Управление качеством образования в условиях введения ФГОС ООО

Гузель ВАЛИЕВА,

заместитель директора по УР, учитель русского языка и литературы многопрофильной полилингвальной гимназии №180 г. Казани

В последние годы проблема  качества образования приобрела чрезвычайную актуальность. В современном понимании качество образования – это не только соответствие знаний обучающихся ФГОС, но и успешное функционирование самого учебного заведения, а также деятельность каждого педагога и администратора в направлении обеспечения качества образовательных услуг. Говоря о качестве образования, имеется  в виду оценка того, каких результатов добиваются учителя при обучении учащихся. Однако в последнее время все чаще при этом имеют в виду и качество самого образовательного процесса и условий, в которых он реализуется.

Для современного образовательного учреждения понятие «качество образования» связано, прежде всего, с его конкурентоспособностью на рынке образовательных услуг. При этом оно рассматривается как комплекс потребительских свойств образовательной услуги, обеспечивающей удовлетворение внутренних потребностей по развитию личности обучающего.

В связи с этим, становится все более осознанной и актуальной необходимость управления качеством образования на уровне школы. Управление качеством образования в школе — процесс проектирования, то есть постановки целей образования и определения путей их достижения; это организация образовательного процесса и мотивация его участников на качественный труд; контроль как процесс выявления отклонений от целей и мониторинг – система отслеживания изменений в развитии; регулирование и анализ результатов.

На повышение качества образовательного процесса направлены усилия педагогического коллектива ОУ. Однако существует противоречие: подобные усилия во многих случаях не приводят к ожидаемым результатам, и качество образования остается невысоким.

Понятие «качество образования»  многоаспектно.  В общем смысле «качество» трактуется как соответствие определенной цели; совокупность характеристик продукта или услуги; соответствие предмета как результата труда некоторым заданным стандартам и т.д. Таким образом, качество образования представляется как «соотношение цели и результата, как меры достижения целей»[1] в образовательном процессе.

В словаре понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании[2] «качество образования выпускников» трактуется как «определенный  уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания».

Качество – неоднозначный термин для понимания разными аудиториями в системе образования. Родители учеников соотносят его с развитием индивидуальности, с дальнейшей образовательной успешностью своих детей. Качество для учителей означает наличие качественного учебного плана, обеспеченность учебными материалами и пособиями, нормальные рабочие условия; учащиеся часто связывают качество с внутришкольным климатом, с «комфортностью» в школе. Будущие работодатели (бизнес, промышленность) соотносят качество образования с активной жизненной позицией, знаниями, умениями и навыками выпускников, позволяющими принимать оптимальные решения и т. д. Поэтому неудивительно, что под качеством образования одни авторы понимают «степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением услуг, а другие – степень достижения поставленных в образовании целей и задач».[3]

Мы рассмотрим две стороны: процессуальную и результативную. Очевидна взаимосвязь этих сторон:  без качественного процесса невозможен качественный результат.

В свою очередь качество образовательного процесса на наш взгляд также является интегративным понятием и в нем можно выделить несколько составляющих:

  • качество процесса обучения (деятельности педагогического коллектива в целом и каждого его субъекта в частности);
  • качество условий (научно-методических, управленческих, организационных, психологических, материально-технических и др.);
  • качество  педагогов (квалификация).

Итак, качество образования – интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных  результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Особенности введения ФГОС ООО обусловлены спецификой самого стандарта и связаны с особенностями трех компонентов стандарта:

– требования  к результатам освоения основных образовательных программ;

– требования  к структуре основной образовательной программы основного общего образования;

– требования к условиям реализации основной образовательной программы.

Требования к результатам

Требования представлены описанием предметных, метапредметных и личностных результатов и конкретизируются в примерных основных образовательных программах в виде планируемых результатов по учебным предметам, результатов освоения междисциплинарных программ (программы развития универсальных учебных действий, программы «Работа с текстом» и др.). Если под метапредметными результатами в начальной школе подразумевались освоенные универсальные учебные действия, ключевые компетенции и межпредметные понятия, то в среднем звене добавляется способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельно планировать, осуществлять учебную деятельность, строить индивидуальную образовательную траекторию.

При итоговом оценивании учитывается сформированность умений выполнения индивидуальных проектов. Итоговая оценка формируется из двух составляющих: результатов промежуточной аттестации и государственной (итоговой) аттестации выпускников.

Причём результаты промежуточной аттестации (в том числе накопленная оценка – портфель достижений, или портфолио) свидетельствуют о динамике индивидуальных достижений учащегося, а вторая составляющая фиксирует не только знания, умения, навыки, но и уровень освоения основной образовательной программы, в том числе основных способов действий, способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач.

