Употребление наклонений глагола в речи
(Урок русского языка в 6 классе)
Евгения МАТВЕЕВА,
учитель русского языка и литературы I квалификационной категории средней школы №80 им. К.Насыри г. Казани
Автор УМК: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский и др.
Тип урока: комбинированный.
Ресурсы: компьютер, проектор, ноутбук, учебник по русскому языку, раздаточный материал, электронная презентация, интерактивная доска
Планируемые результаты | |||
Предметные: имеют представление о русском языке как о языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка- в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней единиц | Метапредметные:
познавательные: владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему¸ умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор. Извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к образованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; регулятивные: принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; коммуникативные: владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме |
Личностные:
понимают, что русский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского языка, проявляют уважительное отношение русскому языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
|
Ход урока
I. Организационный момент, мотивация (3 мин.)
– Прозвенел звонок, начинается урок. Работа по учебнику (упр. 546) Текст «Попробуй удивиться» читает учитель. – Главная мысль данного текста? – Сегодня на уроке мы будем удивлять друг друга, чтобы достичь обоюдного успеха. (Включение в работу, слушают чтение учителя, отвечают на вопросы.) – Выпишите контекстные антонимы в столбик. МЕЧТЫ РЕАЛЬНОСТЬ (ключевые слова нашего урока) |
II. Актуализация знаний (10 мин.)
Вступительное слово учителя. Обратимся к эпиграфу урока, но обращаю ваше внимание, что в нём пропущено одно слово. Какое слово пропущено? Докажите. “Движение и его выражение – ….– являются основой языка. Найти верный … для фразы – это значит дать движение фразе” (А.Н.Толстой) – О чём пойдёт речь сегодня на уроке? Глаголы обозначают действие, действие- это движение, а движение – это жизнь. У всех вас есть прошлое, вы родились, росли, ходили в детский сад, у вас есть настоящее, вы учитесь в 6 классе, и у вас, конечно же, есть и будущее, вы поступите в вуз, будете работать, обретете семью. Чтобы осветить все стороны нашей жизни, мы используем глаголы разных наклонений. – Какова тема урока? – Какова цель нашего урока? (Как правильно использовть в нашей речи глаголы разных наклонений.) МЕЧТЫ РЕАЛЬНОСТЬ ГЛАГОЛ – Оставим место для записи темы и сформулируем задачи для нашего урока, используя опорные слова. (Формулируют тему и задачи урока, опираясь на ключевые слова: · Узнать, что……. · Научиться распознавать…. · Определить роль в тексте · Учиться употреблять в собственной речи…..) – Записываем тему урока «Употребление наклонений глагола». – Как можно достичь этих целей? (Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно. Надо исследовать глаголы разных наклонений.) Употребление наклонений глаголов в речи – Повторим все, что мы знаем о наклонениях глаголов. Упр. «Верные-неверные утверждения» Карточка №1 1. Наклонение глагола – это отношение действия к действительности. 2. Частица -ка употребляется с глаголом повелительного наклонения. 3. Глагол в условном наклонении обозначает призыв к действию. 4. Повелительное наклонение обозначает действие как реальный факт. 5. Глаголы изъявительного наклонения нужны для описания жизни. 6. Глаголы в условном наклонении образуются при помощи суффикса -л- и частицы -ка. 7. Глагол в неопределённой форме может содержать приказ. 8. Глаголы в повелительном наклонении изменяются по временам. – Выпишите только верные утверждения. – Какие трудности возникли? Были ли сомнения? Проблемная ситуация. Достаточно ли этих значений глагола для употребления их в речи? Для того, чтобы выразить свои мысли? Гипотеза: да, нет. Сформулируйте. – Чтобы доказать или опровергнуть выдвинутую гипотезу, как вы думаете, что будем делать? – Значит, имеющихся знаний нам не хватает. Что нужно сделать? 3. Помечтаем. Продолжите предложение. Если я был (была) учителем, то … – Определите наклонение глагола. Докажите. (Желательность действия.) |
III. Изучение нового материала (5 мин.)
1. В класс к вам на урок пришли шумные ученики. Вы пытаетесь их успокоить. Какие глаголы и в какой форме будете использовать? (Побуждение к действию –повелительное наклонение.) Техника «Фишбоун» (см. презентацию) ПРИМЕР: НЕ ШУМИТЕ! НЕ ШУМИТЕ-КА! НЕ ШУМЕТЬ! НЕ ШУМЕЛИ БЫ ВЫ! ПОШУМЕЛИ! – Определите наклонение глаголов. Что вы заметили? Что могут выражать глаголы повелительного наклонения? (призыв, приказ, пожелание, просьбу, совет, команду). -Определите, какими формами выражено побуждение к действию в приведённых ниже предложениях. – В каких предложениях побуждение к действию имеет оттенок категорического приказа, а в каких- оттенок совета, просьбы? Побуждение к действию: – приказ (категоричность), повелит. наклонение и н.ф. – совет, просьба, условное наклонение, изъявительное, повелительное с частицей -ка. Интонация!!! (Отвечают на вопросы, один ученик работает у доски; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.) |
IV. Минута релаксации (2 мин.)
(Слушают пение птиц (аудиозапись).Закрывают глаза, слушают пение птиц, представляют картины.) – Психологи установили, что пение птиц радует, повышает настроение, придаёт бодрость. |
V. Первичное закрепление (4 мин.)
– Какая картина вам представилась? Работа по фотографии – Что изображено на фотографии №1? Составьте предложение. (Высказывания учащихся, составление предложений, их чтение, анализ.) ФОТОГРАФИЯ №1
– Глаголы какого наклонения вы использовали? (Изъявительного.) – Что изображено на следующей фотографии (№2)?
