Управленческая культура руководителя

№ 88 

Елена КРАСНОВА,

заведующий детского сада № 143 г. Казани

Елена ЯНКОВСКАЯ,

старший воспитатель детского сада № 143 г. Казани

Работа посвящена проблеме повышения уровня управленческой культуры руководителя. Анализ  литературы и опыт работы исполняющим обязанности руководителя позволяют утверждать, что управленческая  культура руководителя  тесным образом связана с характером межличностных и профессиональных отношений в коллективе и личностными особенностями руководителя. В работе рассмотрена структура управленческой культуры, выделены компоненты для успешной реализации административных и социально-психологических функций управления. Совершенствование управленческой культуры руководителя благоприятствует реализации перспективным и глобальным задачам развития общества.

 Ключевые слова: управленческая культура руководителя, компоненты управленческой культуры, оптимальная система управленческих действий, развитие инновационной деятельности, создание благоприятного психологического климата в коллективе, деловые и личностные качества руководителя.

 Введение. В условиях масштабных социокультурных реформ и коренной модернизации концепции развития общества на первый план выдвигаются требования к личности управленца нового типа. Смысл управления состоит в том, что руководитель играет громадную роль в работоспособности коллектива, его способности отвечать на «внешние вызовы». Современный руководитель учреждения дошкольного образования должен обладать навыками стратегического проектирования, системного моделирования протекающих в учреждении процессов, организации эффективных межличностных и профессиональных коммуникаций в педагогическом коллективе. Именно целеустремленность совместной деятельности руководителя и педагогического коллектива, их сплоченность способны обеспечить достижение общих положительных результатов. Компетентный руководитель — это руководитель, обладающий определенными навыками менеджмента, знающий и понимающий сущность происходящих перемен в государстве и обществе, их нормативно-правовое обеспечение, все изменения законодательства в сфере образования. Для формирования благоприятного психологического климата и развития инновационной деятельности в коллективе необходим человек, объединяющий в себе понятие директор и менеджер в образовании. В условиях, когда образовательные учреждения становятся более разнообразными, открытыми, гибкими, меняются содержание, формы и методы работы образовательного учреждения, необходим руководитель с системой подготовки, в полной мере способствующий реализации творческого потенциала личностей педагогов коллектива. В современной педагогике понятие управленческая культура-понятие интегративное. Это синтез деловых, профессиональных и личностных качеств руководителя, необходимых для успешной реализации административных и социально-психологических функций управления.

Таким образом, повышение управленческой культуры руководителя, а именно понимание  компонентов управленческой культуры, построение работы на основе системы управленческих действий, является одним из важнейших направлений деятельности руководителя в учреждениях образования.

Дискуссии и обсуждения.  Вопрос о профессиональном руководителе, развития у современных педагогов ответственности перед собой и окружающими людьми является очень важным. В жизни многих коллективов образовательных организаций отсутствует успешность в реализации административно-управленческих функций, социально-психологическая культура руководителя (создание творческого педагогического коллектива) как проявление нормальных отношений между людьми. Отрицательными моментами в управленческой культуре современных российских руководителей образовательных учреждений являются: отсутствие управленческой структуры и механизмов управления, обеспечивающих его качество; преобладание авторитарного стиля управления; отсутствие стабильности в работе и определенная рассогласованность действий на административном, общественном, педагогическом уровнях управления; недостаточный уровень применения руководителями системы организационно-педагогических и правовых основ в управленческой деятельности. (Кортунова Е.П. Управленческая культура руководителя образовательного учреждения в современных условиях//Молодой ученый.-2011.-№6.Т.2.-С.94-96)

Таким образом, можно говорить о важности изучения вопроса управленческой культуры, для успешного решения указанных выше проблем. Целенаправленная и планомерная деятельность по исследованию всех сторон управленческой деятельности необходима с целью разработки технологий формирования профессионалов в области управления в сфере образования.

Методология. На сегодняшний день существует множество подходов к исследованию управленческой культуры руководителя. Так есть исследования, посвящённые изучению компонентов «управленческой  культуры руководителя» и её влияния на успешность деятельности образовательной организации, формирование его личности и отношений с окружающими. Принимая во внимание то, что в последнее время всё чаще возникает вопрос о повышении уровня управленческой культуры, встаёт вопрос, действительно ли уровень управленческой культуры руководителя оказывает существенное влияние на достижение общих положительных результатов образовательной организации и поведение сотрудников. Изучению проблемы портрета руководителя посвящены работы выдающихся педагогов и психологов: А.Р.Галямова,А.В.Лазарева,О.В.Ходоренко,В.А.Сластенина, Л.А.Кабанова, Е.П.Кортунова. Изучением феномена психологической культуры в настоящее время занимается ряд ученых: М.Р.Битянова, С.П.Иванова, H.H.Исаева, Н.С.Колмогорова, Л.B.Куликов, Н.И.Лифинцева, в.М.Шепель и др. Разные аспекты интересующей нас проблемы рассматривались в работах ряда авторов: С.В.Никитиной,Л.В.Свирской.О.В.ЕвтиховА.Г.Гогоберидзе и др. Исследования этих авторов позволяют лишь косвенно говорить о взаимосвязи управленческой культуры руководителя  и внутреннем единстве и интеграции отношений сотрудников, а также приспособлении организации к условиям внешней социально-экономической среды.

