Улицы, названные в честь Героев Социалистического Труда

№ 143

(Пешеходная экскурсия по Авиастроительному району г. Казани, посвященная 100-летию ТАССР)

Хания ГАЙНУЛЛИНА,

учитель русского языка и литературы I квалификационной категории гимназии №14 г. Казани

Гульсина АБАЙДУЛЛОВА,

педагог дополнительного образования гимназии №14 г. Казани

За выдающиеся заслуги в трудовой деятельности с 1937 по 1991 гг. правительство СССР награждало работников званием Героя Социалистического Труда. Героями не рождаются, ими становятся. Мы пройдем по улицам нашего района, расскажем о скромных, трудолюбивых  деревенских мальчишках, которые прошли путь от рабочих до руководителей заводов. Несмотря на голодное детство, они совмещали работу с учебой, ежедневными делами  поднимали отечественную авиацию. Трудовой подвиг наших героев замечен на земле, виден в небе. Они внесли заметный вклад в укрепление страны – великой державы. Это им далось нелегко, работали не за награды и похвалу. Их имена увековечены в названиях улиц, по которым мы сейчас пойдем.

1-я остановка. Мы на улице Дементьева.

Деревенский юноша трудовой путь начал рабочим, продолжил начальником цеха, директором самолетостроительного предприятия, после войны назначен министром авиационной промышленности СССР. В 1941 г. Петр Васильевич Дементьев, первый из уроженцев Татарстана, награжден званием Героя Социалистического Труда, причем этим званием награжден дважды. Более 50 лет он трудился в авиационной промышленности. Член Российской Академии наук Генрих Новожилов сказал о П.В.Дементьеве: «По инициативе и при непосредственном личном участии Петра Васильевича были созданы первый реактивный военно-транспортный самолёт Ил-76 и 350-местный широкофюзеляжный пассажирский самолёт Ил-86, с его подачи начались работы по дальнемагистральному самолету Ил-96. В моей судьбе, как, впрочем, и в судьбе многих моих коллег, П.В.Дементьев сыграл огромную роль. Это был чуткий руководитель, выдающийся государственный деятель и вместе с тем обаятельный и остроумный человек». Благодарные казанцы увековечили его имя: установили бронзовый бюст перед Дворцом культуры им. Ленина, назвали авиационно-технический колледж, в музеях КАПО оформили экспозиции. Улица Дементьева объединяет два завода-гиганта.

Первый – перед нами. Это административное здание моторостроительного предприятия. Завод основан в 1932 г. В октябре 1941 г. – в период начала Великой Отечественной войны на данную территорию прибыл эвакуированный воронежский завод. Объединенные заводы (воронежский и казанский) выпускали лучшие двигатели в стране. На протяжении времени коллектив ученых помогал рационализировать моторы. Напротив завода находится здание Научно- исследовательского института. В настоящее время они работают в содружестве, продолжают совершенствовать моторы для разной техники, в том числе самолетов. Казанское авиационное производственное объединение рядом.

2-я остановка. Мы на перекрестке трех улиц Дементьева, Витера и Максимова.

Двухкилометровая улица Витера названа в честь генерального директора моторостроительного завода. Моторы – это «сердце» самолета. Петр Акимович Витер родился в украинском селе, учился в Иркутске, Харькове. На Самарском заводе прошел трудовой путь от мастера до инженера. Казанский моторостроительный завод он возглавил после окончания войны. В период его руководства выпускались двигатели самолетов ИЛ-62, ТУ-154, ИЛ-86. 60 процентов всех воздушных перевозок в СССР осуществляли такие самолеты. П.Витер читал лекции в институте, работал директором научно-исследовательского института авиационного двигателестроения. Благодаря Петру Акимовичу возникли филиалы казанского завода в Буинске (газоперекачивающие моторы, мясорубки), Зеленодольске (лодочные моторы) и завод изменил статус – «Казанское моторостроительное производственное объединение». Выпускаемые на предприятии моторы совершенствовались (уменьшился вес, шум), станки модернизировались. Витер заботился об улучшении жизни работников объединения: развернул жилищное строительство (многие работники получили квартиры), построена четырехэтажная больница, спортивная база в пос. Залесном (место сборов хоккейной команды «Ак барс»), в Крыму создан пансионат у залива Донузлав, на реке Волга расширена база отдыха «Атлашкино». П.Витер обладал эрудицией, глубокими инженерными знаниями, дальновидностью. Он дважды награжден званием Героя Социалистического Труда. Асфальтированная двухсторонняя дорога соединяет два района города: Ново-Савиновский и Авиастроительный районы. Его именем названа проезжая улица между заводами моторостроительнго и самолетостроительного.

