая).

Жираф травоядное животное, а лев… (хищное).

Бегемот грязный, а бегемотик… (чистый).

Лев сильный, а суслик… (слабый).

Гепард бегает быстро, а черепаха… (медленно).

Слон тяжелый, а черепаха… (легкая).

Кенгуру ловкий, а слон… (неуклюжий).

  1. VI. Физкультминутка «У жирафа пятнышки везде» (Выполнение движений по тексту стихотворения.)

Логопед. Мы играли и устали. Предлагаю немного отдохнуть. Встаньте в круг и выполняете движения вместе со мной.

У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде –

На лбу, на ушах, на шее, на животах и на ногах. (Дети хлопают себя по телу, изображая пятна.)

У слона есть складки, складки, складки, складочки везде –

На лбу, на ушах, на шее, на животах и на ногах. (Дети щипают себя, изображая складки.)

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде –

На лбу, на ушах, на шее, на животах и на ногах. (Дети ребром ладони показывают полоски.)

VII. Игра «Детеныши потерялись»

Логопед. Давайте поможем найти детенышей. Перечислите всю семью: папу, маму и детеныша (детенышей). (Показ картинок животных.)

Дети. Лев, львица, львенок (львята).

Слон, слониха, слоненок (слонята).

Кенгуру, кенгуру, кенгуренок (кенгурята).

Верблюд, верблюдица, верблюжонок (верблюжата).

Тигр, тигрица, тигренок (тигрята).

VIII. Игра «Веселый поезд» – развитие чувства ритма, совершенствование навыков слогового анализа.

Логопед. Животные приглашают нас в творческую мастерскую, помоги пассажирам отправиться туда  на веселом поезде. Разделите названия животных на слоги с помощью хлопков. Прохлопай в ладоши количество слогов в каждом слове, и ты узнаешь, кто в каком вагоне поедет (количество слогов в слове совпадает с количеством окошек вагончика).

  1. IX. Пальчиковая гимнастика «Животные жарких стран»

Цель: развитие тонкой моторики, уточнение и расширение словаря по теме «Животные жарких стран».

За мамой слонихой шагает слонёнок,

За крокодилихой – крокодилёнок,

За львицей шагает маленький львёнок,

За верблюдицей бежит верблюжонок,

За зеброй спешит полосатый зебрёнок.

За кем же торопится каждый ребёнок? (Поочерёдно загибать пальчики.)

Воспитатель. Ребята, я приглашаю вас в нашу мастерскую, где сегодня мы с вами изготовим интересную поделку, используя только  геометрические фигуры. Отгадав загадку, вы узнаете, кого мы сегодня будем делать.

Очень грозный и отважный,

Гривой он мохнатой машет:

И рычит, как на распев,

Это – храбрый, сильный …

Дети. Лев.

Воспитатель. Правильно, а у нас с вами будет детеныш, льва – львенок.

Приступим к работе:

  1. Возьмём треугольник и намажем его клеем, приклеим – это будет туловище львёнка.
  2. Берем прямоугольники (полоски) и склеиваем их концы так, чтобы получилась петелька.
  3. Теперь возьмем круг. Нанесём клей по внутреннему краю круга (головы ) и приклеиваем получившиеся петельки по кругу.
  4. Поучаем вот такое солнышко (грива).
  5. Берем наш круг (голову) и рисуем на ней личико, после этого приклеиваем.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, какие замечательные у нас получились «Львята». Вы молодцы, у вас все получилось!

  1. X. Итог занятия

Логопед. Ребята, нам пора возвращаться в группу. Но я хотела бы спросить у вас, что понравилось вам в нашем путешествии?

– О каких животных мы сегодня вспоминали?

– Ответьте полным предложением, кто вам понравился и почему?  (Дети отвечают по образцу логопеда.)

– Мне понравился слон, потому что он большой.

– Мне понравился тигр, потому что он полосатый.

– Мне понравилась зебра, потому что она похожа на лошадку.

– Мне понравился жираф, потому что он высокий.

– Где они обитают?

– Правильно, мы сегодня говорили о животных, привезенных в зоопарк из жарких стран, чтобы все мы могли их увидеть.

– Вы молодцы, ребята, показали хорошие знания и умения о животных. И мне очень понравилось наше путешествие. У меня поэтому хорошее настроение. Вот такое! (Улыбка.) А у вас какое? Покажите его мне и гостям.