Ударение

Ударение

Резида ИСМАГИЛОВА, учитель начальных  классов Куркачинской средней школы Высокогорского района РТ

ЦЕЛЬ УРОКА:  повторить понятие «ударение»; формировать умение ставить ударение, определять ударный слог, ударные и безударные гласные.

ЗАДАЧИ:

  1. Повторить понятие   «ударение»;
  2. Учиться выделять ударный слог в слове, определять безударный слог, ударные и безударные гласные;
  3. Определить зависимость смысла слова от ударения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предметные: Знать определение понятия ударение, ударный и безударный слог.

Уметь определять ударение в слове, различать ударные и безударные слоги.

Метапредметные: 

Познавательные: ориентироваться в материале учебника и находить по заданию учителя нужную информацию, формировать умение проводить сравнение, выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы;

Регулятивные: определять учебную цель урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения;  выполнять учебное задание в соответствии  с правилом; принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;
Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Личностные:

– положительное отношение к учению;

– умение анализировать свои действия и управлять ими;

– умение оценивать свой учебный  труд, принимать оценки одноклассников, учителя.

 

Ресурсы:

– книгопечатная продукция – Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, Русский язык. Учебник. 2  класс, 1 часть. – Москва, «Просвещение», 2015  год,

      –  печатные пособия – карточки с заданиями; памятки; рисунки; звуковые модели.

 

Условные обозначения:

ЛУУД – личностные универсальные действия

РУУД – регулятивные универсальные действия

ПУУД – познавательные универсальные действия

КУУД – коммуникативные универсальные действия

 

 

                                                                                 

Технологическая карта

N

п/п

 

Этап урока

и вид деятельности

 

Ресурсы

 

Деятельность

Обучающихся

Форма организации

учебной деятельности

 

Содержание материала

 

Формируемые УУД

1. Ориентировочно–мотивационный этап

 

Организационный момент

Мотивация учебной деятельности учащихся

Бумажный цветок для каждого ученика Приветствие

Мотивируют себя на урок

Фронтальная Приветствие «Здравствуйте!»

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа (по лицу, по плечу, по диагонали), начиная с больших пальцев и говорят:

·         желаю (соприкасаются большими пальцами);

·         успеха (указательными);

·         большого (средними);

·         во всём (безымянными);

·         и везде (мизинцами);

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

На уроке наши глаза внимательно Смотрят и все … (видят). Уши внимательно слушают И всё …(слышат). Голова хорошо … (думает).

– Какое сейчас время года? (осень)

– А вам хотелось бы, чтобы скорее наступило лето?

– А  давайте мы сегодня перенесем частичку лета к нам в класс. У вас на партах есть цветочки, но они не цветные. Вы будете выполнять задания и закрашивать лепестки. Если справились с заданием без ошибок, то в красный цвет,  если  были небольшие 1–2 ошибки, то желтым, если больше ошибок, то синим цветом. И в конце урока мы соберем поляну цветов.

КУУД

ЛУУД

РУУД

2. Операционно – исполнительский этап

Минутка чистописания

Буква К Упражнение «Скалка», самомассаж пальчиков.

Проговаривают слова–помощники:

Я тетрадь свою открою
И с наклоном положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь

Записывают число и классная работа.

 

Характеризуют звук.

Записывают буквы  К, к.

«Коронуют» самую красивую букву. Обмениваются тетрадями с соседом по парте. «Коронуют» самую красивую букву соседа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивают свою работу, работу соседа.

Индивидуальная

Парная

Фронтальная

– С чего мы начинаем каждый урок русского  языка? (минутки чистописания).

– Прежде чем, начать писать сделаем гимнастику (самомассаж) нашим пальчикам.

1.Большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной рукой, потом другой.

2.При помощи карандаша трём ладони с внутренней стороны, затем – с тыльной (скалка)

3.Заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук.

4.Дотрагиваемся ладонями до щёк, ощущаем тепло своих рук.

– А теперь откроем наши тетради и запишем число и классная работа.