Исследование. В настоящее время проблема  управленческой культуры рассматривается в отечественной и зарубежной литературе как достаточно глубокое явление, которое не всегда лежит на поверхности. С одной стороны, это высокий уровень сформированности интеллектуальных, эмоционально-волевых, нравственных, физических качеств, совокупность которых позволяет решать профессиональные задачи в сфере социального управления с высокой степенью эффективности и стабильности. С другой, это неявный, невидимый и неформальный тип сознания организации, обеспечивающий поведение людей. Одна из существующих причин нестабильности управленческой культуры – агрессивность внешней среды и внутренняя дезинтеграция.(Е.П.Коротунова,2011). Соответственно, управленческая культура руководителя, являющаяся важнейшим условием нормальной деятельности образовательной организации, должна стать первоочередной заботой работников образовательной системы. Основные параметры, определяющие цели и задачи развития управленческой культуры, одновременно выступают и как компоненты управленческой культуры:

1) аксиологический компонент-совокупность управленческо-педагогических ценностей;

2) технологический компонент-способы и приемы управления педагогическим процессом;

3) личностно-творческий компонент-творческое управление педагогическими системами. (В.А.Сластенин, 2007).

Структурными подразделениями образования может и должна целенаправленно проводиться работа по совершенствованию управленческой культуры руководителей своих образовательных организаций. Но это не так просто. Широко доступная информация Интернет-ресурсов, популярная литература предоставляют директорам множество «легких способов» решения сложных проблем управления коллективом и менеджментом учреждения. Однако, процесс установления продуктивного взаимодействия руководителя  образовательной организации с коллегами очень сложен. Эффективность общения начальника и подчиненного во многом зависит от готовности и желания коллектива принять обращенные к ним советы, рекомендации или замечания по вопросам дальнейшей работы. Но практика показывает, что руководители учреждений не всегда обращают внимание на то, готовы ли педагоги в данный момент общения воспринимать информацию по вопросам совершенствования системы работы, выполнению какого-либо решения. Руководитель стремится оказать волевое воздействие на подчиненного, действуя слишком прямолинейно, не проявляя достаточно такта и терпения в организации конструктивных взаимодействий с ними. Итак, проведенные исследования и наблюдения показали, что наиболее эффективную организацию конструктивного взаимодействия в системе «образовательная организация-менеджмент-коллектив» с целью повышения уровня управленческой культуры руководителя может обеспечить применение на практике основных компонентов структуры управленческой культуры. Ведь именно все компоненты его деятельности, а именно успешность в реализации административно-управленческих функций, культура принятия управленческого решения, развитие инновационной деятельности, управлению ею, социального-психологическая культура руководителя (создание творческого педагогического коллектива и мотивирование его), создание благоприятного психологического климата, деловые и личностные качества предполагают установление, поддержание и развитие конструктивных взаимодействий в административно-хозяйственной деятельности коллектива педагогов.

Результаты. Понимание основных компонентов управленческой культуры и построение деятельности образовательной организации на их основе постоянно нормализует работу во всех сферах труда начальника. Сбор и обработка необходимых материалов, использование информационных технологий в их систематизации, обработке позволяет оперативно использовать полученную информацию, проводить педагогический анализ. Все это способствует генерации перспективных идей, значительно улучшающих качество образовательного процесса. Формы контактов руководителя с педагогами самые разные. Это встречи руководителя  с педагогами на педагогических советах, общих собраниях коллектива. Приветствуется профессиональный рост коллектива, посредством его участия в практических семинарах, конференциях, мастер-классах и другие виды профессиональной деятельности, направленные на повышение его управленческой культуры и грамотности. Это благоприятствует созданию гармоничного психологического климата в коллективе, грамотному и эффективному разрешению конфликтов, созданию ситуации успеха в коллективе.