3-я остановка. Самолетостроительный завод основан в 1927 г., ранее здесь было картофельное поле и село Караваево. В ноябре 1941 г. сюда был эвакуирован Московский завод. В годы войны два завода (московский и казанский) производили по 12 самолетов в сутки! Николай Иванович Максимов работал рабочим, в годы войны – главным контролером. Он знал каждую деталь в самолете. «Мелочей в авиации нет, иначе самолет не полетит или может в воздухе взорваться», – говорил Николай Иванович. После войны – 1960 – 1967 гг. – он возглавил завод. Вся его жизнь – ежедневный труд. Ему присвоено звание Героя Социалистического Труда. Под его руководством выпускались самолеты – носители ядерного оружия.

4-я остановка. Его именем названа улица, по которой мы пойдем дальше. Ее длина составляет примерно четыре километра. Начинается улица Максимова у здания администрации самолетостроительного завода.

5-я остановка. Перед заводом, в сквере «Караваево», растут смешанные деревья. Их посадили заводчане. Роскошный каштан – П.А.Витер. Кстати, каштаны, посаженные Петром Акимовичем у административного здания моторостроительного объединения, удачно вписались в ландшафт. На лавочках трудящиеся завода отдыхают, беседуют с коллегами, любуются деревьями, летом наслаждаются ароматами цветов. Среди сквера – памятник (сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик ТУ-22 М3, без внутреннего содержания). Он выпущен в 1993 г. Экипаж самолета состоял из трех человек – штурман, командир и стрелок-радист. Внутри летательного аппарата были ракеты. Такая модель самолета выпускалась под руководством Н.И.Максимова. Сейчас она снята с производства.

6-я остановка. На стене первого этажа трехэтажного дома (ул. Максимова, дом 4) установлена памятная доска. На ней имеется барельеф Н.И.Максимова, вид самолета и даты жизни героя. В 1967 г., после смерти Николая Ивановича, улицу Астраханскую переименовали в ул. Максимова. Николай Иванович мечтал, чтобы заводчане жили в многоэтажных домах. Его мечта осуществилась. На ней около 100 многоэтажных домов, есть и дома-коттеджи. Улица благоустроена, освещена фонарями. Асфальтированная дорога имеет двухстороннее движение, на каждой стороне по две полосы. По улице едут автобусы, троллейбусы, на остановках – электронное табло. Мы пойдем в сторону метро по улице Максимова. На ней есть магазины, салоны красоты, парикмахерские, аптеки. Знаменитый Николай Максимович Максимов был справедливым, принципиальным, эрудированным человеком, заботился об условиях жизни, здоровье рабочих.

7-я остановка. Мы на пересечении улиц Максимова и Лукина. Улица Лукина названа в честь директора моторостроительного завода. С 1935 г. он трудился на воронежском заводе рабочим, главным механиком, директором. Завод был эвакуирован в Казань. В годы войны Макар Михайлович являлся директором (1942 – 1946 гг.). Он руководил производством реактивных двигателей. В 1943 г. моторостроительный и авиастроительный заводы посетили помощник Президента США К.Нельсон (внук Рокфеллера, богатейший бизнесмен США), его помощники и летчики ВВС. Сопровождал гостей директор моторостроительного завода Макар Михайлович Лукин. Последующие годы он работал в министерстве авиационной промышленности СССР. В 1954 г. Макару Михайловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда. Его деятельность на разных должностях в трудные довоенные и послевоенные годы оставила след в отечественном моторостроении. «Землю красит солнце, а человека – труд», гласит народная пословица.

8-я остановка. Ул. Максимова, дом 3.

С правой стороны – заводской профилакторий и бассейн «Волна». Плавательный бассейн имеет размеры 25*11 м. В бассейне есть каскадный душ, сауны, тренажерный зал. Место отдыха и реабилитации трудящихся построено по инициативе Н.И.Максимова. Под его руководством открыты базы отдыха на берегу реки Волги «Бережок» и на берегу Черного моря, в Крыму.

