Употребление наклонений глагола в речи

(Урок русского языка в 6 классе)

Евгения МАТВЕЕВА,

учитель русского языка и литературы I квалификационной категории средней школы №80 им. К.Насыри г. Казани

Автор УМК: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский и др.

Тип урока: комбинированный.

Ресурсы: компьютер, проектор, ноутбук, учебник по русскому языку, раздаточный материал, электронная презентация, интерактивная доска

 

  Планируемые результаты  
Предметные: имеют представление о русском языке как о языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка- в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение:  адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней единиц Метапредметные:

познавательные: владеют всеми видами речевой деятельности  (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему¸ умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор. Извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к образованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания,  умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;

регулятивные: принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;

коммуникативные:

владеют коммуникативно целесообразным  взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Личностные:

понимают, что русский  язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности,  его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского языка, проявляют уважительное отношение русскому языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка  как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

 

Ход урока

I. Организационный момент, мотивация (3 мин.)

– Прозвенел звонок, начинается урок.

Работа по учебнику (упр. 546)

Текст «Попробуй удивиться» читает учитель.

– Главная мысль данного текста?

– Сегодня на уроке мы будем удивлять друг друга, чтобы достичь обоюдного успеха.

(Включение в работу, слушают чтение учителя, отвечают на вопросы.)

– Выпишите контекстные антонимы в столбик.

МЕЧТЫ

РЕАЛЬНОСТЬ

(ключевые слова нашего урока)

II. Актуализация знаний (10 мин.)

Вступительное слово учителя. Обратимся к  эпиграфу урока, но обращаю ваше внимание, что в нём пропущено одно слово. Какое слово пропущено? Докажите.

“Движение и его выражение – ….– являются основой языка. Найти верный … для фразы – это значит дать движение фразе” (А.Н.Толстой)

– О чём пойдёт речь сегодня на уроке?

Глаголы обозначают действие, действие- это движение, а движение – это жизнь. У всех вас есть прошлое, вы родились, росли, ходили в  детский сад, у вас есть настоящее, вы учитесь в 6 классе, и у вас, конечно же, есть и будущее, вы поступите в вуз, будете работать, обретете семью. Чтобы  осветить все стороны нашей жизни, мы используем глаголы  разных наклонений.

– Какова тема урока?

– Какова цель нашего урока? (Как правильно использовть в нашей речи глаголы разных наклонений.)

МЕЧТЫ

РЕАЛЬНОСТЬ

ГЛАГОЛ

– Оставим место для записи темы и сформулируем задачи для нашего урока, используя опорные слова. (Формулируют тему и задачи урока, опираясь на ключевые слова:

·                   Узнать, что…….

·                   Научиться распознавать….

·                   Определить роль в тексте

·                   Учиться употреблять в собственной речи…..)

– Записываем тему урока «Употребление наклонений глагола».

– Как можно достичь этих целей? (Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно. Надо исследовать глаголы разных наклонений.)

Употребление наклонений глаголов в речи 

Повторим все, что мы знаем о наклонениях глаголов.

Упр. «Верные-неверные утверждения»

Карточка №1

1. Наклонение глагола – это отношение действия к действительности.

2. Частица -ка употребляется с глаголом повелительного наклонения.

3. Глагол в условном наклонении обозначает призыв к действию.

4. Повелительное наклонение обозначает действие как реальный факт.

5. Глаголы изъявительного наклонения нужны для описания жизни.

6. Глаголы в условном наклонении образуются при помощи суффикса -л- и частицы

-ка.

7. Глагол в неопределённой форме может содержать  приказ.

8. Глаголы в повелительном наклонении изменяются по временам.

– Выпишите только верные утверждения.

Какие трудности возникли? Были ли сомнения?

Проблемная ситуация. Достаточно ли этих значений глагола для употребления их в речи? Для того, чтобы выразить свои мысли?

Гипотеза: да, нет. Сформулируйте.

– Чтобы доказать или опровергнуть выдвинутую гипотезу, как вы думаете, что будем делать?

