Ударение
Ударение
Резида ИСМАГИЛОВА, учитель начальных классов Куркачинской средней школы Высокогорского района РТ
ЦЕЛЬ УРОКА: повторить понятие «ударение»; формировать умение ставить ударение, определять ударный слог, ударные и безударные гласные.
ЗАДАЧИ:
- Повторить понятие «ударение»;
- Учиться выделять ударный слог в слове, определять безударный слог, ударные и безударные гласные;
- Определить зависимость смысла слова от ударения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Предметные: Знать определение понятия ударение, ударный и безударный слог.
Уметь определять ударение в слове, различать ударные и безударные слоги.
Метапредметные:
Познавательные: ориентироваться в материале учебника и находить по заданию учителя нужную информацию, формировать умение проводить сравнение, выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы;
Регулятивные: определять учебную цель урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения; выполнять учебное задание в соответствии с правилом; принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;
Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Личностные:
– положительное отношение к учению;
– умение анализировать свои действия и управлять ими;
– умение оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.
Ресурсы:
– книгопечатная продукция – Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, Русский язык. Учебник. 2 класс, 1 часть. – Москва, «Просвещение», 2015 год,
– печатные пособия – карточки с заданиями; памятки; рисунки; звуковые модели.
Условные обозначения:
ЛУУД – личностные универсальные действия
РУУД – регулятивные универсальные действия
ПУУД – познавательные универсальные действия
КУУД – коммуникативные универсальные действия
Технологическая карта
N
п/п |
Этап урока и вид деятельности |
Ресурсы |
Деятельность Обучающихся |
Форма организации
учебной деятельности |
Содержание материала |
Формируемые УУД |
1. | Ориентировочно–мотивационный этап
Организационный момент Мотивация учебной деятельности учащихся |
Бумажный цветок для каждого ученика | Приветствие
Мотивируют себя на урок |
Фронтальная | Приветствие «Здравствуйте!»
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа (по лицу, по плечу, по диагонали), начиная с больших пальцев и говорят: · желаю (соприкасаются большими пальцами); · успеха (указательными); · большого (средними); · во всём (безымянными); · и везде (мизинцами); Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью) На уроке наши глаза внимательно Смотрят и все … (видят). Уши внимательно слушают И всё …(слышат). Голова хорошо … (думает). – Какое сейчас время года? (осень) – А вам хотелось бы, чтобы скорее наступило лето? – А давайте мы сегодня перенесем частичку лета к нам в класс. У вас на партах есть цветочки, но они не цветные. Вы будете выполнять задания и закрашивать лепестки. Если справились с заданием без ошибок, то в красный цвет, если были небольшие 1–2 ошибки, то желтым, если больше ошибок, то синим цветом. И в конце урока мы соберем поляну цветов. |
КУУД
ЛУУД РУУД |
2. | Операционно – исполнительский этап
Минутка чистописания |
Буква К | Упражнение «Скалка», самомассаж пальчиков.
Проговаривают слова–помощники: Я тетрадь свою открою Записывают число и классная работа.
Характеризуют звук. Записывают буквы К, к. «Коронуют» самую красивую букву. Обмениваются тетрадями с соседом по парте. «Коронуют» самую красивую букву соседа.
Оценивают свою работу, работу соседа. |
Индивидуальная
Парная Фронтальная |
– С чего мы начинаем каждый урок русского языка? (минутки чистописания).
