Урок Победы. Винительный падеж имен существительных
(Урок русского языка в 3 классе. УМК «Перспективная начальная школа»)
Зульфия МУЛЛАГАЛИЕВА,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории Большеменгерской основной школы Атнинского района
Тип: урока: открытие новых знаний.
Цель: научить детей определять падеж имен существительных.
Задачи:
образовательные:
– ознакомить учащихся с признаками винительного падежа имен существительных;
– формировать умение правильно употреблять существительные в винительном падеже;
развивающие:
– развивать интеллектуальные способности детей, умение доказывать свою точку зрения;
– развивать психические процессы: память, внимание, мышление, творческую активность;
воспитательные
– воспитывать культуру общения через организацию урока, гуманное толерантное отношение друг к другу;
– формировать добросовестное отношение к труду, культуру поведения при разных формах работы.
Формировать УУД:
личностные: выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
коммуникативные: умение оформлять свою мысль в устной форме, слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;
регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, волевая саморегуляция;
познавательные: приобретение школьником социальных знаний.
Оборудование: учебник (Чуракова Н.А. Русский язык. Ч. 1), электронное методическое пособие, тетрадь для самостоятельных работ, индивидуальные карточки с заданием для работы в группах, «ключ» для расшифровки задания, презентация к уроку.
Ход урока
- I. Организационный момент
Цель: создание доброжелательной психологической атмосферы в классе.
- Приветствие (сигнал тишины). (Учитель хлопает в ладоши в определенной манере или в ритме, ученики прекращают все, что они делали до этого момента, поворачиваются лицом к учителю и повторяют ритм хлопка все вместе.)
- Самоопределение и мотивация к деятельности.
Учитель. Начинаем наш урок. А чтобы в хорошем настроении начать наш урок, давайте поприветствуем друг друга: партнеры по плечу дайте пять друг другу, партнеры по лицу — ударьте кулачками и улыбнитесь друг другу, а теперь все вместе поприветствуйте друг друга, соприкасаясь правой рукой.
- Психологический настрой на урок.
Учитель. Я желаю вам успехов и удачи, и везения, и прекрасного настроения.
- II. Мотивация учебной деятельности учащихся
Цель: установить эмоциональный настрой урока.
- Отгадайте загадку.
Небо светом озарится.
Загрохочет там и тут.
И над нами заискрится
Яркий, праздничный … (салют).
- Минутка чистописания.
Учитель. Запишем отгадку. Запишите с новой строки, с большой буквы, с самого края: салют. А знаете ли вы, что такое салют? (Это приветствие выстрелами, ракетами в честь важного события (могут сказать, что фейерверк, огненная забава, потешные огни; здравствуй(те), привет.)
– Приходилось ли вам видеть когда-нибудь салют? Когда? Где? (На празднике.)
– Запишите во 2-й столбик – праздник.
– А как вы думаете, что еще может обозначать слово салют? (Привет.)
– Когда мы употребляем это слово? (При встрече.)
– Запишите рядом в 3-й столбик: привет. Салют – праздник – привет
– Что общего между этими словами?
– К какой части речи относятся эти слова? Над какой же темой мы продолжим сегодня работать?
– Сегодня мы продолжим знакомство с именем существительным. Вы уже многое знаете об этой части речи, знакомы и с падежами.
III. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)
Цель: проверить знаний учащихся; выявить причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях.
- – Сейчам мы с вами поиграем в игру «Встать-сесть». Повторим ранее изученный материал. Если вы согласны с утверждением нужно встать, если нет – сесть.
– Имя существительное – служебная часть речи.
– Имя существительное – самостоятельная часть речи.
– Имя существительное обозначает действие предмета.
– Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?
– Имя существительное обозначает предмет.
– Имя существительное отвечает на вопросы какой? чей?
– Имя существительное изменяется по родам.
– Имя существительное изменяется по числам.
– Имя существительное имеет род.
– Имя существительное изменяется по команде вопросов (т.е. по падежам).
– В предложении имя существительное является главным или второстепенным членами.
Учитель. Оцените свою работу на данном этапе.
- Групповая работа.
Учитель. На столах карточки со словами. Из этих слов нужно собрать пословицу и объяснить её смысл. На это вам дается 30 с.
И, где, там, труд, радость.
Учитель. Время вышло. Закончили обсуждение. Отвечает стол №1, затем – стол №2.
Учитель. Сегодня наш урок пройдёт под девизом «Где труд, там и радость». Оцените работу вашей команды.
- Работа в паре с партнером по плечу.
Учитель. Обсудите и объясните какие орфограммы встретились в этой пословице. Время 30 с. Ответы на вопросы.
– Назовите имена существительные. В какой форме они стоят? (В форме Им.п., ед.ч.)
- – А ещё какие падежи есть? И сколько их в русском языке?
Сейчас мы проверим ваши знания по падежам. На столах листочки. Вы должны подумать и записать вопрос, касающийся падежей. И ответ. «Опроси-опроси- обменяйся карточками» – обучающая структура, в которой учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме.
Оцените работу своих одноклассников. Чей вопрос вам понравился? Чей вопрос заставил вас задуматься?
- IV. Формирование темы урока. Постановка цели и задач урока
Цель: определить тему и цели урока на основе создания проблемного вопроса.
- –На предыдущих уроках мы рассмотрели Им.п., Р.п., Д.п..
А теперь давайте обратимся к упр. 66. Прочитайте и запишите предложение.
Солдат увидел солдат.
– О ком говорится в предложении? (О солдате.)
– А что говорится о солдате? (Что он увидел солдат.)