Функции (задачи) контроля: корректирующая, мотивирующая, накопление информации для принятия решений, выявление и обобщение ценного опыта.

Виды и задачи контроля:

  1. Предварительный: выявить степень подготовленности к введению ФГОС ООО.
  2. Текущий: выявить отклонения от запланированных результатов; коррекция процесса; поддержание необходимой для завершения работ мотивации исполнителей.
  3. Итоговый: результаты работы; итоговая оценка работы исполнителей; обобщение опыта управления.

ФГОС ООО, утвержденный приказом министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 предъявляет следующие требования к структуре основной образовательной программы ООО:

– ООП ООО определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся;

– ООП ООО реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность;

– внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно — НПК, олимпиады, военно-патриотические объединения и т. д.

ООП ООО содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации ООП ООО, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в т.ч.:

  • программу развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно — коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  • программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных;
  • программу воспитания и социализации обучающихся на ступени ООО, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; программу коррекционной работы.

Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса. Организационный раздел включает:

  • учебный план основного общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы;
  • систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Разработанная образовательным учреждением ООП ООО должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения ООП ООО в соответствии с требованиями, установленными Стандартом.

Требования к условиям реализации ООП представлены пятью компонентами: информационно-методическим, материально-техническим, финансово-экономическим, кадровым и психолого — педагогическим обеспечением. Добавлено только психолого-педагогическое обеспечение, остальные составляющие аналогичны стандарту начального образования.

Кадровые условия приведены в соответствие с новым порядком аттестации педагогических работников. Непрерывность профессионального развития педагогических работников  обеспечивается освоением ими дополнительных профессиональных образовательных программ в объёме не менее 108 часов и не реже одного раза в пять лет.

Требования к финансово-экономическим условиям приведены в соответствие с Федеральным законом № 83ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».  В стандарте дано определение «подушевого» норматива финансового обеспечения.

Особенности требований к материально-техническим и информационным условиям связаны с усилением требований к школьной инфраструктуре, оборудованию, информационно-образовательной среде. Если их разделить на два блока, то в первом конкретно указано, что должно иметь образовательное учреждение: информационно-библиотечные центры с медиатекой, учебные кабинеты с АРМ учителя и ученика и помещения для внеурочной деятельности, техническое оснащение и полные комплекты оборудования для всех предметных областей и внеурочной деятельности, цифровые образовательные ресурсы, ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы. Во втором блоке прописано, что должны обеспечивать созданные в ОУ условия: возможность реализации ООП, достижения требований к результатам, осуществления управления, выполнения новых СанПиН. При этом учитываются ориентиры, характерные для основной ступени, – формирование ИКТ-компетенций, подготовка к профильному обучению, профориентация.

Управление качеством образовательного учреждения рассматривается как главное условие его конкурентоспособности. Сегодня можно говорить о существовании двух взаимодополняющих подходов к качеству образования: практическом, который заключается в определении качества как степени соответствия целям, и второго подхода, органически продолжающего первый и касающегося внутренних процессов, протекающих в рамках образовательного процесса.

В теории и практике управления качеством образования также можно выделить несколько основных подходов. В рамках каждого подхода может быть большое количество реальных воплощений организационных форм.

Подходы к образованию

  1. Классический: передача подрастающему поколению основных ценностей.
  2. Прагматический: формирование основных базовых знаний и умений.
  3. Развивающий:  обеспечение развития образовательных результатов.
  4. Либеральный:  последовательный комплексный учет потребностей и запросов ребенка.
  5. Социально-ориентированный: подготовка подрастающего поколения к жизни в обществе и решению проблем.

Составляющие образовательной деятельности, которые обязаны реализовываться при любом подходе и в любой системе образования, должны удовлетворять следующим требованиям:

  1. Иметь образовательный фундамент, на котором обучающиеся выстраивают собственные знания и умения, формируются компетенции, осознаются и систематизируются внутренние и внешние ориентиры освоения окружающего мира.
  2. Доводить знания и умения до практического применения.
  3. Помочь учащимся определить значимые для них знания, умения и компетенции, которые дадут им возможность максимально развивать себя.

Рассмотрим некоторые особенности управления качеством образования.