– Прежде чем, начать писать сделаем гимнастику (самомассаж) нашим пальчикам. 1.Большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной рукой, потом другой. 2.При помощи карандаша трём ладони с внутренней стороны, затем – с тыльной (скалка) 3.Заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук. 4.Дотрагиваемся ладонями до щёк, ощущаем тепло своих рук. – А теперь откроем наши тетради и запишем число и классная работа. – Для того, чтобы узнать какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания, нужно разгадать загадку: Есть она в любом кармане, В сумке, в комнате, в руке, Есть в кастрюле, есть в стакане, И две целых в кошельке. Без нее не даст корова Нам парного молока. Здесь загадано не слово, А всего – лишь буква… (К) – Букву угадали. А какой звук будет обозначать эта буква? – Давайте вспомним ее характеристику. – А сейчас вспомним, как пишется эта буква и запишем ее. – «Коронуем» простым карандашом самые красивые буквы. – Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, «коронуйте» самую красивую букву вашего соседа. Верните тетрадь соседу. – Оцените свою работу, закрасьте лепесток цветочка. |
РУУД
КУУД ЛУУД |
Актуализация знаний
Словарно -орфографическая работа |
Вспоминают словарные слова. Записывают их, делят на слоги.
Самооценка. |
индивидуальная
фронтальная |
Прием «Я беру тебя с собой»
– Я собралась в путешествие. Я собираю чемодан и беру с собой объекты, которые чем–то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Для этого предлагайте мне объекты, чем–то похожие на мой, а я буду говорить, могу ли я взять их с собой. Итак, я беру с собой картину. А что вы возьмете с собой? (капусту, корову, карандаш, картофель, коньки) – Какие слова мы взяли с собой? (словарные слова на букву К) – Запишем их и разделим на слоги. Можем ли мы перенести все эти слова? – Закрашиваем лепесток цветочка. Прием «Да – нет» – Вспомним, что мы знаем о теме слоги и перенос слова. Я буду говорить утверждения, если вы согласны с утверждением, вы хлопаете, если не согласны – топаете. 1) Слоги – это части слова, на которые оно делится при произношении.(да) 2) В слове столько слогов, сколько в нем согласных. (нет) 3) Слова переносятся по слогам. (да) 4) Одну букву переносить можно. (нет) 5) Буквы й, ъ, ь не отделяют от впереди стоящей буквы (да) 6) В словах с двойными согласными одну букву оставляют на строке, вторую переносят на другую строку (да) 7) Слово, состоящее из одного слова переносить можно (нет) – Кто ни разу не ошибся? Похвалите себя (погладьте себя по головке) (Закрашиваем лепестки цветочка)
|
ПУУД
РУУД КУУД |
||
Постановка целей и формулирование темы урока | Волшебный ящик, молоток,
опорные слова для постановки целей |
Выносят предположения, отгадывают загадку.
Формулируют тему урока, определяют цель урока. |
Фронтальная | – Перед вами Волшебный ящик. Как вы думаете, что там может быть?
Загадка – подсказка: Туки-туки – Перестуки,
– Как вы думаете, причем тут молоток и наш урок? Почему молоток стал гостем на нашем уроке? Что делает молоток? (ударяет) – Кто догадался, какая тема нашего урока сегодня? (ударение) – Какие цели мы поставим перед собой? 1.Вспомнить, что такое ударение 2.Повторить, что такое ударение 3.Закрепить умение ставить ударение 4.Совершенствовать умение правильно ставить ударение
|
РУУД
ПУУД ЛУУД КУУД |
|
Открытие «новых» знаний
Проблемный вопрос |
Свеча, рисунки за’мка и замка’, звуковые модели для каждого ученика, изображение мастера Ударялкина. | Наблюдают, отвечают на вопросы, составляют звуковые модели, делают выводы.
|
Фронтальная
Индивидуальная |
– А сейчас проделаем опыт со свечой.
