Учить себя самого – благородное дело, но еще благороднее – учить других

№57

(Мастер-класс)

Илшат ВАЛИУЛЛИН,

учитель географии высшей квалификационной категории Азбабинской средней школы Апастовского района, победитель гранта «Учитель-наставник»  2016 года

Что мне делать? Что мне делать? Я заблудился!  Опять у меня ничего не получается. Никто не помогает найти мне дорогу. Но почему так бывает? Стараешься, стараешься, учишься, учишься, выдумываешь разные пути… И ничего не получается. Совсем  несчастный я Незнайка.

Люди добрые, помогите мне сориентироваться. Дайте ключ к знаниям. Как мне найти дорогу в Страну знаний? К кому мне обратиться?

          Ответ с аудитории. Обратиться Вам надо к самому главному человеку Волшебной страны знаний – к Учителю. (Меняет шляпу.) Спасибо! Спасибо!

Здравствуйте, уважаемое жюри, уважаемые коллеги! А вот и я учитель географии Апастовского района  – Илшат Гусманович   Валиуллин.

Я открою перед вами

Знанья светлого пути.

И пойдете Вы не сами –

Вместе будем мы идти.

По неведомым дорожкам

В мир неведомых чудес

Будет трудно нам немножко,

Но у нас ключ знаний есть.

Он любую дверь откроет

В мир познания пригласит.

Я, как учитель географии, считаю, что в условиях модернизации процесса обучения в XXI веке –  географическое образование становится средством подготовки учащихся к жизни, развитию его ключевых компетенций, практических умений и жизненных навыков.

Сегодня я вам продемонстрирую, как знание географии помогает найти выход из самой  непредвиденной ситуации и покажу как ориентироваться на местности.

Каждый  из нас в повседневной жизни может оказаться в экстремальной ситуации. Например, заблудиться в лесу, потерять  дорогу в ненастную  погоду, оказаться в незнакомой местности и т.д.

Правильно сориентироваться на незнакомой местности поможет не только  умение читать карту, но и способность понимать значение природных примет.

Для проведения  практических  заданий  приглашаю   несколько  участников.

– Уважаемые коллеги, вспомним, что такое ориентирование?

– Ориентирование – это умение находить стороны горизонта. А также в каком направлении от человека находится предмет или населенный пункт.

– Какие способы  ориентирования на местности вам знакомы?

Существуют различные способы ориентирования на местности:

• по солнцу;

• с помощью компаса;

• по звездам;

• с помощью солнца и часов;

• плану местности;

• по местным признакам;

С ориентированием по местным признакам познакомимся подробнее. Для всех способов есть общие действия. Какие?  Сначала определяют, где север, а затем все остальные стороны горизонта. (Учитель показывает.)  

А какие местные признаки позволяют нам определить стороны горизонта?

 – муравейник;

– опушка леса;

– мох на деревьях;

– снег на крыше;

– овраг;

– пень;

– отдельно стоящее дерево;

– религиозные атрибуты;

– комки снега;

После  определения севера, если встать лицом  на север, напротив будет юг, справа – восток, слева – запад.

Учитель. А как  мы можем определить, сидя в кабинете, где находится север?

Ученики. С помощью компаса.

Учитель. Теперь определим, где север. Для этого поставим компас на горизонтальную поверхность и совместим стрелку компаса с буквой С или N.

Зная север, легко определить остальные стороны горизонта.

Для этого нужно встать лицом к северу, напротив, т.е. сзади  будет юг, справа – восток, слева – запад.

Учитель (показывает руками стороны горизонты).

Ученики (встают  повторяют действие учителя).

Учитель. Замечательно. На схемах поставим  главные стороны горизонта и промежуточные, где северная сторона уже определена. Проверим.

Теперь попробуем определить в каком направлении находится ваш район  относительно г. Казани. Для  этого обратимся к административной карте Татарстана и на схеме обозначим направление вашего  района.

 Ребята, обращаясь к своим схемам, попробуем показать свой район с места. (Указать направление.)

Завершая свой мастер-класс я хочу поблагодарить всех  за активное участие и подарить буклет.   Желаю, где бы вы не находились, куда бы вы не направлялись, пусть всегда вашим ориентиром  служит  наш родной дом,  Татарстан, столица республики – Казань. Для меня ориентиром служит мой любимый  Апастовский  район. Хочу вам подарить песню про свою родную деревню и родной край. (Исполняет песню.)

(Надевает шляпу Незнайки и широко улыбаясь.) Учить себя самого – благородное дело! (Надевает шляпу магистра, уже серьезно.) Но еще более благороднее – учить других. (Выразительно, с интонацией.)

Учитель – высокое слово!

Стремлениям нашим под стать.

Идём на урок мы, чтоб снова и снова

Нелёгкий экзамен держать

На право учить и дерзать!