Участие в международных олимпиадах экологических проектов

№52

Искандер НАБИУЛЛИН,

учитель биологии лицея-интерната №24 г. Нижнекамска

Лабораторные и практические работы. Без таких работ невозможно изучать биологию. При изучении каждой темы стараюсь проводить хотя бы одну лабораторную или практическую работу. После трех лет поиска накопилось достаточно большое количество таких работ. Некоторые работы задаю на дом. Например, при изучении скелета дети дома выдерживают кость в уксусе, и наблюдают, как уксус растворяет минеральные вещества костей, и в конце эксперимента можно сгибать кость. Во время изучения осмоса дети выдерживают яйцо в уксусе. После растворения скорлупы наблюдают процесс осмоса через яичную пленку в дистиллированной воде и сахарном сиропе. При изучении лишайников ученики проводят биоиндикацию загрязнения воздуха в своем районе по состоянию лишайников. Таких работ много, все их здесь не перечислить.

Модели организмов и органов. Из подручных средств (в основном канцелярские принадлежности) дети собирают модели организма или органа, например, сердца. После чего они объясняют мне свою модель. Я считаю, что это эффективный способ усвоения учебного материала. Таким способом дети понимают лучше, чем по чтению учебника.

Круглые столы. Со старшеклассниками мы проводим круглые столы на такие актуальные темы, как «Гипотезы происхождение жизни», «ГМО – за и против?», «Актуальные проблемы экологии» и др. Кроме того, что ученики начинают лучше разбираться в этих темах, они также учатся выступать и участвовать в дискуссии. При проведении круглого стола ученики выбирают роли разных ученых: микробиолога, генетика, биохимика, антрополога, палеонтолога и др. Каждый выступает с точки зрения своей специальности.

Юмор на уроках. Юмор – обязательный атрибут обучения. Я считаю, что нужно шутить на каждом уроке. Юмор создает более комфортную атмосферу в классе, что положительно сказывается на обучении. Также юмор сближает учеников с учителем.

Олимпиады. О важности олимпиад сказано уже немало. Дети, которые изучают биологию углубленно, участвуют в различных олимпиадах по биологии и экологии. Сегодня благодаря олимпиадам можно поступить в ведущие ВУЗы страны, поэтому это мотивирует детей дополнительно.

Научные конференции и проектная деятельность. Об этом тоже сказано и написано много. Я не ставлю перед ребенком цель обязательно победить в конференции. Для меня важно максимально самостоятельное участие ребенка в проекте и минимальное участие учителя. Учитель не должен выполнять работу за ребенка, как это часто происходит. Хочу отметить, что наши дети участвуют не только в республиканских и федеральных, но и международных проектных олимпиадах. Мы участвует в олимпиадах экологических проектов «INEPO» в Стамбуле и «INEPO Euroasia» в Баку. Поездки очень важны в обучении, так как они расширяют кругозор ребенка: они видят мир, знакомятся с другой культурой, общаются со сверстниками из других стран.

Биотурнир. Каждый год команда нашего лицея участвует в Турнире юных биологов. Это мероприятие, в ходе которого ученики решают нестандартные биологические задачи, способствует развитию творческого мышления, умению выступать и участвовать в дискуссии.

Летняя школа. Биология тесно связана с природой. Невозможно изучать биологию только сидя в школьном кабинете. К сожалению, в течение учебного года мало возможностей выезжать с детьми на природу. Поэтому в начале июня в лицее мы проводим летнюю биологическую школу. В ходе школы мы выезжаем на экспедиции по разным природным достопримечательностям: лесам,  водоемам, болотам, национальным паркам.