Будьте внимательны и смотрите, сколько раз колыхнётся пламя. (Учитель сворачивает лист бумаги в трубку и произносит слова, дети наблюдают) ЛЕС ШКОЛА МАШИНА – Кто был внимательным, тот сейчас ответит на поставленный вопрос: Сколько раз колыхнулось пламя первый раз, второй раз, при произнесении третьего слова? (Один, два, три) – Почему пламя мигало по– разному? ( Потому, что в слове лес 1 слог, в слове школа – 2, в слове машина – 3) – А сейчас я произнесу слова и выделю голосом ударный слог. (Учитель произносит – машина). – Слово не договорила, пламя погасло. Почему? (Отвечают дети и подводятся к выводу, что на ударном слоге больше выдыхается воздуха. Он произносится с большей силой) – Перед вами рисунок. Составьте звуковую модель этого слова (за`мок) – А теперь составьте звуковую модель этого слова (замо`к) – Что вы заметили? (звуковые модели одинаковые) – Но значение этих слов одинаково? – А как различить эти слова? Что помогает? (ударение) Шутник он невидимка – Молоток, Тук и ударил в безударный слог… И сразу же исчез огромный За`мок и появился маленький замо`к. – Поставьте ударение в словах. – Какой вывод можно сделать? (от места ударения может меняться значение слова) – Скажите, а как можно определить, на какой слог падает ударение? (позвать слово 3 раза) – Правильно. Об этом вам напоминает мастер Ударялкин. Давайте попробуем (капуста, школа)
|
ПУУД
ЛУУД РУУД КУУД |
|
Физкультминутка |
|
Выполняют действия | Индивидуальная | – Я буду называть слова, если ударение в этом слове падает на 1 слог – приседайте, если на 2 слог– прыгайте, если на 3 слог – кружитесь (школа, карандаш, зима, мальчик, окно, огурец и т.д) | РУУД
|
|
Обобщение и систематизация знаний | Учебник, карточка с заданием для работы в паре
|
Выполняют упражнение, отвечают на вопросы,
оценивают свою работу, работают в паре, делают выводы |
Индивидуальная
Парная
|
– Выполним упражнение в учебнике, с.88, упр.132
– Оценим свою работу, закрасим лепесток цветочка. – Поработаем со схемами слова и прищепками Задание: поставить ударение в словах (на схеме выбирается ударный слог и закрепляется прищепка) Молоко, девочка, книга, зеркало, снежинка, слон, берёза. – Мнения разделились. Нужно ли ставить ударение в слове берёза? Почему? (выставляем картинку памятку) – А еще в каком слове не поставили знак ударения? (в словах с одним слогом – картинка и памятка) – Закрашиваем лепесток цветочка. |
РУУД
ЛУУД ПУУД |
|
3. | Рефлексивно -оценочный этап
Рефлексия |
Прищепки с именами учеников, цветы с разным настроением. | Анализируют прошедший урок | Фронтальная индивидуальная | – Как вы думаете, добились ли мы целей урока?
– Какие цветочки у вас получились? (вывешивают на доску) – Все ли вам было понятно? Оцените свою работу на уроке (Рефлексия с прищепками – цветок. У каждого ученика прищепка с его именем, на доске цветочки с улыбкой, с равнодушной улыбкой и грустный. Дети выбирают и прикрепляют прищепку в соответствии со своими ощущениями) – Если вам понравилось, как вы работали на уроке, поаплодируйте себе. Если вам понравилось, как работали ваши одноклассники, поаплодируйте им. Домашнее задание: с.89, упр.134
|
РУУД
КУУД ЛУУД |
Список литературы:
- Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4.
- Хуторской А.В. Модель системно-деятельностного обучения и самореализации учащихся // Интернет-журнал «Эйдос». – 2012. – №2. – http://www.eidos.ru/journal/2012/0329–10.htm.
- Кокарева З. А. Проектирование уроков и внеурочных занятий с позиций системно-деятельностного подхода. // Начальная школа плюс до и после. – 2013. – №7. – С.3.
- Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. Режим доступа:[http://omczo.org/publ/393–1–0–2468
- Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС. Режим доступа: [http://school1884.ru/]
- https://pedsovet.su/metodika/priemy/7053_tri_m
- https://multiurok.ru/files/priiomy–motivatsii–na–orghanizatsionnom–etapie–uro.html