Учимся проводить опыты со снегом и льдом

№ 111

(Образовательная деятельность в старшей группе)

Эльвира ГАЙФУТДИНОВА,

воспитатель I квалификационной категории детского сада № 314 г. Казани

Цель. Продолжать обобщение знаний детей о воде.

Задачи:

образовательные: расширить представления детей о свойствах воды;

развивающие:

– развивать мышление, внимание, память, умение анализировать и наблюдать;

– развивать навыки проведения лабораторных опытов, любознательность;

речевые:

развивать связную речь;

– обогатить словарь детей: испарение, круговорот воды в природе.

Методические приемы: организационный момент, игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций, беседа, экспериментирование, создание проблемной ситуации, физкультминутка, анализ, подведение итогов.

Ход занятия

Воспитатель. Здравствуйте, дети! Мы с вами вновь превратимся в ученых и будем проводить исследования – опыты, но теперь уже не с водой, а со снегом и льдом.

А сейчас я расскажу вам сказку о путешествии капельки. (Показывает рисунок Капельки, сидящей на тучке.)

 

«Жила-была капелька. Как-то сидела она на тучке со своими подружками, но вдруг сверкнула молния и ударил гром. Капелька испугалась и, спрыгнув с тучки, полетела вниз вместе с другими капельками. Упав на землю, они образовали лужу. Теперь капелька со своими подружками стала купаться и веселиться в ручейке…».

 

Воспитатель. В каком состоянии находится капелька сейчас?

Дети. В жидком.

Воспитатель (продолжает рассказ). «После того, как капелька оказалась на земле, не долго ей пришлось играть в луже. На улице стало холодать, лужа постепенно замерзла — и капелька превратилась в льдинку. Ее подружки нарядились в красивые платьишки и падали на землю уже снежинками. Скучно стало капельке, когда лужа замерзла, ведь она теперь не могла двигаться».

Воспитатель.  Ребята, а когда вода замерзает, в какое время года? А почему вода замерзает зимой? (Ответы детей.) А нам с вами скучно зимой, когда замерзают лужи, реки и на них образуется лед, и когда выпадает много снега? (Выслушиваются ответы.)

Воспитатель. А в каком состоянии находится капелька сейчас?

Дети. В твердом.

Воспитатель. Правильно. А сейчас мы с вами проведем опыты и определим, какими свойствами обладает вода в виде льда и снега. Я приготовила для вас две емкости: в одной из них снег, а в другой – лед.

1-й опыт. Определение цвета снега и льда.

– Какого цвета снег? (Белый, когда он чистый.)

– Какого цвета лед? (Бесцветный.)

2-й опыт. Определение прозрачности снега и льда.

Воспитатель. Я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где нет.

Дети. Под снегом не видно, значит снег непрозрачный. Подо льдом видно картинку, это говорит о его прозрачности.

3-й опыт. Определение формы снега и льда.

(Напомнить детям, что накануне разливали воду в формочки и эти формочки положили в холодильник. Достать из холодильника формочки и показать детям.)

Воспитатель. Посмотрите, имеет ли форму лед? И если имеет, то какую?

Дети. Ту, в каком сосуде или в какой форме замерзает.

Воспитатель. А снег? Посмотрите, я ему придаю разную форму.

Дети. Потому что снег рыхлый, сыпучий.

Физкультминутка. «Капельки и тучки».

(На полу разложены обручи (на один меньше, чем детей). Это – тучки. Все дети – это капельки. Пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по группе. Как только музыка остановилась, каждая «капелька» должна занять любую «тучку». «Капелька», которой не хватило «Тучки», испарилась. Игра проводится 2 – 3 раза.)

Воспитатель. Давайте, посмотрим на снег и лед, которые были на тарелках. Что с ними случилось, пока мы играли?

Дети. Они растаяли.

Воспитатель. Правильно, под действием тепла снег и лед превратились в воду. Значит, снег и лед образуются из воды под действием мороза, т. е. низкой температуры.

А что же случилось с нашей капелькой? (Продолжает рассказ.)

«…Становилось все теплее, и вскоре лужа растаяла, и капелька снова могла свободно плавать. Но дни становились все жарче и жарче, солнышко припекало все сильнее и сильнее, капелька стала очень легкой и полетела вверх, и в небе со своими подружками они образовали белое пушистое облачко».

В каком состоянии капелька находится теперь?

Воспитатель. В газообразном.

4-й опыт. Пар – это тоже вода.

Оборудование: кружка с кипятком, стекло.

(Взять кружку с кипятком, чтобы дети видели пар. Поместить над паром стекло, на нём образуются капельки воды.)

Вывод. Вода превращается в пар, а пар затем превращается в воду.

Воспитатель (прдолжает читать рассказ). «Капелька сидела на своем облачке и мечтала вновь вернутся на землю».

Да, ребята, солнце нагревает землю. Вода, когда нагреется, поднимается вверх, там она охлаждается и падает в виде дождя, снега, обратно на землю, в реки, моря, океаны. Такое явление в природе называют круговорот воды в природе.

— Что нового вы узнали на нашем занятии?

— О чем вы сегодня расскажете своим родителям, дедушкам и бабушкам, брату или сестре?

Ответы детей.