– Для того, чтобы узнать какую букву мы будем сегодня писать  на минутке чистописания, нужно разгадать загадку:

Есть она в любом кармане,

В сумке, в комнате, в руке,

Есть в кастрюле, есть в стакане,

И две целых в кошельке.

Без нее не даст корова

Нам парного молока.

Здесь загадано не слово,

А всего – лишь буква… (К)

– Букву угадали. А какой звук будет обозначать эта буква?

– Давайте вспомним ее характеристику.

– А сейчас  вспомним,  как пишется эта буква  и запишем ее.

– «Коронуем» простым карандашом самые красивые буквы.

– Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, «коронуйте»  самую красивую букву вашего соседа. Верните тетрадь соседу.

– Оцените свою работу, закрасьте лепесток цветочка.

РУУД

КУУД

ЛУУД

  Актуализация знаний

Словарно -орфографическая работа

  Вспоминают словарные слова. Записывают их, делят на слоги.

Самооценка.

индивидуальная

фронтальная

Прием «Я беру тебя с собой»

– Я собралась в путешествие. Я собираю чемодан и беру с собой объекты, которые чем–то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Для этого предлагайте мне объекты, чем–то похожие на мой, а я буду говорить, могу ли я взять их с собой. Итак, я беру с собой картину. А что вы возьмете с собой? (капусту, корову, карандаш, картофель, коньки)

–        Какие слова мы взяли с собой? (словарные слова на букву К)

– Запишем их и разделим на слоги. Можем ли мы перенести все эти слова?

–        Закрашиваем лепесток цветочка.

Прием «Да – нет»

– Вспомним, что мы знаем о теме слоги и перенос слова. Я буду говорить утверждения,  если вы согласны с утверждением, вы хлопаете, если не согласны – топаете.

1)      Слоги – это части слова, на которые оно делится при произношении.(да)

2)      В слове столько слогов, сколько в нем согласных. (нет)

3)      Слова переносятся по слогам. (да)

4)      Одну букву переносить можно. (нет)

5)      Буквы й, ъ, ь не отделяют от впереди стоящей буквы (да)

6)      В словах с двойными согласными одну букву оставляют на строке, вторую переносят на другую строку (да)

7)      Слово, состоящее из одного слова переносить можно (нет)

– Кто ни разу не ошибся? Похвалите себя (погладьте себя по головке)

(Закрашиваем лепестки цветочка)

 

ПУУД

РУУД

КУУД

  Постановка целей и формулирование темы урока Волшебный ящик, молоток,

опорные слова для постановки целей

Выносят предположения, отгадывают загадку.

Формулируют тему урока, определяют цель урока.

Фронтальная – Перед вами Волшебный ящик. Как вы думаете, что там может быть?

Загадка – подсказка:

Туки-туки – Перестуки,
Если взял
Меня ты в руки,
Так не бей же
Как попало,
Чтоб по пальцу
Не попало.(молоток)

 

– Как вы думаете, причем тут молоток и наш урок? Почему молоток стал гостем на нашем уроке? Что делает молоток? (ударяет)

– Кто догадался, какая тема нашего урока сегодня? (ударение)

– Какие цели мы поставим перед собой?

1.Вспомнить, что такое ударение

2.Повторить, что такое ударение

3.Закрепить умение ставить ударение

4.Совершенствовать умение правильно ставить ударение

 

РУУД

ПУУД

ЛУУД

КУУД

  Открытие «новых» знаний

Проблемный вопрос

Свеча, рисунки за’мка и замка’, звуковые модели для каждого ученика, изображение мастера Ударялкина. Наблюдают, отвечают на вопросы, составляют звуковые модели, делают выводы.

 

Фронтальная

Индивидуальная

– А сейчас проделаем опыт со свечой.

Будьте  внимательны и смотрите,  сколько раз колыхнётся пламя.

(Учитель сворачивает лист бумаги в трубку и произносит  слова, дети наблюдают)

ЛЕС   ШКОЛА    МАШИНА

– Кто был внимательным, тот сейчас ответит на поставленный вопрос:

Сколько раз колыхнулось пламя первый  раз, второй раз,  при произнесении третьего слова?