– Правильно. Остаётся только определить, какое слово солдат является подлежащим то, которое стоит на первом месте в предложении, или то, которое стоит на последнем месте. Как вы думаете? (Дети, как правило, думают, что речь идет о том слове, которое стоит на первом месте.)
– Давайте докажем это. Дополним предложение.
Солдат увидел солдат, танки и орудия.
– Из этого контекста понятно, что именно то слово солдат, которое стоит на первом месте, является подлежащим.
- – Давайте определим, в каком падеже стоят интересующие нас слова. (Первое слово солдат является подлежащим, из чего можно сделать вывод, что оно стоит в форме И.п.. Второе слово солдат — второстепенный член предложения. Из этого сразу становится ясно, что оно стоит не в И.п. Но тогда в каком же?)
Миша с Машей поспорили.
– Один из них рассуждал так: кого? чего? – солдат. Значит это сущ. в форме Р.п.
Другой доказывал так: кого? что?- солдат. Значит это сущ. в форме В.п.
– Мы должны помочь Мише и Маше. С Р.п. мы с вами знакомы, а вот В.п. пока не рассматривали.
– Как называется ступенька, на которую мы поднимемся? (Винительный падеж)
– Какова же тема нашего урока? (Винительный падеж)
– Обратимся к плакату Летучей мыши. (Работа с правилом стр. 80.)
– А цель урока? (Научиться отличать В.п. от Р.п. и от И.п.)
V.Формирование новых знаний. Открытие нового знания
Цель: поиск решения учебной задачи.
- – Давайте вернёмся к спору Маши и Миши. Кто же прав из них?
Возникновение затруднения: увидел (кого? чего?) солдат или увидел (кого? что?) солдат. (Обращаем внимание на главное слово в словосочетании: увидел солдат. Именно это слово увидел (ВИЖУ) указывает на В.п. зависимого слова солдат.)
Несмотря на то что формы И.п. и В.п. слова солдат похожи, – это разные формы одного слова. Первое слово солдат является подлежащим, из чего мы делаем вывод, что оно стоит в И.п.. Второе слово солдат является второстепенным членом предложения, следовательно, стоит в форме В.п..
Физкульминутка
Цель: обеспечить активный отдых учащихся, переключить внимание с одного вида деятельности на другой, повысить внимание и активность детей на последующем этапе урока.
Игра «Лидер»
- VI. Первичное закрепление новых знаний
Цель: проследить процесс применения теоретических положений в условиях выполнения упражнений.
- Самостоятельная работа.
22 июня в 4 часа утра 1941 года война пришла на территорию Советского Союза, принесла в каждый дом горе и слезы. Матери оплакивали сыновей, дети – отцов, жены – мужей. Все сильные, здоровые, молодые мужчины ушли на фронт защищать Отечество.
На хрупкие женские плечи легла тяжелая работа. Солдат нужно было накормить, одеть, подготовить для борьбы с врагами оружие и боеприпасы.
Для определения падежа второстепенных членов предложения необходимо воспользоваться помощью слов ВИЖУ и НЕТ.
«Одновременный раунд» – 4 участника в команде одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках или в тетради и по окончанию времени передают друг другу по кругу.
Оцените работу вашего товарища.
- Работа в тетрадях для самостоятельной работы. Задание 51.
– Какую цель ставит перед нами задание? (Познакомится с новым словарным словом, запомнить его написание, научиться образовывать форму В.п. и Д.п.) Выполнение задания.
- Самостоятельная работа. Задание 52.
Цель: научить распознавать В.п., закрепить умение распознавать Р.п., а также остальные падежи.
Почти 75 лет прошло с тех пор. Рядом с нами живут участники сражений – земляки, фронтовики, ветераны. Когда мы видим на их груди боевые награды, мы вспоминаем. Что именно им и тем миллионам солдат, которые не вернулись с поля битвы, мы обязаны своей жизнью, обязаны жизнью нашей страны, великой России. “Имя твое неизвестно. Подвиг твой бессмертен. Павшим за Родину 1941 — 1945” — написано на памятной плите.
Оцените свою работу.
- Выполнение упр. 67. Работа в паре с партнером по лицу. Первая пара выполняют 1 предложение. Вторая пара – 2 предложение.
– Прочитаем задание. Партнеры под № 1и 4 задайте своим партнерам по лицу вопрос, который помог бы понять, что понимает ваш партнер под понятием основа предложения.
– Выделить основы предложений, выписать словосочетания с выделенными словами, ставя вопрос и определяя падеж.
– Оцените работу своей пары.
Физкульминутка
Весёлое упражнение для поднятия настроения и духа. Вздохнуть, стряхнуть, улыбнуться.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение
Цель: оценить успешность достижения цели и определить перспективы на будущее.
- Работа с диагностической картой.
Да | Нет | ||
1. | Бой любит отвагу. | + | |
2. | За правое дело стой смело. | + | |
3. | Мало победу желать, надо победу взять. | + | |
4. | Мира не ждут, мир завоёвывают. | + | |
5. | На языке у врага мир, а на сердце война. | + | |
6. | Без мастерства воевать – победы не видать. | + |
– Напротив каждой пословицы нужно поставить плюс в колонке «да» или «нет» в зависимости от того, стоит ли сущ. в словосочетании в В.п..
VIII. Рефлексия деятельности
Цель: подвести итоги работы.
Проверка по ключу.
Домашнее задание (стр. 82, упр. 68).
Итог:
– Какую тему рассматривали на уроке?
– Какую цель мы ставили?
– Удалось ли достичь цели?
– Чему научились?
– Поднимите руку, кто сможет сам рассказать и помочь разобраться своим товарищам в новой теме?