Опыт нашей работы показал, что наиболее действенным и эффективным способом руководства  образовательной организацией являются деловые и личностные качества руководителя. Личная организованность, ответственность, трудолюбие, активность дисциплинированность в общественной и трудовой деятельности позволяют грамотно принимать решения в управленческой деятельности, найти наилучшую реализацию каждому работнику, установить справедливую меру воздействия. Умение выполнять важные ключевые дела во время рабочего дня, делегировать отдельные виды работ подчиненным применяются систематически. К личностным качествам руководителя относят: доброжелательность в отношениях с людьми, способность замечать и отмечать положительное в работе коллег. Бывают случаи, когда кто-то из сотрудников проявил оплошность, руководитель критикует без предвзятости, старается понять индивидуально-психологические особенности человека. Улучшению психологического климата в коллективе способствуют психолого-педагогический такт, критичность мышления. Именно желание педагогов равняться на руководителя, их вовлечение в обсуждение инновационных идей в педагогической деятельности, совместный поиск конструктивного решения возникающих разногласий в коллективе, дают возможность осознать смысл эмоциональных откликов участников  организации на реальный характер межличностных и профессиональных взаимоотношений. Следует использовать живое искреннее участие и избегать сухой деловитости, тогда многие будут стремиться преодолевать свои недостатки.

Проведенное теоретическое и практическое исследование позволяет утверждать, что управленческая культура  тесным образом связана с характером деловых и личностных качеств руководителя. Постоянно появляются новые вопросы и сомнения, возникает потребность и желание их прояснить. Готовность оказать подчиненным  своевременную, квалифицированную помощь, удовлетворить их растущие потребности в педагогических знаниях вот лишь немногие способы повышения уровня управленческой  культуры и грамотности вышестоящего руководства. И этот процесс бесконечен.

 

 

 

Литература

1. Кортунова Е.П.Управленческая культура руководителя образовательного учреждения в современных условиях//Молодой ученый.-2011.-№6.Т.2.-С.94-96)

2.В.А.Сластенин.Педагогика:учеб.пособие,6-е издание,М.:Изд. центр «Академия»2007г.

3.Управление образовательными системами:учеб.пособие.-изд.2-е,испр.и.доп./авт.-сост.Л.А.Кабанина,Н.П.Толстолуцких.-Балашов;Изд-во «Николаев»,2005г.

Образовательный проект «Береги воду, берегите!»

Елена Александровна Краснова, заведующий.

Елена Владимировна Янковская, старший воспитатель.

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №143 комбинированного вида»  Советского района города Казани.

 

Мы имеем один экземпляр Вселенной и

не можем над ним экспериментировать.

В.Л.Гинзбург

 

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой, возрастающие масштабы антропогенных воздействий на природу и как следствие этого ухудшение здоровья новых поколений, желание мирового сообщества перейти на устойчивое эколого-экономическое развитие, постулированное решениями конференции  ООН по окружающей среде и развитию актуализируют проблему формирования гармоничных взаимоотношений человека с окружающей средой.

Глубокая сущностная взаимосвязь между здоровьем человека и состоянием окружающей среды, нашедшая свое отражение в современных экологических и валеологических знаниях, актуализировала проблему экологического образования, которое ориентировано на формирование гармоничных взаимоотношений в системе «человек — природа — общество».

2017 год объявлен «годом  Экологии России». Участники трехстороннего сотрудничества (детский сад г.Казани,школа г.Казани, детский сад г.Санкт-Петербурга, Министерства экологии и природных ресурсов РТ), намерены провести комплексное обследование состояния знаний о сохранении бесценного дара природы — воды и выработать меры по его улучшению.

Водная стратегия Российской Федерации определяет основные направления деятельности по развитию водохозяйственного комплекса России, обеспечивающего устойчивое водопользование, охрану водных объектов, защиту от негативного воздействия вод, а также по формированию и реализации конкурентных преимуществ Российской Федерации в водоресурсной сфере до 2020 года.

Поверхность нашей планеты Земля на 2/3 состоит из воды — это моря, океаны, озёра, реки и т.д. Сам человек на 80% состоит из воды, и самой природой сделано так, что вода играет огромную роль в нашей жизни. Она нужна нам для умывания, приготовления пищи, стирки и т.д. Без еды человек может прожить несколько недель, а без воды несколько дней.

Казалось бы человечеству не стоит беспокоится о запасах воды. Однако в последнее время во всех странах на самом высоком уровне всё чаще говорится об экономии воды. Несмотря на то, что мировые запасы воды огромны — они составляют почти 1,5 миллиарда квадратных километров — около 97% этого объема приходится на соленую морскую воду, 2% — на замерзшую воду ледников и полярного льда, пресная вода рек, озер, прудов, родников и подземных вод составляет менее 1% . А ведь только эту воду и может использовать человек для своих нужд.