– Значит, имеющихся знаний нам не хватает. Что нужно сделать?

3. Помечтаем. Продолжите предложение.

Если я был (была) учителем, то …

Определите наклонение глагола. Докажите. (Желательность действия.)

III. Изучение нового материала (5 мин.)

1. В класс к вам на урок пришли шумные ученики. Вы пытаетесь их успокоить. Какие  глаголы и в какой форме будете использовать? (Побуждение к действию –повелительное наклонение.)

Техника «Фишбоун» (см. презентацию)

ПРИМЕР:

НЕ ШУМИТЕ!

НЕ ШУМИТЕ-КА!

НЕ ШУМЕТЬ!

НЕ ШУМЕЛИ БЫ ВЫ!

ПОШУМЕЛИ!

Определите наклонение глаголов. Что вы заметили? Что могут выражать глаголы повелительного наклонения? (призыв, приказ, пожелание, просьбу, совет, команду).

-Определите, какими формами выражено побуждение к действию в приведённых ниже предложениях.

– В каких предложениях побуждение к действию  имеет оттенок категорического приказа, а в каких- оттенок совета, просьбы?

Побуждение к действию:

– приказ (категоричность), повелит. наклонение и н.ф.

– совет, просьба, условное наклонение, изъявительное, повелительное с частицей -ка.

Интонация!!!

(Отвечают на вопросы, один ученик работает у доски; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.)

IV. Минута релаксации (2 мин.)

(Слушают пение птиц (аудиозапись).Закрывают глаза, слушают пение птиц, представляют картины.)

Психологи установили, что пение птиц радует, повышает настроение, придаёт бодрость.

V. Первичное закрепление (4 мин.)

Какая картина вам представилась?

Работа по фотографии

– Что изображено на фотографии №1? Составьте предложение. (Высказывания учащихся, составление предложений, их чтение, анализ.)

ФОТОГРАФИЯ №1

 

– Глаголы какого наклонения вы использовали? (Изъявительного.)

– Что изображено на следующей фотографии (№2)?

 

ФОТОГРАФИЯ №2

– Составьте подписи к этой  фотографии. Используйте разные способы побуждения к действию!!!

ПРИМЕР:

Не ломайте

Не трогать

Не бери

– Глаголы какого наклонения  использовали? Почему? (Повелительного.)

– Используя «волшебные слова», запишите предложения. Просьба, приказ.

ПОЖАЛУЙСТА,

БУДЬТЕ ДОБРЫ,

БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ,

НЕ СМОГЛИ БЫ ВЫ

– Каждая попусту сломанная ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка-это маленькая рана, нанесённая природе.

2. Индивидуальное задание (Индивидуальная работа нескольких учеников.)

Замените глаголы в условном наклонении глаголами в повелительном наклонении.

1. Заходили бы в орешник. Орехи поспели.  Нагибали бы орешник, не ломали бы орешник, не губили бы без цели.

У вас может получиться отрывок из стихотворения В.Бокова.

Заходите в орешник!

 Орехи поспели. 

Нагибайте орешник,

Не ломайте орешник,

Не губите без цели!

Вывод. Какая цель употребления глаголов изъявительного, условного и повелительного наклонений? Как же правильно выбрать глаголы?

3. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону. (4 мин.)

Орфоэпическая работа. Выпишите только правильные  формы глаголов.

ВЫЛЕЗАЙ, ЛОЖУ, ХОЧЕМ, ЛЯЖЕМ, КЛАДУ, ЕЗДИЮ, НАГИНАТЬСЯ, ХОТИМ, КЛАСТЬ, ЛЯГЕТ, НАГИБАТЬСЯ, ЛЯЖУ, ВЫЛАЗЬ, ЕЗЖУ, ЛЯГУ. 

Взаимопроверка

 Сверьте с эталоном (учебник на стр. 103).

– Кто не допустил ни одной ошибки? Молодцы!

VI. Включение в систему знаний и повторения (7 мин.)

Работа в парах (выбирают задание).