ФОТОГРАФИЯ №2 – Составьте подписи к этой фотографии. Используйте разные способы побуждения к действию!!! ПРИМЕР: Не ломайте Не трогать Не бери – Глаголы какого наклонения использовали? Почему? (Повелительного.) – Используя «волшебные слова», запишите предложения. Просьба, приказ. ПОЖАЛУЙСТА, БУДЬТЕ ДОБРЫ, БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ, НЕ СМОГЛИ БЫ ВЫ – Каждая попусту сломанная ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка-это маленькая рана, нанесённая природе. 2. Индивидуальное задание (Индивидуальная работа нескольких учеников.) – Замените глаголы в условном наклонении глаголами в повелительном наклонении. 1. Заходили бы в орешник. Орехи поспели. Нагибали бы орешник, не ломали бы орешник, не губили бы без цели. – У вас может получиться отрывок из стихотворения В.Бокова. Заходите в орешник! Орехи поспели. Нагибайте орешник, Не ломайте орешник, Не губите без цели! Вывод. Какая цель употребления глаголов изъявительного, условного и повелительного наклонений? Как же правильно выбрать глаголы? 3. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону. (4 мин.) Орфоэпическая работа. Выпишите только правильные формы глаголов. ВЫЛЕЗАЙ, ЛОЖУ, ХОЧЕМ, ЛЯЖЕМ, КЛАДУ, ЕЗДИЮ, НАГИНАТЬСЯ, ХОТИМ, КЛАСТЬ, ЛЯГЕТ, НАГИБАТЬСЯ, ЛЯЖУ, ВЫЛАЗЬ, ЕЗЖУ, ЛЯГУ. Взаимопроверка – Сверьте с эталоном (учебник на стр. 103). – Кто не допустил ни одной ошибки? Молодцы! |
VI. Включение в систему знаний и повторения (7 мин.)
Работа в парах (выбирают задание). – Выберите тот уровень, с которым вы справитесь. – Составьте резюме. – Представьте, что вы закончили вуз и устраиваетесь на работу. Вам необходимо составить резюме. Алгоритм выполнения задания – Прочитай определение резюме, подчеркни то значение, какое тебе необходимо для использования в данной ситуации. Составьте резюме, используя речевое клише. Подчеркните глаголы и ответьте, какое отношение к действительности они выражают. (Действия, содержащие просьбу или приказ; или возможное действие, желаемое действие при каком-либо условии; или действия, которые происходили, происходят или будут происходить.) Источник информации. РЕЗЮМЕ (фр. resume) нескл., ср. (книжн.). — 1) краткий вывод из сказанного, написанного.Р. доклада. 2) составленный по определенным правилам набор сведений о претенденте на работу. На месте пропуска вставь необходимый глагол. Используй ту информацию, которая касается тебя. Бланк для выполнения задания Составьте инструкцию. – Вы приняты на работу, представьте, что вы теперь все учителя. Вы все заинтересованы в успешности своих учеников. Для прочного усвоения и закрепления материала необходимо выполнять домашние задания. А чтобы их выполнение было эффективно, вам необходимо составить для учеников инструкцию по выполнению домашних заданий. Алгоритм выполнения задания – Познакомься, что такое инструкция, и составь ее, заменяя глаголы неопределенной формы глаголами множественного числа со значением просьбы или приказания. Подчеркните глаголы и ответьте, какое отношение к действительности они выражают. (Действия, содержащие просьбу или приказ; или возможное действие, желаемое действие при каком-либо условии; или действия, которые происходили, происходят или будут происходить.) Источник информации Инструкция – документ, содержащий правила, указания или руководства, устанавливающие порядок и способ выполнения чего-либо: Бланк для выполнения задания. Составьте перспективный план. – Вы работаете уже несколько лет, зарекомендовали себя в качестве хорошего специалиста. Но нужно расти в профессиональном плане. Чтобы продемонстрировать свои возможности и перспективы, нужно об этом заявить. Для этого необходимо составить план ваших действий при условии повышения. Алгоритм выполнения задания – Изложите, что вы предпримите для улучшения производства. Вставьте глаголы и ответьте, какое отношение к действительности они выражают. (Действия, содержащие просьбу или приказ; или возможное действие, желаемое действие при каком-либо условии; или действия, которые происходили, происходят или будут происходить). (Составляют тексты, читают их вслух, рецензируют работы одноклассников.) Бланк для выполнения задания (см. Раздаточный материал) – Глаголы какого наклонения вы использовали? – Почему выбрали резюме (инструкцию, план)? Вывод – Зачем мы используем глаголы, а) содержащие просьбу или приказ (с целью воздействия); б) обозначающие возможное действие, желаемое при каком-либо условии (помечтать, представить, что будет при определённых условиях); в) обозначающие действия, которые происходили, происходят или будут происходить (для описания событий жизни) 5. Доработайте… |
VII. Подведение итогов урока. Оценивание. Рефлексия (7 мин.)
– Ну а сейчас приходит время Уроку подвести итог. 1. Вернитесь к первому заданию и доделайте его. «Верные-неверные утверждения». Что у вас получилось? 2. Работа с оценочным листом учащихся. – Удивляли друг друга! Кто набрал сегодня max балл? Почему …не набрал? Что надо сделать? Что будешь делать? (Знакомят с результатами работы, слушают и обсуждают ответы одноклассников, делают выводы.) 3. Выставляются оценки ученикам, работавшим у доски и наиболее активным на местах. Вывод. Как надо относиться к языку, на котором мы говорим? (Всегда учиться хорошей, правильной речи.) |
VIII. Домашнее задание (3 мин.)
1. Написать мини-сочинение на тему «Есть ли у вас неосуществлённое желание»? Расскажите о нём, используя глаголы разных наклонений (5 – 6 предложений). Можно в стихотворной форме. Озаглавьте. |