(Один, два, три)

– Почему пламя мигало по– разному? ( Потому, что в слове лес 1 слог,  в слове школа – 2,  в слове машина – 3)

– А сейчас я произнесу слова и выделю голосом ударный слог.

(Учитель произносит – машина).

– Слово не договорила, пламя погасло. Почему?

(Отвечают дети и подводятся к выводу, что на ударном слоге больше выдыхается воздуха. Он произносится с большей силой)

– Перед вами рисунок. Составьте звуковую  модель этого слова (за`мок)

– А теперь составьте звуковую модель этого слова (замо`к)

– Что вы заметили? (звуковые модели одинаковые)

–        Но значение этих слов одинаково?

– А как различить эти слова? Что помогает? (ударение)

Шутник он невидимка –

Молоток,

Тук и ударил в безударный слог…

И сразу же исчез огромный

За`мок и появился маленький замо`к.

– Поставьте ударение в словах.

–        Какой вывод можно сделать? (от места ударения может меняться значение слова)

– Скажите, а как можно определить, на какой слог падает ударение? (позвать слово 3 раза)

–        Правильно. Об этом вам напоминает мастер Ударялкин. Давайте попробуем (капуста, школа)

 

ПУУД

ЛУУД

РУУД

КУУД

  Физкультминутка  

 

 

 

 

Выполняют действия Индивидуальная – Я буду называть слова, если ударение в этом слове падает на 1 слог – приседайте, если на 2 слог– прыгайте,  если на 3 слог – кружитесь (школа, карандаш, зима, мальчик, окно, огурец и т.д) РУУД

 

 

 

  Обобщение и систематизация знаний Учебник, карточка с заданием для работы в паре

 

Выполняют упражнение, отвечают на вопросы,

оценивают свою работу, работают в паре, делают выводы

Индивидуальная

Парная

 

– Выполним упражнение в учебнике, с.88, упр.132

– Оценим свою работу, закрасим лепесток цветочка.

– Поработаем со схемами слова и прищепками

Задание:  поставить ударение в словах (на схеме выбирается ударный  слог и закрепляется прищепка)

Молоко, девочка, книга, зеркало,  снежинка, слон, берёза.

– Мнения разделились. Нужно ли ставить  ударение в слове берёза? Почему? (выставляем картинку памятку)

– А еще в каком слове не поставили знак ударения? (в словах с одним слогом – картинка и памятка)

– Закрашиваем лепесток цветочка.

РУУД

ЛУУД

ПУУД

3.  Рефлексивно -оценочный этап  

Рефлексия

Прищепки с именами учеников, цветы с разным настроением. Анализируют  прошедший урок Фронтальная индивидуальная – Как вы думаете, добились ли мы целей урока?

– Какие цветочки у вас получились? (вывешивают на доску)

– Все ли вам было понятно? Оцените свою работу на уроке (Рефлексия с прищепками – цветок. У каждого ученика прищепка с его именем, на доске цветочки с улыбкой, с равнодушной улыбкой и грустный. Дети выбирают и прикрепляют прищепку в соответствии со своими ощущениями)

– Если вам понравилось, как вы работали на уроке, поаплодируйте себе. Если вам понравилось, как работали ваши одноклассники, поаплодируйте им.

Домашнее задание: с.89, упр.134

 

 

 

РУУД

КУУД

ЛУУД

                                      

Список литературы:

  1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4.
  2. Хуторской А.В. Модель системно-деятельностного обучения и самореализации учащихся // Интернет-журнал «Эйдос». – 2012. – №2. – http://www.eidos.ru/journal/2012/0329–10.htm.
  3. Кокарева З. А. Проектирование уроков и внеурочных занятий с позиций системно-деятельностного подхода. // Начальная школа плюс до и после. – 2013. – №7. – С.3.
  4. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. Режим доступа:[http://omczo.org/publ/393–1–0–2468
  5. Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС. Режим доступа: [http://school1884.ru/]
  6. https://pedsovet.su/metodika/priemy/7053_tri_m
  7. https://multiurok.ru/files/priiomy–motivatsii–na–orghanizatsionnom–etapie–uro.html