Проблема нехватки качественной питьевой воды сегодня приобрела всемирную остроту. Вода является важнейшим ресурсом для жизни и хорошего здоровья. Мировой расход питьевой воды ежегодно растёт, потому что растёт и количество людей на планете. Более того, человек неоднократно загрязняет источники воды различными отходами.Уже к 2050 году учёные предрекают острую нехватку питьевой воды, ее смогут избежать всего лишь несколько стран. Не поможет человечеству и опреснение морской воды, так как это очень энергоёмкий процесс и только некоторые страны могут себе это позволить, однако это всего лишь 0,2% от всей пресной воды.

Проект «Берегите воду, берегите!» реализуется муниципальным бюджетным дошкольным учреждением «Детский сад № 143 комбинированного вида» Советского района г.Казани.

Цель: Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания. Выявление утечки чистой воды и практических дел, направленных на сбережение запасов чистой воды.

Задачи:

  1. Закреплять и систематизировать знания детей о воде и её свойствах, актуализировать проблемы сохранения водных запасов.
  2. Способствовать формированию предпосылок для практической деятельности по сохранению воды. Воспитанию позитивного отношения к защите окружающей среды.
  3. Продолжить сотрудничество с Государственным Бюджетным Дошкольным образовательным учреждением «Детский сад № 83» Красносельского района г.Санкт-Петербурга (Зиминой Т.Г.) «Береги воду!», поддержка её экологических инициатив – Всероссийская  акция «Делай добро!», «Водяные выходные» ЦО «Школа № 178»;
  4. Спроектировать условия для организации просветительско-экологической деятельность среди участников образовательного процесса детского сада, жителей микрорайона, Министерства экологии и природных ресурсов РТ, ГБДОУ«Детский сад № 83» Красносельского района г.Санкт-Петербурга.

Участники проекта:

 

На разных этапах приняли участие дети младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, родители, администрация детского сада, старший воспитатель, воспитатели и помощники воспитателей, специалисты и социальные партнеры.

Описание проекта:стратегия и механизмы достижения поставленных целей.

 

Информационно- аналитическая деятельность:

  1. Проведение встречи с родителями «Формирование нравственно-экологических начал поведения у дошкольников».
  2. Анкетирование родителей «Нужно ли  беречь воду?»;
  3. Встреча дошкольников и педагогов с ведущим специалистом отдела экологического образования и взаимодействия с общественными организациями Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан Юлией Саферовой.
  4. Выполнение заданий поискового характера, разработанные экосоветом ДОУ. Основная цель – организация мониторинга сберегающего экологического верного поведения детей, педагогов, взрослых (Детсад  и ЦО «Школа № 178» г.Казани и детсад г.Санкт-Петербурга). Сбор информации осуществляется секциями, включающая в себя 2-3 группы (воспитатели, семьи воспитанников, сотрудники образовательного учреждения).

Просветительско-экологическая деятельность:

сотрудничество и общественная поддержка экологической инициативы «Береги воду, берегите!», а именно:

    — Сбор информации по теме и оформление  в уголке природы (книги,брошюры,сувениры)

    — Оформление фотогазеты «Берегите воду,берегите!»

   — Создание рисунков и работ  по теме «Вода- наш друг!»

   — Создание картотеки игр и упражнений ,мультфильмов о окружающем мире.

   — Встреча с педиатором поликлиники Садыковой А.Н..

   — Изготовление атрибутов к театрализациям и играм.

     Практико – ориентированная деятельность:

     — Просмотр детьми видео фильма «Цивилизация воды»;

— Игра-путешествие «Веселая капелька»;

— Интегративное занятие с использованием ИКТ  «Путешествие Капы»;

— Опытно-экспериментальная деятельность « Снег и погода»;

— Интерактивно занятие для детей «Путешествие в зимнюю ЭКОсказку»

— Организация и проведение эко-сказки “Волшебница-вода”;

     — Проведение Турнира знатоков “Уроки здоровья”;

    — Домашнее задание для школьников «Водяные выходные»;

Оценка эффективности реализации проекта:

На данный момент происходит оценка качества внедрения проекта, анализируются полученные результаты, выявляются методические разработки, продукты, созданные участниками проекта  самостоятельно, с целью решения локальных трудностей и проблем, оценивается их возможность для использования в массовой практике. Происходит обмен опытом с партнерами решающих аналогичную образовательную проблему, в том числе используя потенциал сетевого взаимодействия.

Список литературы:

 1.http://blog.i.ua – Экономия воды в быту.

2.http://masstter.com – Дом мастер «Экономия воды в быту».

3. www.metizi.com. «Водопотребление и водосбережение в жилищном фонде»

4. Свинцов А.П., Тауфик М.Ю. Поведение потребителей как определяющий фактор рационального использования воды в жилых зданиях. / Вестник РУДН. 2000. №1. С. 66- 69.

5. Энергосбережение.// Санк-Петербург. 2002г. 6. http://www.who.int/ru/ — сайт Всемирной организации здравоохранения.