Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность

№173

(Урок математики в 1 классе)

Миляуша МУХУТДИНОВА,

учитель начальных классов I квалификационной категории Бурметьевской средней школы Нурлатского  района   

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: создание условий для открытия учащимися новой темы, осознания новых понятий и терминов (познакомить учащихся с компонентами вычитания), способствовать развитию вычислительных навыков..

Задачи урока:

– познакомить обучающихся с понятиями «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность», научить применять новые термины при составлении и чтении математических выражений на вычитание;

– способствовать развитию мышления, памяти, внимания;

– воспитывать умение общаться со сверстниками, учитывая разные мнения и соблюдая правила культуры общения и культуры речи.

Планируемые результаты:

предметные: учащиеся научатся использовать математическую терминологию при составлении, чтении и записи математических равенств на вычитание; выполнять устно и письменно арифметические действия с числами (сложение и вычитание в пределах 7);

личностные:

– принятие образа «хорошего ученика», развитие интереса к математике;

– контролировать и оценивать свою работу и её результат;

– учиться проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

 

Метапредметные:

регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; учиться работать по предложенному учителю плану;

познавательные УУД:

– уметь ориентироваться в своей системе знаний;  отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания;  находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

– выделять существенную информацию из сообщений разных видов; использовать знаково-символические средства, в т. ч. модели и схемы; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;  устанавливать аналогии; уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

коммуникативные УУД: слушать и слышать речь учителя; слушать ответы одноклассников, дополнять и уточнять их;

– совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.   

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности

Учитель.

Громко прозвенел звонок,

Он позвал вас на урок.

Добрый день, ребята! Начнём мы наш урок непременно с улыбки. Давайте, повернёмся друг к другу и скажем:

Я желаю тебе добра!

Ты желаешь мне добра!

Мы желаем друг другу добра!

– Я вижу, что у вас прекрасное настроение. И думаю, что это настроение сохранится у вас до конца урока.

Ведь сегодня нас вновь ждут новые  открытия и мы продолжим развивать вашу память, ваше внимание и логическое мышление.

– Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие?

Учащиеся. Быть внимательным, слушать учителя.

Мы – дружные!

Мы – умные!

Мы – старательные!

Мы – внимательные!

Мы отлично учимся,

Всё у нас получится!

Учитель. Покажите своей посадкой, что вы готовы к новым открытиям. Желаю вам удачи!

II. Актуализация знаний и пробное учебное действие

1. Устный счёт.

Прямой счёт. (На партах у учащихся карточки со цифрами от 1 до 10.)

Учитель. Берём свои цифры и у доски выстраиваемся в порядке возрастания.

Обратный счёт.

Учитель. Усложним задачу. Строимся в порядке убывания.

– Молодцы! Спасибо! (Дети садятся.)

2. Работа с веерами. (Дети показывают ответы на веерах.)

– Найдите сумму чисел 3 и 4. (7)

– Уменьшите 10 на 2. (8)

– Увеличьте 4 на 2. (6)

– 1-е слагаемое – 5, 2-е слагаемое – такое же. Чему равна сумма? (10)

– 10 без 1. (9)

– В магазине игрушек было 6 резиновых мячей, а кожаных – на 4 больше. Сколько кожаных мячей было в магазине?

– В букете 3 белых розы и 2 красных. Сколько всего роз в букете?

Самооценка.

3. Игра «Назови соседа».

рф1

Самооценка

4. Работа парами. Игра «Назови соседей». (Детям раздаю карточки, работают парами.)

рф

Взаимопроверка. Самооценка

5. Устно реши задачу:

Привела гусыня – мать

Шесть детей на луг гулять.

Все гусята, как клубочки.

Три сынка, а сколько дочек? (3)

– Как узнали? На что опирались? (На состав числа 6. 6 – это 3 и 3.)

Самооценка

Физминутка

В пондельник я купался,

А во вторник – рисовал.

В среду долго умывался,

А в четверг в футбол играл.

В пятницу я прыгал, бегал,

Очень долго танцевал.

А в субботу и воскресенье

Целый день я отдыхал.

III. Целеполагание, постановка проблемы

Учитель. Вспоминаем правильную посадку.

Я тетрадь свою открою,

И наклонно положу.

Я друзья от вас не скрою,

Ручку я вот так держу!

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь!

Учитель. Открыли тетради и пишем число.

Каллиграфическая минутка

Учитель. Какая у нас любимая цифра?

Учащиеся. Это 5!

Учитель. Повторяем состав числа 5 и красиво пишем в тетради.

Гимнастика для глаз

– Чтобы глаза хорошо видели им нужен отдых.

– Не вставая с место посмотреть вверх-вниз (2 раза), вправо-влево (2 раза)

– Найти и нарисовать глазами первую букву своего имени.

– Закрыли глаза, сидим спокойно и медленно считаем до 10.

IV. Самоопределение к деятельности

Учитель. Я вам прочитаю примеры, будьте внимательны, а вы должны разделить их на 2 группы. Писать будем и в тетради, и на доске. (Дети по очереди пишут на доске.)

5 + 4     8 – 4

6 + 3     1 + 7

8 – 2      9 – 3

2 + 6      7 – 3

– На какие группы можно разделить данные выражения?

– На сложение и вычитание. (Дети по очереди пишут на доске.)

5 + 4      8 – 2

6 + 3      8 – 4

2 + 6      7 – 3

1 + 7      9 – 3

– Как называются числа при сложении?

– Прочитайте это выражение, используя термины «слагаемое», «сумма».

слаг.+слаг. = сумма, сумма 6 и 3: это – 9.