  1. Деятельностное  и практическое проявление качества образования требует построения учебной работы таким образом, чтобы обеспечить активное участие учащихся в организации и получении своего образования.
  2. Развитие способности к самообразованию. Формирование умений и компетенций, которые помогают самоорганизации и самообразованию, получению социально и личностно значимых знаний, для освоения ценностей, норм поведения, формирования отношений.
  3. Высокоорганизованное мышление, умение действовать в нестандартных ситуациях. Развитие способности аналитико-критического отношения к окружающей действительности.
  4. Предметная ориентация – не цель обучения, а средство освоения методологии образования. Заранее предписанные цели образования включаются в разнообразную образовательную среду, что дает  возможность учащимся формировать внутреннюю мотивацию. Увеличивается роль «ситуативной педагогики», метода проектов, кейс-технологии, самообразовательной деятельности и т.д.

5.Зависимость качества образования от педагогической деятельности учителя, методов и технологий организации образовательного процесса.

Модель системы управления качеством

– Формирование социального заказа.

– Определение миссии школы.

– Диагностика личности обучающихся.

– Прогнозирование результатов образования обучающихся.

– Соотношение желаемых результатов с имеющимися результатами и режимом жизнедеятельности школы.

– Сравнение полученных результатов образования с поставленными целями

Внедрение системы качества в образовательной организации заключается в ее переходе на работу в соответствии с подготовленными, утвержденными и введенными в действие документами системы качества. На рабочих местах необходимо определить обязанности, полномочия и ответственность каждого сотрудника в рамках системы качества, разработать и ввести в действие должностные и рабочие инструкции, проверить выполнение персоналом документированных процедур. Создавая систему управления качеством в образовательной организации, необходимо, в первую очередь, определиться с конечной продукцией, которую она выпускает.

Таким образом, качественная продукция образовательной организации не образовательная услуга, а выпускник. Исходным пунктом формирования системы управления качеством должно стать построение «модели» выпускника образовательного учреждения как совокупности определенных его личностных профессиональных качеств, на развитие которых должен быть направлен образовательный процесс: его содержание, методы обучения, формы организации, способы контроля и оценки знаний школьников. Между тем, необходимо отметить, что основой деятельности образовательной организации является учебный процесс.

Человек рассматривается сегодня как субъект рынка труда и трудовых отношений, гражданин, субъект семейных отношений, носитель и хранитель национальной культуры, хранитель обитания (экосферы), субъект собственного развития.

Необходимо помочь обучающимся:

  • развить свои духовные, интеллектуальные и физические задатки;
  • реализовать интересы и склонности;
  • выработать нравственные личные убеждения, терпимость к другим национальностям, религиям, образу жизни;
  • усвоить свою будущую взрослую роль.

Следует научить обучающихся:

  • пониманию знания и приемам деятельности во взрослой жизни, в условиях рыночных отношений и быстро изменяющемся мире;
  • общению на иностранных языках;
  • самообразовательной деятельности;
  • бережному и заботливому отношению к окружающему миру.

Определяющие факторы качества образования.

  1. Исходные (личностные) характеристики: склонности и способности; базовые знания (имеющиеся); психологическая устойчивость; внутренние препятствия (барьеры) для учения.
  2. Образовательные условия:
  • учебно-методические и наглядные материалы для обучения – учения – самообразования;
  • материально-техническое оснащение, информационно-технологическое обеспечение образования;
  • взгляды и подходы к образованию учителей, учащихся, родителей;
  • педагогические кадры, обеспечивающие функционирование образовательного  учреждения;
  • родительская поддержка (помощь) учащимся.
  1. Стратегия помощи и поддержки педагогических кадров, детей.

Фундаментальные изменения в общественной жизни предъявляют новые требования к личности выпускника основной школы.

Введение ФГОС является сложным и многоплановым процессом. Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подготовки к введению ФГОС и комплексность всех видов сопровождения (обеспечения) введения ФГОС.

Важнейшим требованием к подготовке и обеспечению введения ФГОС, является постоянное научно-методическое и информационное сопровождение, включая консультирование всех участников данного процесса.

Управление введением ФГОС ООО – целенаправленная, специально организованная деятельность, которая обеспечивает перевод образовательного учреждения на новый уровень функционирования и развития. Основные задачи, которые должны быть решены при организации введения ФГОС в образовательном учреждении, направлены на обеспечение нормативно-правовых, финансово-экономических, кадровых, материально-технических, организационных и других условий достижения результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Педагогический коллектив активно включился в процесс введения ФГОС ООО. В рамках этого процесса была проведена большая подготовительная работа, которая включала следующие мероприятия:

– изучение нормативно-правовой базы  по введению ФГОС ООО на занятиях теоретического семинара;

– ознакомление родителей с основными положениями ФГОС ООО;

– разработка локальных актов, регламентирующих внедрение ФГОС ООО в практику школы;

Проводятся различные анкетирования, диагностики, позволяющие проанализировать спрос обучающихся.

Структура учебного плана по ФГОС ООО содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 30% в соответствии с п. 15 ФГОС ООО.