9-я остановка. Ул. Максимова, дом 36.

Рядом четырехэтажная городская поликлиника №11 и больница. До сих пор рабочие завода и ветераны труда с благодарностью вспоминают заботливого руководителя.

10-я остановка. Ул. Максимова дом №38.

На стене трехэтажного дома еще одна мемориальная доска, на которой увековечено имя Н.И.Максимова.

Справа, на оживленной улице, рядом со спортивным комплексом «Мотор» – памятная доска с барельефом. Она посвящена Петру Акимовичу Витеру. Сельский хлопец славно трудился, учился, в зрелые годы был назначен руководителем завода-гиганта, научно исследовательского института. Его время трудовой деятельности в авиастроительной отрасли названо «эпохой Витера». Он желал, чтобы работники завода и их дети занимались в спортивных школах. В 2003 г. его жизнь прервалась на 79 году жизни. 14 июня 2017 г. в присутствии официальных лиц республики торжественно открыли оригинальный памятник дважды Герою Социалистического Труда П.А.Витеру у спортивного комплекса «Мотор».

11-я остановка. Мы продолжаем путь по улицам Авиастроительного района в сторону станции метро «Авиастроительная». Идем по улице Копылова. Она названа в честь легендарного генерального директора. Он продолжил дело Н.И.Максимова, руководил заводом.

12-я остановка. По инициативе Президента РФ В.В.Путина создан бронзовый бюст Героя Социалистического Труда Виталия Егоровича Копылова. 30 августа 2019 г. состоялась торжественная церемония его открытия. В.Е.Копылов, уроженец самарского села. Выпускник Самарского института был направлен на машиностроительный завод в г. Комсомольск-на-Амуре, занимал должность директора. В 47 лет был назначен генеральным директором Казанского авиационного производственного объединения им. Горбунова. Более 20 лет он возглавлял завод. В период его руководства на заводе обновилась техническая база, построены жилые дома для заводчан, средняя школа № 62. На заводе освоен выпуск стратегических бомбардировщиков, сверхзвуковой ракетоносец  самолет ТУ-160 (Белый лебедь), пассажирские лайнеры ИЛ-62. Его именем назван один из самолетов ТУ-160. В период его деятельности был небывалый подъем производства, завод являлся гордостью СССР. Но после распада СССР произошла приостановка выпусков ТУ-160, прекратилось финансирование от федерального центра. В.Копылов пережил подъем и падение изготовления самолетов. Почти прекратились выплаты зарплаты рабочим. В настоящее время объединение вновь набирает темп производства.

Сегодня мы прошли по улицам, которые носят имена выдающихся Героев Социалистического Труда: П.В.Дементьева, П.А.Витера, Н.И.Максимова, М.М.Лукина, В.Е.Копылова. За столетие отечественная  авиация изменялась от АНТ-3 (самолет почтовый, разведчик, легкий бомбардировщик, скорость 226 км/час) до ТУ-160 (сверхзвуковой, 2200 км/час, стратегический бомбардировщик-ракетоноситель). Причем, конструктор самолетов АНТ и ТУ-160 – Андрей Николаевич Туполев. Наши герои – пример для тысячи работников авиационной отрасли, современников. Память о них никогда не умрет, она останется навсегда в памяти  народной.

29 марта 2013 г. Президент РФ В.В.Путин учредил самую высокую государственную награду – звание Героя Труда Российской Федерации. Чтобы поднять престиж труда и рабочих профессий в последние годы делается немало.

С 22 по 27 августа 2019 г. в Казани с успехом прошел 45-й чемпионат мира по профессиональному мастерству, WorldSkills International (WSI). 1354 молодых профессионала из 63 стран и регионов боролись за медали в 56 компетенциях. Посетители чемпионата могли наблюдать управление цифровыми устройствами на расстоянии, рождение искусственных алмазов… Площадку профессий будущего посетили более 100 тысяч гостей.

Таким образом, истинное достоинство человека заключается в созидательном труде. Героев труда во всех временах уважают, почитают. Они навсегда останутся в памяти народа.