– Выберите тот уровень, с которым вы справитесь.

Составьте резюме.

– Представьте, что вы закончили вуз и устраиваетесь на работу.  Вам необходимо составить резюме.

Алгоритм выполнения задания

Прочитай определение резюме, подчеркни то значение, какое тебе необходимо для использования в данной ситуации. Составьте резюме, используя речевое клише. Подчеркните глаголы и ответьте, какое отношение к действительности они выражают. (Действия, содержащие просьбу или приказ; или возможное действие, желаемое действие при каком-либо условии; или действия, которые происходили, происходят или будут происходить.)

Источник информации.

РЕЗЮМЕ (фр. resume) нескл., ср. (книжн.). — 1) краткий вывод из сказанного, написанного.Р. доклада. 2) составленный по определенным правилам набор сведений о претенденте на работу.

На месте пропуска вставь необходимый глагол. Используй ту информацию, которая касается тебя.

Бланк для выполнения задания

Составьте инструкцию.

– Вы приняты на работу, представьте, что вы теперь все учителя. Вы все заинтересованы в успешности своих учеников. Для прочного усвоения и закрепления   материала необходимо выполнять домашние задания. А чтобы их выполнение было эффективно, вам необходимо составить для учеников инструкцию по выполнению домашних заданий.

Алгоритм выполнения задания

Познакомься, что такое инструкция, и  составь ее, заменяя глаголы неопределенной формы глаголами множественного числа  со значением просьбы или приказания. Подчеркните глаголы и ответьте, какое отношение к действительности они выражают. (Действия, содержащие просьбу или приказ; или возможное действие, желаемое действие при каком-либо условии; или действия, которые происходили, происходят или будут происходить.)

Источник информации

Инструкция – документ, содержащий правила, указания или руководства, устанавливающие порядок и способ выполнения  чего-либо:

Бланк для выполнения задания.

Составьте перспективный план.

Вы работаете уже несколько лет, зарекомендовали себя в качестве  хорошего специалиста. Но нужно расти в профессиональном плане. Чтобы продемонстрировать свои возможности и перспективы, нужно об этом заявить. Для этого необходимо составить план ваших действий при условии повышения.

Алгоритм выполнения задания

– Изложите, что вы предпримите для улучшения производства. Вставьте глаголы и ответьте, какое отношение к действительности они выражают. (Действия, содержащие просьбу или приказ; или возможное действие, желаемое действие при каком-либо условии; или действия, которые происходили, происходят или будут происходить).

(Составляют тексты, читают их вслух, рецензируют работы одноклассников.)

Бланк для выполнения задания (см. Раздаточный материал)

– Глаголы какого наклонения вы использовали?

– Почему выбрали резюме (инструкцию, план)?

Вывод

– Зачем мы используем глаголы,

а) содержащие просьбу или приказ (с целью воздействия);

б) обозначающие возможное действие, желаемое при каком-либо условии (помечтать, представить, что будет при определённых условиях);

в) обозначающие действия, которые происходили, происходят или будут происходить (для описания событий жизни)

5. Доработайте…

VII. Подведение итогов урока. Оценивание. Рефлексия (7 мин.)

– Ну а сейчас приходит время

Уроку подвести итог.

1. Вернитесь к первому заданию и доделайте его. «Верные-неверные утверждения».

Что у вас получилось?

2. Работа с оценочным листом учащихся.

– Удивляли друг друга! Кто набрал сегодня max балл? Почему …не набрал? Что надо сделать? Что будешь делать? (Знакомят с результатами  работы, слушают и обсуждают ответы одноклассников, делают выводы.)

3. Выставляются оценки ученикам, работавшим у доски и наиболее активным на местах.

Вывод. Как надо относиться к языку, на котором мы говорим? (Всегда учиться хорошей, правильной речи.)

VIII. Домашнее задание (3 мин.)

1. Написать мини-сочинение на тему «Есть ли у вас неосуществлённое желание»? Расскажите о нём, используя глаголы разных наклонений (5 – 6 предложений). Можно в стихотворной форме. Озаглавьте.