Содержательное наполнение части учебного плана формируемой участниками образовательного процесса основано на учете мнения участников образовательного процесса, а также специфики самого образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу основного общего образования.

Согласно СанПиН 2.4.2. 2821-10 проводится не менее 3-х уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки, а также включены для увеличения двигательной активности обучающихся в учебный план предметы двигательно-активного характера.

Четыре уровня управления введением ФГОС ООО:

– директор;

– заместитель директора школы;

– руководители рабочих групп, методических и других объединений учителей, классные руководители;

– учителя, специалисты, классные руководители, рабочие группы, творческие группы.

Последовательность выполнения задач по разработке и реализация системы введения ФГОС ООО:

  1. Разработка учебного плана.
  2. Разработка рабочих программ.
  3. Разработка программ курсов внеурочной деятельности.
  4. Опрос учащихся по вопросам выбора курсов внеурочной деятельности.
  5. Составление расписания учебных занятий и занятий внеурочной деятельности.
  6. Реализация курсов внеурочной деятельности.
  7. Оценка эффективности системы внеурочной деятельности.

Задачи по формированию мотивации педагогических кадров:

– четко определить цели введения ФГОС ООО, включить их в планы методической работы учителей;

– система поощрений за высокие результаты в реализации ФГОС ООО;

– регулярное информирование педагогического коллектива о результатах работы учителей по реализации ФГОС ООО;

– контроль за результатами внедрения и реализации ФГОС ООО;

– создать материально-технические, организационные, методические и др.условия для успешного введения ФГОС ООО.

– провести необходимую подготовку управленческих и педагогических кадров.

Работа по управлению качеством образования в школе строится на анализе, координации и коррекции учебно-воспитательного процесса.

Качество – это категория ещё и нравственная. Управление качеством в школе начинается с учительских кадров и заканчивается ими.

В составляющие управления качеством образования в условиях введения  в школе ФГОС ООО  входит следующие критерии и показатели.

Критерии и показатели эффективности управления качеством образования в школе на основе реализации системно — деятельностного подхода в образовательном процессе при реализации ФГОС.

Критерии Показатели
БЛОК 1: УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ
Планирование качества образования — наличие чётко сформулированной системы целей, задач, развития ОУ;

— установлены требования к достижению качества образования.

Управление качеством образования — определены требования к выпускнику всех ступеней обучения и профессиональной компетентности педагогов;

— педагогические условия повышения качества образования.

Потенциал образовательной

системы

— уровень профессиональной компетентности педагогических работников;

— материально-техническое обеспечение образовательного процесса,

— вовлеченность в инновационную деятельность педагогического коллектива.

БЛОК 2: УСЛОВИЯ ДОСТИЖЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ
Качество преподавательского

состава

— категориальный уровень педагогических кадров;

— доля прошедших повышение квалификации;

— обобщение и распространение опыта работы (мастер-класс, открытые уроки и др.) на школьном, муниципальном, региональном, всероссийском уровне.

Качество

информационного  и

учебно-методического

обеспечения

-доля уроков, проведенных с  использованием ИКТ на основе рабочей программы учителя;

— доля учащихся, использующих ИКТ в учебной деятельности по предметам;

-уровень владения педагогами современными  образовательными технологиями;

— обеспеченность учебниками, соответствие перечню утвержденного государственному перечню.

Методическое сопровождение

инновационной работы

— проведение педагогических советов, повышающих уровень профессиональной компетентности педагогов в области реализации системно-деятельностного подхода в образовании;

— обобщение и распространение передового педагогического опыта реализации системно — деятельностного подхода  в образовательном  процессе  школы.

БЛОК 3: КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ШКОЛЫ
Качество образовательного

процесса

— качество результатов обучения по основным предметам в начальных, средних классах, положительная динамика качества результатов обучения;

— увеличение количества учащихся принимающих участие, победителей в предметных олимпиадах и других конкурсах школьного, муниципального, регионального, всероссийского и международных уровней.

— оценка посещенных уроков администрацией школы;

— полнота и качество выполнения планов и программ.

Качество воспитательного

процесса

— отсутствие правонарушений, отсутствие учащихся, находящихся на учёте в отделе по делам несовершеннолетних;

— отсутствие учащихся, не посещающих занятия без уважительной причины;

— вовлеченность учащихся в общественную деятельность;

— уровень воспитанности,  социализированности учащихся;

— включенность обучающихся в ученическое самоуправление.

Здоровьесбережение учащихся — создание здоровьесберегающей образовательной среды, доля учащихся, участвующих в спортивных мероприятиях;

— отсутствие травматизма учащихся;

— динамика сохранности и развития здоровья учащихся.