слаг.+слаг. = сумма, сумма 5 и 2: это – 7.

слаг.+слаг. = сумма, сумма 1 и 7: это – 8.

слаг.+слаг. = сумма, сумма 2 и 6: это – 8.

– Что такое 8? 2 и 6?

– Можно ли его прочитать, используя эти же термины? Попробуем? Получилось?

V. Поиск путей решения проблемы

– Почему не получилось? (Выявить причину затруднения.)

– Значит чего мы ещё не знаем?

– На какой вопрос нам предстоит ответить? (Как называются  числа при  вычитании.)

VI. Построение проекта выхода из проблемной ситуации

Учитель. А хотите узнать, как называются числа при вычитании?

– Сегодня на уроке мы это узнаем.

– Значит, какая тема нашего урока?

Учащиеся. Названия чисел при вычитании.

Учитель. Это будет урок повторения или открытия новых знаний?

Учащиеся. Открытие новых знаний.

Учитель. А для чего нам нужны эти знания?

Учащиеся. А в будущем, чтобы научиться решать уравнения и задачи.

Учитель. Значит, эти знания вам будут необходимы для дальнейшего обучения. Поэтому, какая ваша цель на уроке?

Учащиеся. Научиться читать, составлять и записывать выражения на вычитание.

Учитель. Начнём своё исследование.

– Перед нами торт. Он целый. Я разделю его на 8 частей. Из скольких частей он состоит? (Из 8)

– Сейчас я уберу 2 части. Из этого целого торта сколько частей  убрали? (2)

– Что произошло с тортом? (Он уменьшился.)

– Значит, и число 8 увеличилось или уменьшилось? (Уменьшилось.)

– Если оно уменьшается, как его можно назвать? (Уменьшаемое.)

– А что мы сделали с 2 частями? (Отрезали, убрали, вычли.)

– Как можно назвать эту часть? (Вычитаемое.)

– Сколько частей осталось? (6)

– Как бы вы назвали это число? (Разность.)

8 – 2 = 6

Учитель. На доске делаем кластер:

8 – уменьшаемое, 2 – вычитаемое, 6 – разность 

рф3

Учитель. Давайте ребята откроем учебник на стр. 29. Посмотрите  на иллюстрацию.

Сколько было снегирей ?

Сколько улетело?

улетело

Учитель. Уменьшаемое – 5;

– вычитаемое  – 2;

– разность равна трем;

– разность чисел 5 и 2 равна 3.

– Как называется первое число при вычитании? (Уменьшаемое, целое.)

– Как называется второе число при вычитании? (Вычитаемое, часть.)

– Назовите результат. (Разность, часть.)

Учитель. Ребята, прочитайте правило на стр. 29. Какие новые слова вы сейчас узнали?

Учащиеся. Уменьшаемое, вычитаемое, разность.

Учитель. Это и есть тема сегодняшнего урока.

Физминутка

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

VII. Первичное закрепление

Учитель. Выполним коллективно №1 на стр. 29. (Один ученик с комментированием пишет выражение на доске, а остальные – в тетрадях.)

9 – 4 = 5

(9 – уменьшаемое, 4 вычитаемое, 5  разность.)

– Проверьте с доски, ребята. У всех так получилось?

VIII. Самостоятельная работа с использованием полученных знаний

1. Решение задачу №2 (стр. 29) – коллективный разбор задачи, а решение самостоятельно. (Учитель читает задачу.)

– О чем эта задача?

– Что известно в задаче?

– Какой вопрос задачи?

– Каким действием решаем задачу?

– Запишите решение в тетрадь. (Один ученик пишет на доске.)

6 – 4 = 2 (ябл.)

Ответ: 2 яблока.

Учитель. Прочитайте решение, используя название компонентов при вычитании хором. (Самооценка.)

2. Решение задачу №3 (стр. 29) – коллективный разбор задачи. (Учитель читает задачу.)

– О чем эта задача?

– Что известно в задаче?

– Какой  вопрос задачи?

– Каким действием решаем задачу?

– Выполните схематический  рисунок и решите задачу.

рф4

6 – 2 =4 (фл.)

Ответ: 4 фломастера. (Проверка и самооценка.)

3. Решение выражений.

Учитель. Ребята, внимательно рассмотрите выражения в задании №4 (стр. 29 учебника, часть 2). Какая закономерность каждого столбика и каким  еще одним примером можно добавить каждый столбик?

3 + 4 – 2     9 – 3 + 1              8 + 2 – 1

4 + 3 – 3     8 – 2 + 2              7 + 3 – 2

5 + 2 – 4     7 – 1 + 3              6 + 4 – 3

6 + 1 – 5     6 – 0  + 4             5 + 5 – 4

4. Работа в печатной тетради.

рф5

Проверка. Самооценка.

Учитель. Молодцы! Вот мы с вами выполнили задание  в загадочном городе «Цифр».

– Какое открытие для себя вы сделали?

– Как называются числа при вычитании? (Уменьшаемое, вычитаемое, разность.)

– Чему учились?

– Назовите хором числа при вычитании:

вычитании

Уменьшаемое – 5;

– вычитаемое – 2;

– разность равна трем;

– разность чисел 5 и 2 равна 3.

IX. Итог урока. Рефлексия

Учитель. Вот и подошёл к концу  урок. Благодаря слаженной работе, взаимовыручке и поддержке друг друга, мы смогли повторить изученный материал и открыть новые знания. А что нового вы узнали?

– Оцените свою работу на уроке.

– Какое у вас сейчас настроение? Покажите с помощью смайликов.